Политика

На Стамбульских переговорах без перемен: Москва тянет время и продолжает войну

Переговоры Украины с Москвой в Стамбуле неожиданно и как бы нехотя продолжились, но, как и ожидалось, никаких серьезных результатов не дали. Все предложения Украины объявить полное перемирие, прекратить военные действия и сесть за стол переговоров Кремлем отметаются, и некоторый результат имеется только в обмене пленными и возврате тел погибших. Москва тянет время, не просто продолжает войну, а предпринимает усилия по ее эскалации, и очевидно, что мир ей сейчас не нужен от слова вообще. В Украине понимают бессмысленность этих переговоров, тем более что обмен пленными и телами погибших можно проводить и без периодических «посиделок в Стамбуле». Но обеим сторонам нужно показать «переговорную картинку» Трампу, который требует, чтобы предпринимались некие шаги к миру, поскольку Украина не может ссорится с Трампом, а Москва пока не хочет с ним окончательно «бить горшки».

Сразу же отметим, что обмен пленными – это пока единственная польза от этих совершенно никчемных переговоров.

Буквально сразу же после завершения переговоров в Стамбуле поздно вечером 23 июля, Москва подтвердила очередной обмен пленными, правда, не сообщив их количество. Ранее в медиа была неофициальная информация о подготовке обмена «200 на 200».

Зеленский подтвердил обмен пленными, о котором заявила Москва, но цифры также не назвал.

«Сегодня состоялся девятый этап обмена, о котором договорено в Стамбуле. Домой возвращаются тяжелобольные и тяжелораненые защитники», – сообщил Зеленский и проинформировал, что за все этапы последних стамбульских договоренностей удалось вернуть более 1000 украинских граждан.

Ожидания были «никакими»

Но вернемся, собственно, к переговорам, которые изначально оценивались скептически, что нашло отражение в медиа.

За несколько часов до начала переговоров издание The New York Times предупредило, что компромисс Украины и России по миру на вечерних переговорах маловероятен, а мир остается недостижимым.

«Ожидания того, что стороны согласятся на мирные условия в среду, крайне низки. Вместо этого аналитики будут ожидать постепенного прогресса по второстепенным вопросам, который мог бы свидетельствовать о наличии взаимопонимания», – отметило в одной из публикаций издание, имея в виду продолжение обменов пленными и телами.

NYT полагает, что и вокруг этого идет игра, ибо передача тел «может дать Кремлю политические преимущества, поскольку это может вынудить Киев увеличить официальные цифры потерь». Россия заявила, что уже передала Украине более 7000 тел, а в обмен Киев вернул около 100 тел.

Важнейшей, по мнению издания, причиной, по которой Киев и Москва вообще идут на переговоры, является тот факт, что Трамп давит на обе стороны.

По мнению некоторых аналитиков, сам факт публикации сторонами своих мирных условий свидетельствует о дипломатическом прогрессе.

От себя отметим, что такая постановка представляется весьма сомнительной, поскольку переговоры уже который месяц топчутся на месте, и никакого результата не дают, кроме обмена пленными, что, повторим, ранее делалось в рабочем порядке без регулярных «турпоездок на Босфор» для переговоров.

Как отмечается в другой публикации The New York Times, Россия и Украина категорически отвергли требования друг друга, а потому результат переговоров ожидаемо близок к нулю.

Отмечается, что и Украина, и Москва не возлагают больших надежд на эту встречу, которая станет третьей с момента, когда администрация Трампа убедила Москву и Киев сесть за стол переговоров в мае.

У обеих сторон есть причины использовать переговоры для решения второстепенных вопросов, таких как обмен пленными, которые приносят политические дивиденды внутри страны, не предлагая значительных уступок, которые могли бы убедить противников сложить оружие.

Россия добивается умеренных успехов на поле боя, что дает ей стимул продолжать боевые действия. Украина, со своей стороны, может быть воодушевлена возобновлением военной поддержки со стороны США и Европы, которая, как надеется Киев, позволит ему сдержать российское наступление и добиться более выгодных условий в будущем.

