В Москве окончательно поняли, что выиграть войну в Украине на поле боя обычными средствами они не могут, и остается только ядерное оружие и масштабный террор с целью уничтожения страны путем разрушения ее базовой инфраструктуры, прежде всего энергетики. Браться за ядерную дубинку в Кремле пока еще не решаются, поэтому реализуются озвученные ранее планы Путина и его клики по уничтожению Украины путем нанесения массированных ударов по ее инфраструктуре, прежде всего, по энергетическим объектам.
О том, что такие планы вынашиваются и озвучиваются в Москве разного рода «говорящими головами» не так давно приходилось писать в материале «Путин и его генералы готовятся уничтожить Украину путем устройства техногенной катастрофы» .
Спорадические удары по энергетическим объектам Москва наносила с самого начала войны. Но начиная с 10 октября, как известно, путинский режим начал масштабные атаки на энергетические объекты Украины при помощи крылатых ракет и беспилотников. На момент написания этих строк террор против энергетики нашей страны длился уже две недели.
Уже в первые дни энерго-террористического этапа путинской агрессии, 10-12 октября, было выведено из строя около 30% энергетической инфраструктуры Украины. Об этом в интервью CNN заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
«Впервые с начала войны Россия «драматически нацелилась» на энергетическую инфраструктуру», – заявил министр
Некоторые подробности первого дня массированного удара по Украине рассматривались в материале «Эскалация государственного терроризма против Украины для укрепления позиций режима Путина».
Кратко напомним, что вследствие ракетных ударов по Украине 10 октября погибли 19 человек, еще 105 получили травмы. Главной целью стали объекты энергетики, часть их оказалась поврежденной. Значительная часть страны осталась без электроэнергии, и в большинстве регионов начались веерные отключения. Ударам подверглись объекты по всей территории страны – в Киеве, Львове, Тернополе, Ивано-Франковске, Житомире, Днепре, Кривом Роге, Харькове, Конотопе, Одессе, Кременчуге. Попадания были по ТЭЦ, электростанциям, подстанциям.
На время полностью или частично лишились электроэнергии Львовская, Полтавская, Сумская, Харьковская и Тернопольская области. Сообщалось о полном отсутствии электроэнергии и воды в Хмельницком. Во остальных регионах были перебои в энергоснабжении. Практически полностью обесточенным оказался Харьков. В ряде регионов были перебой в мобильной связи. Все школы Украины закрылись на дистанционное обучение. Поезда из-за ударов по подстанциям меняют графики, задерживаются и переходят на дизельные тепловозы.
По данным Госслужбы по ЧС, было повреждено 11 важных инфраструктурных объектов в восьми областях и в Киеве. По неофициальной информации, в столице 10 октября были попадания по ТЭЦ-3, ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, подстанции 110 Вокзальная, Дарницкой ТЭЦ. Была информация о повреждении крупнейшей в Украине Криворожской ТЭС. Были прилеты и по Бурштынской ТЭС на Иванофранковщине. Также неофициально сообщалось о том, что повреждено много подстанций по всей Украине – от подстанций Укрэнерго до подстанций облэнерго, а также о возможной нехватке мощностей до 1 ГВт.
По данным анонимного московского источника, известного как «генерал СВР», от 12 октября лично Путин отдает приказы о нанесении массированных ударов по инфраструктурным объектам Украины:
«Путин обсудил с представителями руководства Генерального штаба и министерства обороны результаты ракетных ударов по Украине за два дня, и утвердил решение продолжать обстрелы критической инфраструктуры Украины, используя меньшее количество дефицитных ракет, отдавая предпочтение беспилотникам, создавая впечатление постоянного давления. Предполагается наносить от трех до пятнадцати ударов практически ежедневно, массовые удары при необходимости дополнительно согласовывать с президентом».
После этого удары по энергетическим объектам продолжились почти ежедневно, часто несколько раз в день.
Один из сильнейших ударов имел место в субботу 22 октября, когда писались эти сроки.
По данным Генштаба ВСУ, в течение суток 22 октября враг нанес 40 ракетных ударов и запустил 16 ударных дронов. При этом 20 крылатых ракет и 11 дронов были сбиты.
По информации Офиса президента, в результате ракетных ударов в Хмельницкой области отключено 672 000 абонентов, в Николаевской – 188 400, в Волынской области – 102 000, в Черкасской – 242 000, в Ровенской – 174 790, в Кировоградской – 61 913, в Одесской – 10500.
Таким образом, без электроэнергии оказались около полутора миллионов человек.
Полных данных о последствиях ракетных ударов 22 октября на момент написания этих строк еще не было, но, по сообщению Укрэнерго, масштаб повреждений в результате только утренней атаки по объектам энергетики сопоставим или может превышать последствия атаки 10-12 октября. Из-за повреждений производились плановые отключения света: в Киеве, Киевской, Черниговской, Черкасской, Житомирской, Сумской, Харьковской, Полтавской, Днепропетровской, Запорожской и Кировоградской областях.
