За два тура до конца шахматного Мемориала Таля, который проходит в Москве, создалась редкая, можно сказать, уникальная ситуация. Половина участников — пять из десяти — лидируют, а теоретические шансы на победу сохраняют еще двое из нижней половины таблицы. Примечательно, что к числу лидеров относится и украинский гроссмейстер львовянин Василий Иванчук, набравший четыре очка
Парадоксально, но именно Мемориал Таля, одного из самых ярких, агрессивных, изобретательных шахматистов всех времен и народов, дал повод для разговоров о ничейной смерти шахмат. Ведь в турах с четвертого по седьмой из двадцати партий была лишь одна результативная.
Однако такое мнение будет поверхностным и неправильным. Многие из этих ничейных поединков проходили в напряженной, временами яростной борьбе. И не вина гроссмейстеров, что каким-то невероятным образом шансы в конце концов уравновешивались…
Украинец Василий Иванчук в пятом раунде белыми против рейтинг-фаворита норвежца Магнуса Карлсена не смог получить и тени перевеса в защите Грюнфельда. Уже на девятом ходу были разменяны ферзи, и партия перешла в сложное окончание. Чернопольный слон Карлсена в отсутствие своего оппонента оказывал серьезное давление на позицию белых. Магнус пожертвовал пешку, но оказывал предельное давление на позицию белых. Казалось, еще чуть-чуть, и защита белых рухнет. Но украинец оборонялся просто вдохновенно. И когда Карлсен убедился в бесцельности игры на выигрыш, то позволил себе пошутить. Сначала пожертвовал качеством, а затем и вовсе влез в патовую позицию на 74-м ходу.
В партии россиян Сергея Карякина и Петра Свидлера, Петр разыграл черными очень рискованный вариант сицилианской защиты. И если бы Сергей нашел на 12-м ходу очень перспективное продолжение атаки, черным пришлось бы несладко. Но Карякин промедлил, и Свидлер уравнял игру. Концовка выглядела очень эффектно. Белые пожертвовали две фигуры, оттеснили короля соперника на пятую горизонталь, где и объявили ему вечный шах.
После игры Борис Гельфанд из Израиля разошелся в оценке позиции с россиянином Яном Непомнящим. Действительно, в защите Грюнфельда на доске возникла острая и абсолютно нестандартная позиция. Гельфанд, игравший белыми, пожертвовал пешку за инициативу. Без сомнения, компенсация у белых была, а вот было ли что-то большее — сказать трудно. Тем более, что Борис прошел мимо перспективной возможности, и преимущество перешло к Яну. Однако тут настал черед израильского гроссмейстера показать виртуозное мастерство в защите.
Даже в ферзевом гамбите нашли возможность обострить игру американец Хикару Накамура (белые) и Левон Аронян (Армения). Накамура подстроил ловушку, в результате которой выиграл качество. Аронян с удовольствием в нее попался. Зато король белых оказался в опасности. Тогда Накамура в панике перешел в худший эндшпиль, который, впрочем, ему удалось защитить. Единственной партией, где борьбы не получилось, оказалась встреча между самыми титулованными игроками — чемпионом мира Виши Анандом (Индия) и экс-чемпионом россиянином Владимиром Крамником.
В шестом раунде также было несколько содержательных поединков. Несколько неприятных минут пришлось пережить Карлсену, игравшему белыми со Свидлером. Петр очень хорошо разыграл свою излюбленную защиту Грюнфельда и перехватил инициативу. Но развить ее должным образом у россиянина не получилось. Испытывая недостаток времени, он допустил погрешность, и Магнусу удалось спастись.
Очень яркой и важной для теории была встреча Непомнящий — Карякин. Соперники продемонстрировали отличную дебютную подготовку в модном варианте защиты Нимцовича. Ян за ферзя отдал ладью, слона и коня. Соотношение явно невыгодное, но, во-первых, у белых было еще и три пешки, а во-вторых, черные фигуры взаимодействовали не лучшим образом. Однако Сергею удалось наладить оборону, а отдав коня за пешки белых, он построил защиту.
Также вничью завершились партии Крамник — Накамура, Аронян — Гельфанд и Иванчук — Ананд.
Наконец-то после трех туров ничейной засухи в седьмом раунде зрители дождались результативной партии. Иванчук применил черными против Накамуры самый популярный дебют турнира — защиту Грюнфельда. Уже на шестом ходу Хикару сыграл достаточно агрессивно и вскоре мог выиграть качество. Но это сулило ему потерю инициативы. В сильном цейтноте Накамура допустил решающую ошибку, ускорившую поражение.
Остальные партии этого тура завершились вничью.