Во вторник пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что обмен пленными и телами погибших солдат, который состоялся после предыдущих раундов переговоров, доказал, что мирный процесс уже увенчался успехом. Это означает, что Владимир Путин хочет продолжить обсуждение ограниченных сделок, которые не затрагивают боевые действия, в которых Россия имеет преимущество.

В частности, Россия стремится передать Киеву тела украинских солдат, которые ее войска собрали на поле боя, поскольку этот обмен может подорвать официальные данные Украины о потерях и осложнить ее финансовое положение. Семьи украинских солдат, погибших в бою, имеют право на крупную компенсацию при условии, что смерть может быть доказана.

Россия утверждает, что с июня передала Украине более 7000 тел, хотя Киев оспаривает эту цифру и заявляет, что некоторые из них могут не принадлежать украинским военнослужащим.

Во вторник Песков заявил, что Россия по-прежнему привержена достижению целей, поставленных в начале войны в 2022 году. Его комментарий указывает на то, что представители Кремля могут продолжить настаивать на своих максималистских требованиях по аннексии значительной части территории Украины и ограничению ее суверенитета.

Киев категорически отверг эти условия, которые включают запрет на вступление в НАТО и вывод украинских войск с территории, на которую претендует Россия. Правительство Украины, вероятно, будет воодушевлено обещаниями возобновления военной поддержки со стороны США.

Зеленский заявил в понедельник, что встреча в Стамбуле на этой неделе будет посвящена возвращению украинских детей, увезенных в Россию с оккупированных территорий, а также организации личной встречи между ним и Путиным. Он неоднократно заявлял, что только такая встреча может привести к миру.

Пресс-секретарь Кремля Песков категорически отверг это предложение. Российское правительство считает Зеленского нелегитимным и отказывается вести прямые переговоры с ним.

Ни разу не числясь в симпатиках Зеленского и его власти, от себя в очередной раз отметим, что педалирование Москвой вопроса о (не)легитимности Зеленского выглядит верхом циничного идиотизма на фоне «легитимности» Путина, даже если таковой еще существует в природе.

Напомним, что Путин находится у власти четверть века, с формальным перерывом на одну каденцию в 2008-2012 годах, когда «местоблюстителем» значился «зиц-президент» Медведев, ныне, по слухам, впавший во грех злоупотребления горячительными напитками. Но и тогда премьером был Путин, который и рулил страной реально.

Чтобы создать формально легитимную основу для столь долгого пребывания во власти «пятикратно инаугурированного» Путина, в России несколько раз «рихтовали» местную конституцию, чтобы подогнать ее под столь неприлично затянувшееся «политическое долголетие».

Поэтому московские разговоры о «нелегитимности» Зеленского вызывают сарказм, переходящий в хохот.

Но, опять-таки, вернемся к переговорам в Стамбуле.

Накануне переговоров обе стороны провели «артподготовку», из которой следовала, что результата не буде.

«Разговор будет сложным: проекты меморандумов по урегулированию диаметрально противоположны», – заявил спикер Кремля Песков.

«Ничто в российском меморандуме не применимо», — заявил замглавы МИД Украины и член переговорной группы Кислица в интервью Liberation.

Кратко напомним, что Украина призывает объявить длительное перемирие и затем обсуждать условия мира.

В свою очередь, Москва требует для перемирия либо вывести ВСУ из четырех областей Украины, либо подписать «дорожную карту», куда включен вывод украинских войск, а также элементы «демилитаризации», «сокращение военпрома и поставок западного оружия», прочая «лабуда», на которую никто и никогда не пойдет.

Зеленский накануне переговоров заявил, что Украина на переговорах «будет настаивать на необходимости немедленного и полного прекращения огня, в частности, ударов по гражданской инфраструктуре».

Он напомнил, что накануне агрессор ударил по энергетике в Сумской области, из-за чего без света остались более 200 тысяч абонентов.

Накануне переговоров в медиа была запущена информация о том, что важнейшей целью переговоров Украина считает организацию встречи Зеленского и Путина как ключевое условие для прорыва в переговорах, поскольку окончательное решение в Москве принимается единолично.

Относительно единоличия, от себя отметим, имеются определенные сомнения в виду наличия различных центров влияния, но в подробности вдаваться не будем.