“Укрзалізниця” сообщила, что в связи с утренней ракетной атакой некоторые участки железнодорожной сети остаются обесточенными, и поезда будут следовать под резервными тепловозами. В то же время, в российский телеграм-каналах называют это одной из целей ударов по энергетике – лишить Украину возможности использовать электровозы, что усложнит логистику в том числе для перемещений западной военной помощи, а также будет истощать запасы дизельного топлива, которое по высоким ценам закупается по импорту за валюту.
Очевидно, что отсутствие электроэнергии – это далеко не только мрак в жилищах, отсутствие телевидения, интернета, часто даже водоснабжения, канализации, возможности приготовить пищу. Хотя уже только перечисленного более чем достаточно, чтобы сделать существование невозможным.
Современная экономика критически зависит от электроэнергии, собственно, она не может существовать без электричества как таковая. Отсутствие электроэнергии – это закрытие предприятий и вообще любого бизнеса, это отсутствие занятости, обвал доходов населения, падение налоговых сборов, перспектива голода и холода, наконец, коллапс и обвал экономики и социальной сферы. Очевидно, что не имея возможности победить в бою, путинский режим решил взять Украину измором, разрушая основу ее экономического существования. Едва ли не «лучший» путь для этого – уничтожить энергетику Украины.
При этом Путин может преследовать и внешнеполитические цели. По мере того, как война затягивается, на Западе нарастает усталость от войны в Украине и экономический кризис, одним из факторов которого также стала путинская агрессия. Но поддержка Украины Западом пока что не ослабевает, а время идет, и даже российские ресурсы постепенно иссякают. Путину кровь из носу надо ускорить процесс, создав дополнительные проблемы Западу. Такой проблемой может стать новый массовый поток беженцев из Украины, если в ней будет уничтожена энергетика и, как результат, системы жизнеобеспечения. Путин рассчитывает, что такая перспектива заставит Запад нажать на украинские власти с тем, чтобы они согласились на некий очередной «мир» на условиях Путина.
Удары по энергетике действительно бьют по экономике, в результате чего многие крупные и мелкие предприятия вынуждены останавливать свою работу частично из-за веерных отключений или полностью. Например, недавно железорудная компания Ferrexpo заявила о временной остановке мощностей в Полтавской области. На металлургическом предприятии «АрселорМиттал Кривой Рог» сообщили, что ограничивают работу наиболее энергоемкого оборудования, из-за чего снижен объем производства. Отметим, что указанные предприятия являются крупнейшими экспортерами, налогоплательщиками и работодателями, а потому их остановка повлечет за собой существенное падение валютных и налоговых поступлений, доходов и уровня жизни многих тысяч работников и их семей, выручки в торговле, доходов малого бизнеса, предоставляющего услуги населению и так далее.
Кроме того, перебои электроэнергии чреваты коллапсом в работе торговли, автозаправок, предприятий пищевой промышленности, например, хлебозаводов и других производителей важнейших продуктов питания. В связи с этим, в Раде уже был поставлен вполне закономерный вопрос об отнесении к первой категории потребителей электроэнергии производителей хлеба, мясомолочной продукции и ряда других важнейших продуктов питания. Ведь к проблемам с электроснабжением и теплом в эту зиму может добавиться проблема с продуктами питания из-за остановки пищевых производств, порчи продуктов при отключении холодильного оборудования и так далее.
К тому же, проблемы с производством, поставками и торговлей продуктами питания и первой необходимости могут привести к паническим настроениям и ажиотажному спросу. К этому следует добавить многие технические проблемы, возникающие из-аз отсутствия электроэнергии, например, невозможность рассчитаться банковскими карточками и так далее.
Следует понимать, что мы давно существует в мире, в котором без электроэнергии жизнь уже практически невозможна. Различного рода альтернативные источники питания, включая генераторы на основе двигателей внутреннего сгорания, являются не более чем средством кратковременного обеспечения питания, прежде всего, для завершения определенных технологических операций. Но при многочасовых отключениях электроэнергии, начавшихся после террористических ударов Путина по энергосистеме Украины, системы аварийного питания бессильны.
Две недели террора показали, что, несмотря на многочисленные повреждения, созданная еще в советские времена энергосистема пока выдерживает, конечно, с учетом непрерывных аварийно-восстановительных работ, которые самоотверженно проводят энергетики. По всей стране участились веерные отключения из-за повреждения генерирующих и распределительных мощностей, но все же энергетикам удается оперативно восстанавливать подачу электроэнергии населению, жизнеобеспечивающей инфраструктуре (водоснабжению, водоотводу и теплоснабжению), а также, по возможности, промышленным предприятиям и бизнесу.
В то же время, энергетики справедливо утверждают, что постоянные удары по энергосистеме ее попросту расшатывают. Но восстановление носит характер оперативного решения проблем, а на капитальный ремонт и восстановление не хватает ни времени, ни сил, ни средств, тем более что атаки на объекты продолжаются.
