Жизнь

Медиков опять «надули на бабки»

Обещанное повышение зарплат медикам во многих случаях вполне ожидаемо привело к их снижению, не говоря уже о возникшей уравниловке, когда зарплата не зависит от уровня квалификации и сложности работы. Причина банальная: деньги на это повышения в очень многих случаях реально отсутствуют. Точно так же, как и прогнозировалось, в очень многих случаях медиков стали переводить на неполную оплату труда, поскольку такую лазейку предоставило решение Кабмина.

Все эти «упражнения» ведут к закономерным тяжелейшим последствиям. Бюджетная медицина уничтожается хотя бы даже и явочным порядком, поскольку из нее катастрофически бегут кадры, не говоря уже о падении уровня профессионализма. Частная медицина – это, прежде всего, бизнес, социальную нагрузку она нести не будет. Поэтому те, кто не имеет денег на лечение, останутся наедине со своими проблемами.

Поднять врачам зарплату – Зеленский дал приказ!

Напомним, что очередную реформу оплаты труда в здравоохранении пообещал лично Зеленский. Еще в прошлом году он пообещал с 2022 года платить врачам минимум по 20 тысяч, а медсестрам – по 13,5 тысячи гривен, и эти расходы якобы были заложены в бюджете.

Правда, по поводу наличия средств на это повышение уже в начале этого года имела место перебранка между Минздравом и Минфином. Минздрав заявил, что средства на повышение есть, но Минфин, ведающий бюджетными средствами, потребовал от Минздрава подтвердить их наличие.

Здесь следует учитывать, что если ряд лечебных учреждений получают средства непосредственно из бюджетов различных уровней, то основная масса медучреждений получают финансирование из Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ). Расценки, по которым НСЗУ оплачивает медикам работу, давно считают очень заниженными, денег не хватало даже при старых зарплатах, и в ряде мест образовались долги при более низких уровнях оплаты труда. Тем более, не из чего повышать зарплаты, не говоря уже о том, что, кроме оплаты труда, деньги нужны лечебным учреждениям и на другие цели.

Как бы там ни было, 12 января на заседании Кабмина было принято решение об указанном выше увеличении зарплаты медикам государственных и коммунальных учреждений здравоохранения. К тому же, решение принято задним числом, то есть с 1 января.

Это и стало причиной попыток массового перевода медиков на 0,75 или 0,5 ставки, поскольку руководству медучреждений некуда деваться из-за отсутствия средств. Это же вызвало массу других перекосов. Наконец, это придало дополнительный импульс дальнейшему развалу отрасли и бегству из нее кадров, который катастрофически не хватает уже даже в столице.

Причем процесс бегства медперсонала идет давно, но это власть не особо волнует. Если общее число занятых в бюджетном здравоохранении в 2021 году, по данным Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ), составляло немногим более 270 тысяч человек, то при этом отток кадров из здравоохранения за два года превысил 50 тысяч человек.

Причем далеко не все кадры уходят даже в платную частную медицину. Очень многие уезжают за границу, а многие просто уходят из медицины навсегда.

Если говорить о новациях в оплате труда медиков, то формально они вроде бы должны радоваться обещанному повышению зарплат врачам до 20000, а медсестрам – до 13500 гривен. По данным отраслевых профсоюзов, в 2021 году средняя зарплата в здравоохранении составила в Киеве немногим более 15000, а по Украине – 11000 гривен. Правда, сразу же возникает поставленный выше вопрос о том, где взять средства на существенное повышение зарплат, о чем далее. К тому же, и сейчас есть врачи, которые получают 20-30 тысяч гривен.

Но указанное повышение касается не оклада, а всей начисленной зарплаты. Напомним, что зарплаты медиков, как и большинства других категорий бюджетных работников, состоят из небольших, часто мизерных окладов, мало отличающихся от минимальной зарплаты, а также целого ряда весьма высоких надбавок – за категорию, за интенсивность, муниципальные, ковидные и так далее. Например, в Киеве как наиболее «богатом» городе муниципальная надбавка врачам составляет 5000, медсестрам – 4000, младшему медперсоналу – 2000 гривен. Но даже богатому Киеву, чтобы дотянуть до заявленной средней величины зарплаты для врачей, нужно доплатить еще 5000 гривен в месяц каждому, не говоря об остальных, и не факт, что такие деньги найдутся.

К тому же, возникает проблема уравниловки. Предложенный Кабмином способ повышения зарплаты фактически уничтожает дифференциацию оплаты труда в зависимости от опыта, стажа и категории. Иными словами, исчезает различие между оплатой труда врача высшей категории и не имеющего категории, между медсестрой из регистратуры или операционной медсестрой. Это ведет к дополнительной демотивации работников и чревато усилением оттока кадров.

Правда, на местах, по мере возможности, как-то пытаются эту уравниловку устранить, добавляя наиболее квалифицированным кадрам где 500 гривен, а где пару тысяч. Но все это в ручном режиме, а узаконенная дифференциация в зависимости от квалификации, стажа и категории теперь фактически отсутствует.