Что в итоге получили и чего по-прежнему добивается Москва

Переговоры прошли в закрытом режиме.

Поводя итоги переговоров, глава украинской делегации Рустем Умеров (в новой должности секретаря СНБО) заявил, что только встреча Путина и Зеленского может разблокировать мирное урегулирование.

«Сегодня, по поручению президента, украинская делегация прибыла в Стамбул. Перед переговорами провели финальную подготовку. Мы продолжаем работать ради справедливого и устойчивого мира… Такая встреча лидеров способна разблокировать реальный политический прогресс. Россия должна продемонстрировать готовность», – сказал Умеров.

Он добавил, что все технические механизмы для прекращения огня хорошо известны. Единственное препятствие, по его словам, – неконструктивная позиция Москвы.

Умерова сообщил, что Киев предложил провести встречу Путина и Зеленского до конца августа.

По его словам, на переговорах также обсуждалось прекращение огня и освобождение заключенных. Также Умеров подтвердил, что достигнута договоренность об обменах не только военных, но и гражданских лиц.

В свою очередь, глава московской делегации Мединский заявил, что Россия предложила Украине сформировать три рабочих группы, которые будут работать в режиме онлайн. Это будут группы по политическим, гуманитарным и военным вопросам. По словам Мединского, Украина обещала рассмотреть это предложение.

Мединский также информировал, что Москва на переговорах предложила Украине объявлять на линии фронта короткие перемирия для сбора погибших и раненых.

По его словам, в ближайшее время будет проведен обмен не менее 1200 военных. Кроме того, Москва предложила Украине передать еще три тысячи тел погибших украинских военных.

Сообщается, что Украина и Россия продолжат «бессрочные санитарные обмены» тяжело ранеными.

В российской делегации сообщили, что Украина передала России 339 фамилий детей, которые были вывезены в Россию. По словам Мединского, часть из них уже были возвращены Украине, остальные ждут появления законных представителей, часть «уже не дети», а некоторые «оказались по итогу не в России, а в Европе».

Что же касается основного вопроса, то есть прекращения боевых действий и установления мира, то, как заявил Мединский, «по меморандумам стороны достаточно далеки друг от друга, но мы надеемся продолжить контакты».

Что же касается встречи Зеленского и Путина, то, по словам Мединского, нужно сперва «проработать условия соглашения», поскольку президенты должны «ставить точку» в переговорах, а не обсуждать все с нуля.

От себя отметим, что последнее высказывание Мединского справедливо, но это только слова, поскольку именно Москва делает все, чтобы не достичь тех договоренностей, которые позволили бы «поставить точку».

Напомним еще раз, что Украина предлагает остановить боевые действия по линии фронта и заключить на этих условиях мир.

Но Москва требует отдать полностью четыре области, юридически признать их принадлежность агрессору вместе с Крымом, а также разоружиться, сократить ВСУ, прекратить поставки оружия с Западе и его производство в Украине, изменить Конституцию Украины, поменять Зеленского на того, кто понравится Кремлю и так далее. Эти требования в принципе не приемлемы, а удовлетворить большинство их них не позволяют Конституция, законы, не говоря о здравом смысле.

Более того, все эти мелкие предложения Москвы, касающиеся обмена пленными и телами погибших, небольших перемирий для эвакуации раненых и тел погибших и прочее при всей их правильности и оправданности служат совершенно иной главной цели.

Цель эта является двуединой.

С одной стороны, это показать Трампу хотя бы какую-то видимость переговорного процесса, чтобы не ссориться с ним окончательно и оставить возможность некоего сотрудничества в будущем между Москвой и Вашингтоном.

А с другой стороны, это затягивание войны, продолжение и эскалация боевых действий, поскольку Москва уверена в своем преимуществе, чтобы отхватить как можно больше территорий Украины и нанести как можно больший ущерб мирному населению и гражданской инфраструктуре контролируемой части Украины, получив более весомые позиции на возможных будущих переговорах.

Проще говоря, что бы ни делала и не предлагала Украина, Москва твердо намерена и далее продолжать войну и подвергать террористическим ударам мирное население и инфраструктуру нашей страны.

Александр Карпец