Поздравив с Днем Независимости, первые три лица США настоятельно порекомендовали Украине хоть немного капитулировать, чтобы слегка умиротворить агрессора.
Сначала Украину поздравил Дональд Трамп, обращение которого перепостил Зеленский.
Трамп высказал поздравления и самые тёплые пожелания Зеленскому и «мужественному народу Украины» по случаю 34-й годовщины независимости.
«Народ Украины обладает несокрушимым духом, а мужество вашей страны вдохновляет многих. В этот важный день знайте: Соединённые Штаты уважают вашу борьбу, чтят ваши жертвы и верят в ваше будущее как независимой нации», – подчеркнул Трамп.
А дальше самое интересное:
«Сейчас настал момент положить конец бессмысленным убийствам. Соединённые Штаты поддерживают переговорное урегулирование, которое приведёт к прочному и долгосрочному миру, положит конец кровопролитию и обеспечит суверенитет и достоинство Украины».
В поздравлении с Днем Независимости на сайте Госдепартамента и от имени госсекретаря США марко Рубио говорится:
«В этот День Независимости, когда вы отдаёте дань истории своей страны, Соединённые Штаты с нетерпением ждут продолжения развития нашего экономического и оборонного партнёрства ради мирного и процветающего будущего для обеих наших стран…
Мы верим в переговорное урегулирование, которое будет поддерживать украинский суверенитет и гарантировать её долгосрочную безопасность, приведя к прочному миру».
А затем с «сольным номером» в интервью телеканалу NBC News выступил вице-президент Вэнс.
Вэнс заявил, что Россия пошла на «значительные уступки» Трампу в ходе последних переговоров по Украине.
«Я не говорю, что русские уступили во всем, но они признали, что Украина сохранит территориальную целостность после войны. Думаю, русские впервые за 3,5 года пошли на значительные уступки Трампу и готовы были проявить гибкость в плане некоторых своих основных требований», – сказал Вэнс.
Он также заявил, что Россия отказалась от своих первоначальных планов установить «марионеточное правительство» в Киеве.
Как заявил Вэнс, США рассчитывают, что мир в Украине может быть достигнут в течение полугода.
Он отметил, что Вашингтон видит два ключевых вопроса для урегулирования — территории и гарантии безопасности.
В рамках гарантий американские войска не будут размещены в Украине, однако США намерены активно участвовать в обеспечении ее безопасности.
Говоря о территориях, Вэнс указал, что украинцы сами определят, где проводить территориальные границы в их собственной стране.
Отвечая на вопрос журналистки, Вэнс отметил, что Россия не вводит Трампа в заблуждение относительно стремления к урегулированию.
По словам Вэнса, Россия неизбежно будет участвовать в переговорах о гарантиях безопасности для Украины.
«Как можно разумно предоставить гарантии безопасности, не обсудив с россиянами то, что необходимо для завершения войны? Думаю, здесь есть некоторое недопонимание. Эти гарантии безопасности будут предоставлены», – отметил Вэнс.
Он добавил, что «мы не говорим о гарантиях безопасности до тех пор, пока война не завершится. И, разумеется, россияне будут частью разговора о том, как эту войну завершить. Так что, конечно, у них будет в этом какая-то доля участия».
Ранее Лавров заявил, что Москва выступает за равные гарантии стан-членов Совбеза ООН, в который входят сама Россия, Китай, США, Великобритания и Франция.
При этом Зеленский заявил, что Россия не может быть гарантом, поскольку гарантии нужны от российского нападения. Также ранее он выступил против участия Китая.
От себя добавим, что получилось такое себе «поздравление с умиротворением агрессора и принуждением жертвы к капитуляции».
Многие американские эксперты, намного лучше, чем Вэнс, разбирающиеся в российско-украинской и постсоветской теме и вообще в международной политике, утверждают обратное: Москва реально не пошла ни на какие уступки, обманывает Трампа и тянет время, чтобы продолжать войну, о чем далее.
Поздравления с предложением «срочно договариваться непонятно с кем и о чем» сопровождались «случайными сливами» в медиа, например, в The New York Times, где со ссылкой на бывших и нынешних украинских чиновников сообщается, что Украина может согласиться вывести войска с контролируемой ею территории Донбасса в обмен на надежные гарантии безопасности, в том числе от США.
Издание напоминает, что Россия требует вывода ВСУ с Донбасса как условие для прекращения огня.