Денег нет, и медицина погибает

И все же, самой главной проблемой здесь является отсутствие в бюджете реальных средств на повышение зарплат в указанном размере.

Большинство бюджетных учреждений получают финансирование от НСЗУ. Эти деньги расходуются не только на зарплату, но также на медпрепараты, оборудование, хозяйственную деятельность, включая пресловутые коммунальные услуги, стоимость которых резко увеличивается из-за роста цен на энергоносители. О том, что оплата многих лечебных процедур занижена, в прошлом году говорилось много, но расценки, по которым их оплачивает НСЗУ, увеличены так и не были.

Начался обычный в таких случаях чиновничий «пинг-понг». Минздрав в лице министра Ляшко утверждает, что деньги для повышения есть, и требует от подчиненных увеличить зарплату в отрасли.

Но реально смогли повысить зарплату, собственно, изыскать для этого средства в соответствии с новыми требованиями, по данным профсоюзов, примерно около 20% лечебных учреждений. У многих учреждений до сих пор даже не заключены договора с НСЖУ, которая часто является единственным источником финансирования медучреждений.

В ряде случаев, после такого повышения даже при полной загрузке отдельные категории медработников, наоборот, потеряли в доходах, в частности, в скандальных доплатах «за ковид».

По факту деньги целевым порядком на повышение зарплат не выделены, вся эта затея чревата очередным сокращением штатов. Это только усугубит кадровый кризис в отрасли.

Поскольку денег явно не хватит и/или под видом того, что их не хватит, начались обычные в бюджетной сфере манипуляции с переводом работников на неполный рабочий день (неделю). Ничего нового здесь нет, и такая форма «экономии» бюджета за счет медиков используется в Украине давно и активно. При этом работники теряют не только заработок, а и пенсионный стаж, но это никого не волнует. При этом часто формально числящийся как не полностью занятый, медработник еще и работает полный рабочий день.

Для подобных манипуляций в решении правительства есть лазейка, позволяющая так «поднять» зарплату врачам до 20, а медсестрам до 13 тысяч, чтобы в реальности им можно было бы заплатить меньше, причем совершенно легально. Отдельным пунктом норматива указывается, что в случае установления медработнику неполного рабочего дня или выполнения им не в полном объеме установленной нормы продолжительности рабочего времени, требование по оплате труда применяется пропорционально отработанному времени. В переводе на общепонятный язык, это означает, что появляется возможность переводить медиков на неполную занятость, соответственно, тратить на зарплату меньше, но внешне это будет выглядеть как повышение зарплаты.

Сигналы с мест о том, что такие манипуляции набирают обороты, поступают из многих регионов страны. В Минздраве объявили, что совместно с Госслужбой по вопросам труда начинают масштабную проверку выполнения решения правительства о повышении зарплаты, в том числе выявлять факты, когда медработников формально переводят на неполную занятость, но при этом они выполняют свои должностные обязанности в полном объеме. В случае обнаружения таких фактов, руководителям угрожают штрафы до 65 тысяч гривен.

Здесь необходимо сделать одно замечание. Допустим, медработника перевели на 0,5 оплаты, сократив при этом вдвое и объем выполняемой работы. Вроде бы законность соблюдена… Но в том то и дело, что законность эта является сугубо внешней.

Прежде всего, это делается обычно под нажимом, то есть о добровольности в таких случаях говорить не приходится. Кроме того, работник теряет при этом часть заработка, и далеко не всегда в высвободившееся время он может найти подработку, чтобы компенсировать такие потери заработка. К тому же, с переходом на неполную работник имеет все шансы утратить соответствующую часть пенсионного стажа.

Не будем оправдывать руководство медучреждений, которое принуждает работников к оформлению на неполную занятость, в том числе и при фактически полном выполнении должностных обязанностей. Но ведь такое руководство тоже можно где-то понять. Указание повысить зарплату поступило, а реальных денег для этого нет, но работать как-то надо, тем более что пациенты поступают. Вот и приходится выкручиваться…

Поэтому анонсированные грозные проверки Минздрава и Гоструда – это, конечно, хорошо, но при этом надо решить вопрос в корне путем целевого выделения средств на заработные платы, включая их повышение согласно указанному решению Кабмина.

По некоторым данным, недофинансирование здравоохранения в целом по стране, в том числе из-за заниженных расценок НСЖУ, оценивается в 100 млрд гривен. Как власть намерена решать вопрос – путем прямых дотаций или увеличения расценок НСЖУ – пока непонятно, как непонятно, намерена ли она вообще этот вопрос решать, тем более в такое сложное время, когда все можно списать на «Путин-нападет».

А пока идут эти игрища, в январе наблюдалось усиление оттока кадров из отрасли.

Словом, подобные «реформы» и манипуляции ведут к окончательному развалу остатков бюджетного здравоохранения.

Частная же медицина, повторим, – это бизнес, и социальные функции выполнять не будет, особенно в условиях, когда НСЖУ не в состоянии нормально платить даже бюджетным медучреждениям. А это значит, что те, кто не имеет денег на дорогое платное лечение, деликатно выражаясь, обречены на естественный уход…

Александр Карпец