Вопрос: Чем вызвана любовь конвертаторов к Киеву?
Ответ: В столице сконцентрированы представительства промышленно-финансовых групп, через Киев идут основные денежные потоки. По нашим подсчетам, общая сумма денег, перечисленных легальными компаниями на счета фиктивных фирм, достигает нескольких миллиардов гривень. Наиболее активно фиктивные предпринимательские структуры используются в сфере торговли и услуг, в ТЭК и АПК, в банковской системе. Банки очень привлекательны для криминалитета. А в Киеве работает 187 банков и филиалов.
В: Многие банки идут на противоправные действия?
О: Не пойман — не вор. Налоговая милиция владеет информацией о том, что в том или ином банке работает столько-то конвертаторов, но доказать причастность к этому банка не всегда удается. Сбору доказательной базы препятствует банковская тайна. Истребовать необходимые документы можно только по решению суда. А на это уходит время, за которое конвертаторы успевают оборвать все связи.
В: А как можно определить, что с конвертаторами сотрудничает определенный банк?
О: Если все счета фиктивных фирм открыты в одном банке, можно предположить, что конвертационный центр был непосредственно связан с банком. Естественно, банковские служащие этот факт никогда не признают, утверждают, что счета у них может открыть любое предприятие, а чем оно занимается, они не уполномочены проверять. Но как показывает практика, налоговая нагрузка честно работающих банков намного выше, чем у дружащих с конвертаторами.
В: Как доказать причастность предприятия к незаконной конвертационной деятельности?
О:Главное — не дать возможность уничтожить документы, по которым можно выяснить всю схему — бланки и печати фиктивных предприятий. Зная название фирм, можно легко установить, сколько денег и куда поступило. Возглавляют деятельность центра, как правило, хорошо подготовленные дельцы, которые через специально подобранных людей обеспечивают регистрацию и функционирование фиктивных фирм. Они заранее договариваются с должностными лицами банка о совместных действиях в случае угрозы блокирования средств на расчетных счетах.
Фиктивные структуры регистрируются, как правило, на подставных лиц, по поддельным или утраченным документам и существуют очень недолго — от недели до двух месяцев — до подачи отчетов в налоговые органы, потому их иногда зовут бабочками.
Ловить бабочек непросто. Учитывая высокий уровень организованности конвертаторов, их выявление осуществляется прежде всего оперативным путем. Проводятся встречные проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, которые тесно сотрудничают с фиктивными фирмами.
В: Что мешает ловить конвертаторов?
О: Усложняют работу принятые в начале 2005 г. поправки к некоторым законам. В частности, они запрещают как проводить, так и участвовать в проведении плановых проверок.
Раньше при получении оперативной информации налоговая администрация реагировала мгновенно, и при выявлении нарушений тут же принимались соответствующие меры, вплоть до ареста счетов. После принятия упомянутых поправок процедура усложнилась. Мы имеем право осуществлять проверку только после возбуждения уголовного дела.
Проволочка с получением судебного решения, которое следует предъявить подозреваемым, не на руку бюджету страны. А на руку скорее конвертаторам, которые могут относительно спокойно существовать, получая необходимую отсрочку. За это время государство потеряло миллионы гривень.
Впрочем, с начала этого года в Киеве разоблачены около 30 конвертационных центров и более 700 фиктивных предприятий, на чьих банковских счетах заблокировано десятки миллионов гривень.