По словам бывшего министра иностранных дел Украины Вадима Пристайко, это «отравленная пилюля», которую стране придется принять.
Со ссылкой на украинских чиновников и политологов издание указывает, что Зеленский сможет пойти на такой шаг только при наличии гарантий безопасности.
«Но гарантии должны быть прочными, например, с использованием европейского контингента (на территории Украины — Ред.) и американской авиационной поддержки, что удержит Россию от будущих атак», – пишет NYT.
Резюмируя, издание указывает, что в сложившейся ситуации Украина рассматривает возможность территориальной уступки в обмен на мирное соглашение с западными гарантиями безопасности.
Впрочем, официально украинские власти отвергают возможность вывода ВСУ из Донбасса в рамках мирного соглашения.
К тому же, на данный момент, несмотря на обилие разговоров в медиа о гарантиях безопасности для Украины, даже примерных очертаний этих гарантий пока что нет и не особо предвидится.
Не вдаваясь глубоко в эту тему, которая требует отдельного рассмотрения, кратко отметим, что пока что в вопросе гарантий имеют место две тенденции.
С одной стороны, коалиция европейских держав, воодушевленная тем, что Трамп якобы пообещал поддержку гарантий Штатами, занимается планированием мероприятий, но никак не может решить, каков будет формат гарантий, будут ли вводиться войска иностранных держав в Украину, будет ли европейская авиация в небе и так далее. Ситуация обостряется тем, что Штаты пока тоже не сказали ничего внятного о своем формате участия, и известно лишь то, что американских войск на земле в Украине точно не будет, по неизвестно, будет ли авиация, какие виды логистической и разведывательной поддержки предоставят Штаты и т.д.
С другой стороны, Москва категорически против иностранных войск на территории и в небе Украины, особенно если это войска НАТО.
Совершенно очевидно, что НАТО ничем реально Москве не угрожает, но там продолжают использовать этот высосанный из пальца аргумент для затягивания войны, экспансии на Запад и продавливания реваншистских интересов.
Кроме того, Москва, будучи агрессором, развязавшим войну, требует, наряду с западными союзниками Украины, представить ей статус «гаранта», да еще с правом вето по принципу Совбеза ООН на мероприятия по обеспечению гарантий Украине. Трудно сказать, чего здесь больше – идиотизма или цинизма…
Очевидно, что приведенный выше «расклад» пока что дает мало надежд на то, что в обозримом будущем появятся сколько-нибудь адекватные гарантии безопасности Украины.
Наконец, Москва реально вообще отказывается вести переговоры. Зеленский вполне оправданно заявил, что территориальные вопросы может обсуждать только он и только с Путиным (или кто там у них на самом деле?).
Сразу же в исполнении Лаврова последовали отговорки Москвы о том, что к встрече Зеленского с Путиным нужно очень долго готовиться. Сколько именно – не говорится, но посыл такой, что речь идет о многих месяцах.
Кроме того, в Москве опять вспомнили о (не)легитимности Зеленского. В частности, «высококвалифицированный толкователь» Конституции Украины и, по совместительству, глава вражеского МИД Лавров безапелляционно заявил, что, согласно Конституции, Зеленский нелегитимен. Характерно, что в Штатах, в странах Европы, и в большинстве стран мира Зеленского продолжают считать легитимным президентом Украины. Очевидно, в остальных странах мира постичь премудрость Конституции Украины не способны, и только в Москве сумели разобраться в вопросе.
Очевидно, что все эти отговорки приводятся для срыва переговоров с целью продолжения войны.
The Washington Post приводит следующее мнение:
«Путин вряд ли согласится на предстоящую встречу, потому что это будет означать определенную легитимацию украинского политического режима со стороны Москвы, что создаст проблемы».
Поэтому непонятно, почему призывы срочно идти на переговоры направлены только к Украине, но в адрес Москвы подобных призывов со стороны Штатов что не слышно.
Возвращаясь к озвученному выше заявлению Вэнса о том, что Москва пошла на уступки, Путин не обманывает Трампа, и вообще Кремль готов к конструктивным переговорам и его позиция изменилась, еще раз повторим следующее.
Многие американские эксперты и отставные чиновники, намного лучше, чем Вэнс, разбирающиеся в российско-украинской и постсоветской теме и вообще в международной политике, утверждают обратное: Москва реально не пошла ни на какие уступки, обманывает Трампа и тянет время, чтобы продолжать войну.