Результатом является «расшатывание» и «ослабление» энергосистемы, которая после очередного, даже не слишком сильного удара по трансформаторным подстанциям и/или линиям электропередач может не выдержать и «посыпаться». Отдельной проблемой может стать коллапс теплоснабжения, поскольку без стабильной подачи электроэнергии теплоснабжение нормально работать не может, что крайне опасно накануне надвигающейся зимы. В виду этого, в Украине разворачивается определенный ажиотаж вокруг заготовки на зиму дров, но эта панацея может сработать преимущественно в сельской местности, да и то – только при наличии печей или твердотопливных котлов.
Если исходить из последних заявлений властей, то разрушенными по-прежнему считаются 30% энергосистемы Украины, очевидно, с учетом того, что непрерывно осуществляются ремонтно-восстановительные работы. Впрочем, есть и другие оценки, в соответствии с которыми поражено только 10% энергосистемы, поскольку далеко не все мощности были задействованы накануне войны, а проектные мощности существенно выше задействованных из-за падения потребления электроэнергии по причине депопуляции, сокращения производства и так далее.
Кроме того, оставшаяся с советских времен энергосистема имеет достаточно высокий запас прочности, но при условии, что энергетики смогут оперативно ликвидировать последствия вражеских ударов.
Об этом соцсетях хорошо высказался экономист Алексей Кущ:
«Перефразовуючи класика:
Сучасна цивілізація = Людина + електрифікація всієї країни (енергія у ширшому контексті).
В одному з своїх попередніх постів писав про те, що «совок», точніше «совкова» інфраструктурна спадщина, яка не модернізувалась в останні часи, а лише амортизовувалась, перед своєю загибеллю рятує всіх нас.
Рятує поки є змога.
Тому що найбільша сила духу втрачає свою ефективність, коли немає електроенернії, зупинилась залізниця та немає води.
Цікава цитата топ-менеджера ДТЕК:
«У нас із радянських часів побудовані об’єднані енергосистеми: якщо пропадає десь одна генерація, її підхоплює інша.
Тобто, все закільцьовано і ми працюємо в єдиній системі.
За радянських часів будувалася схема енергосистеми, де все налаштовано під подібні події, які відбуваються сьогодні».
Но с учетом того, что Путин продолжит наносить удары по энергетике Украины, перспектива вырисовывается крайне тревожная и опасная.
До сих пор удары наносились по крупным электроподстанциям, тепловым станциям и теплоэлектроцентралям, что позволяло энергетикам оперативно переключать пострадавшие регионы к резервным мощностям. Магистральные линии электропередач, гидро- и атомные станции пока что под удар не попадали, причем следует знать, что атомные станции в Украине дают 60% и более общих объемов генерации.
Если же путинская банда начнет наносить удары по ЛЭП и АЭС с последующим выводом из эксплуатации значительных объемов генерации, ситуация может выйти из-под контроля, поскольку возникший дефицит мощностей с несколько гигаватт покрыть будет нечем. «Игры» путинских вояк вокруг Запорожской АЭС свидетельствуют, что они могут пойти на любую глупость и подлость. Тем более что в последнее время заговорили о возможности взрыва ими плотины Каховской ГЭС, что чревато страшными техногенными и экологическими последствиями, в том числе, и для аннексированного Крыма.
Пойдет ли путинская клика на уничтожение плотин и удары по атомным станциям?
С учетом их крайней степени моральной деградации, такого исключать нельзя.
И здесь мы опять возвращаемся к вопросу, ставить который приходилось не раз за последние месяцы. Это вопрос вооружений, которых Украине не хватает.
Очевидно, что для защиты энергетических объектов нам не хватает современных средств ПВО.
В этом смысле, совершенно справедливым является призыв премьера Украины Дениса Шмыгаля к Германии о необходимости срочно поставить Украине дополнительные боеприпасы к системам ПВО IRIS-T SLM. Счет идет буквально на дни, заявил он в интервью немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung. Шмыгаль предупредил о «миграционном цунами», которое заполонит Европу, если из-за российских атак на критическую инфраструктуру Украина останется без электричества, отопления и воды.
Очевидно, что Украине срочно требуются боекомплекты к другим средствам ПВО, стоящим на вооружении, а также дополнительные средства ПВО вообще.
Но ПВО – это сугубо оборонительное вооружение, а выиграть эту войну одной только обороной невозможно.
Победить путинскую чуму можно только путем нанесения такого удара, после которого Москве будет уже не до войны в Украине. Только радикальное поражение Москвы в войне гарантирует дальнейшую безопасность Украины и, как минимум, всей Европы.
А для этого Украине нужно много ударного наступательного оружия, которое нас сейчас выделяют «чайными ложками».
Да и господам демократам с развитого Запада пора, наконец, прекратить делать вид, что это не их война или не совсем их война…