В Казани определился состав финального матча претендентов на звание чемпиона мира по шахматам. В следующем году с обладателем короны Виши Анандом (Индия) встретится либо россиянин Александр Грищук, либо Борис Гельфанд из Израиля. А пока нас ожидает увлекательный матч из шести партий равных соперников, обладающих собственным неповторимым стилем
Полуфинальные матчи проходили в ожесточенной, порой драматической борьбе. И пусть никого не вводит в обман удручающая статистика — восемь ничейных поединков из восьми. Это были отнюдь не сухие, бесцветные или, как их еще называют, гроссмейстерские ничьи. Иногда мирный исход казался наименее вероятным, по ходу партии победить могли белые, затем — черные. А затем всё дивным образом преображалось — и на доске возникало равновесие.
В матче россиян Владимира Крамника (рейтинг — 2785) и Грищука (2747) явным фаворитом считался экс-чемпион мира Крамник. В его пользу говорили и опыт матчевых встреч, и отменная теоретическая подготовка, и наконец — более высокий рейтинг. Но Александр выбрал единственно разумную тактику на матч с таким титаном. Он построил игру от обороны. В первой партии, играя белыми, Грищук мог побороться за перевес в ферзевом гамбите, но то ли не заметил сильнейшего продолжения, то ли, поверив Крамнику, свернул игру и предложил ничью. Во втором поединке Крамник белыми преподнес сюрприз в английском начале. Но Грищук, по обыкновению, защищался очень здорово. Все же черные вынуждены были перейти в эндшпиль без пешки. И будь Владимир в своей лучшей форме, возможно, ему удалось бы поставить проблемы перед соперником. Но, пройдя мимо перспективного продолжения, экс-чемпион мира позволил земляку построить защиту. В итоге — ничья.
На следующий день Грищук сменил руку и начал игру ходом королевской пешки. Но Крамник убедительно доказал, что в его исполнении пробить русскую партию не представляется возможным. В заключительном поединке основной части матча произошли удивительные события. Во-первых, по дебюту (английское начало) Грищуку удалось не только уравнять партию, но получить весьма перспективную позицию с контршансами. Затем удивил Владимир: вместо того, чтобы смириться с чуть худшей позицией и постараться аккуратно защититься, он продолжал нагнетать обстановку на доске. Александр дрогнул, допустил пару неточностей, и его позиция стала очень подозрительной. К тому же он попал в страшный цейтнот. Но именно тут Грищук несколько раз находил тончайшую защиту, а Крамник не заметил сильнейших продолжений. И когда цейтнот был преодолен, выяснилось, что далеко продвинутая пешка черных достаточна для достижения ничьей. И хотя у Владимира было две лишних пешки, он вынужден был объявить вечный шах.
На тай-брейке в быстрые шахматы Грищук отказался от борьбы белым цветом, а черными попытался выстоять. Это едва не привело его к провалу в третьей партии. Но вновь Владимир, имея практически выигранную позицию и большой перевес во времени, не смог сохранить хладнокровия и доигрался до ничьей. В блице удача улыбнулась Грищуку, который сохранил большую свежесть. Уже в первой встрече он черными взял верх, а белыми сделал ничью с позиции силы. Общий счет матча — 5,5:4,5 в пользу Александра.
В матче американца Гаты Камского (2732) и Гельфанда (2733) наиболее интересными оказались вторая и третья партии. Во втором поединке Борис переиграл белыми Гату в защите Грюнфельда и получил эндшпиль с подавляющим преимуществом. Играть такую позицию черными — сплошное мучение. Но Гата защищался поразительно цепко и хладнокровно. Разумеется, без помощи израильского гроссмейстера американцу не удалось бы выкрутиться. Но и Гельфанд был не на высоте.
Напряженным выдался и «перебой». После двух ничьих — в третьей партии — Борис пропустил удар черных и расстался с ферзем… Теперь, чтобы перевести игру в блиц-партии, Гельфанду нужно было обязательно побеждать черными. Камский помог ему, пойдя на острую сицилианскую защиту. Исход поединка решили две связанные проходные пешки черных. И этот удар оказался слишком сильным для Камского. В блице он уступил дважды. Счет матча — 6:4 в пользу Гельфанда.