The Wall Street Journal приводит слова Курта Уолкера, специального представителя США по Украине в первый срок Трампа, который так характеризует тупиковость нынешней ситуации:
«Мы находимся там же, где были две недели назад, там же, где были шесть месяцев назад… Соглашения не будет. Путин никогда не согласится».
The Washington Post пишет о перспективах переговоров и реальной стратегии Москвы в отношении войны в Украине:
«Идея о том, что в ближайшее время будет достигнуто всеобъемлющее мирное соглашение, — это заблуждение. Вопросы слишком сложны. В основном у Москвы есть две теории… Одна из них заключается в том, что Запад сдается и уходит. А вторая – что политический центр в Киеве рухнет под давлением».
Майк Помпео, госсекретарь во время первой каденции Трампа, в специальной статье для The Financial Times пишет:
«Как человек, сидевший за столом переговоров с Путиным в качестве госсекретаря, я знаю, что он реагирует только на силу…
Путин заявил, что хочет, чтобы Зеленский сдал Донецкую и Луганскую области в качестве условия прекращения войны. Это стало бы стратегической катастрофой для Украины и политическим провалом для ее правительства. Передача России контроля над промышленным центром и ключевым оборонительным поясом, за который сражались и умирали тысячи украинцев, затормозит восстановление страны и создаст предпосылки для завершения завоевания Россией.
Более того, вознаграждение агрессии Путина территориальными завоеваниями станет сигналом для всех диктаторов мира, что насилие окупается.
Соседи России в Прибалтике и других бывших советских республиках, таких как Молдова, будут иметь серьезные основания опасаться, что они могут оказаться следующими в списке Путина.
Позвольте мне внести ясность: обеспечение мира, вероятно, потребует сложных компромиссов. В условиях, когда война зашла в тупик, а украинский народ измучен годами кровопролития и разрушений, Зеленский стоит перед выбором между продолжающимися страданиями и несовершенными решениями.
Но есть красная линия: Украину ни в коем случае нельзя заставлять признавать претензии России на территории, которые она незаконно захватила и оккупировала.
Такое признание узаконит позицию России и принесет ей огромную военную и пропагандистскую победу.
И если Америка, как представляется, одобрит захват Россией земель — не говоря уже о фактическом признании каких-либо территориальных претензий, — мы с тем же успехом можем послать Си Цзиньпину выгравированное приглашение Китаю захватить Тайвань.
Любое мирное соглашение, не включающее надежных гарантий безопасности для Украины, не стоит бумаги, на которой оно напечатано.
Украина уже видела этот фильм: в 1994 году Запад пообещал защитить ее суверенитет в обмен на отказ от советского ядерного оружия, которое тогда находилось на украинской территории.
Но красивые слова не переходят в действия, что и продемонстрировал Путин, вторгшись на территорию Украины в 2014 году и затем в 2022 году. Действительно,
Путин не дал никаких признаков того, что он готов уступить что-то существенное во имя мира, и продемонстрировал свое презрение к этому дипломатическому процессу, продолжая наносить удары по украинскому гражданскому населению в последние дни.
Более того, абсурдное предложение Сергея Лаврова о том, что Россия должна иметь право вето на любые меры безопасности для защиты Украины, указывает на то, что Кремль либо верит, что сможет запугать Запад, либо смутить его, заставив пойти на плохую сделку.
Нынешние дискуссии о гарантиях безопасности многообещающи, но без детальных и конкретных обязательств — европейских войск, размещенных вдоль границ Украины, и железной поддержки США — Украина не сможет принять ни одно мирное соглашение.
Путин должен быть убежден, что любая будущая агрессия вызовет сокрушительный ответ.
В конечном итоге Трамп должен решительно поддержать европейскую «коалицию желающих» и быть готовым сделать все необходимое в ответ на любые будущие нарушения Россией суверенитета Украины.
Перед Зеленским стоит незавидная задача найти компромисс, приемлемый для его собственного народа, достижимый в текущем геополитическом контексте и не позволяющий лучшему стать врагом хорошего.
Кто-то скажет, что Украина должна просто принять условия Путина ради мира. Но как человек, который вел переговоры лицом к лицу с диктаторами от Пхеньяна до Москвы, я знаю, что умиротворение только разжигает их аппетит; перефразируя Уинстона Черчилля, это все равно что кормить крокодила, надеясь, что тебя съедят последним.
Если Америка будет вести переговоры, которые приведут к победе Путина, мы не закончим эту войну — мы гарантируем следующую».