Спорт

Аронян лидирует в Мемориале Таля

Шахматный Мемориал Таля начался, что называется, с места в карьер

Уже в первом туре жребий свел фаворитов — Левона Ароняна из Армении с экс-чемпионом мира россиянином Владимиром Крамником.

Аронян, игравший белыми, в защите Рагозина не только не смог получить перевес, но оказался к 20-му ходу в весьма затруднительной ситуации. Этому предшествовали весьма занимательные события. Сначала Левон пожертвовал качество, затем Владимир ответил контржертвой фигуры. Черные, хотя и остались без материала, но решающим фактором являлась катастрофическая отсталость белых в развитии и тревожное положение короля в центре. Однако в этот момент произошло настоящее чудо. Крамник мог выиграть двумя путями, но что-то перепутал или забыл и сделал ход, которым вообще упустил перевес.

Но психологически у него осталась установка на победу, да и цейтнот Ароняна подталкивал к игре на выигрыш. И россиянин перегнул палку, недооценив контригру соперника, и вскоре сам остановил часы.

«Мне просто обидно. Отдал очко глупейшим образом, не вошел в турнир. Даже не могу понять, что произошло…»,— резюмировал Крамник исход этого поединка.

Трудный жребий достался харьковчанину Павлу Эльянову. Ему выпало на старте играть две партии черными. В партии против россиянина Александра Грищука Павел избрал солидный вариант каталонского начала. Он получил хотя и прочную, но пассивную позицию. Дальнейшие события могут стать учебным примером того, как надо реализовывать минимальный перевес. Россиянин не спеша усиливал свою позицию, пресекая малейшую контригру черных. В эндшпиле белые выиграли пешку и четко довели партию до победы.

Борис Гельфанд из Израиля считается непробиваемым в русской партии. Вот и москвичу Сергею Карякину удалось получить по дебюту лишь минимальный перевес белыми. Когда на доске возникло слоновое окончание, казалось, Борис без труда сведет игру к ничьей, но он допустил несколько промахов и сдался.

Алексей Широв, представляющий Испанию, белыми во французской защите получил грозную на вид позицию против китайца Ван Хао. А на деле у него остались лишь одни слабости. Широв не почувствовал момента, когда ему надо было позаботиться о ничьей, и проиграл.

Единственную ничью в туре зафиксировали азербайджанец Шахрияр Мамедьяров и Хикару Накамура (США). Причем партия оказалась на удивление пресной.

Во втором раунде вновь пострадали Широв и Эльянов. Павел получил на вид неплохую позицию с изолированной пешкой против Накамуры. Но погрешность в середине игры привела его к серьезным затруднениям, а при реализации перевеса японский гроссмейстер был очень точен.

Широв (черными) напротив — боролся с изолированной пешкой Гельфанда. Однако Борис вовремя перевел игру в окончание. Возможно, позиция оставалась равной, но Широв предпринял опрометчивую вылазку и потерял пешку. А в эндшпиле Гельфанд действовал точно и победил.

Какую огромную роль играет в шахматах психология, показывает партия третьего тура Эльянов — Крамник. В спокойном варианте защиты Нимцовича уже на 18-м ходу возникло равное окончание. Но Крамник, учитывая свое плохое турнирное положение и неважную форму Павла, решил поиграть на выигрыш. Это привело к тому, что белые могли захватить инициативу и получить большие шансы на успех. Увы, харьковчанин прошел мимо перспективного продолжения, а затем довел позицию до проигрышной.

А в четвертом раунде Ван Хао в партии с Эльяновым до глубокого эндшпиля пытался материализовать свой несомненный перевес в полновесное очко. Но в этот день неудачник старта проявил великолепные качества защитника.

После четырех туров у Ароняна — 3 очка. Далее идут Карякин, Мамедьяров, Грищук, Накамура и Ван Хао — по 2,5. У Крамника — 2, Гельфанда — 1,5, Эльянова и Широва — по 0,5 очка.

marusenko
Share
Published by
marusenko