Стараниями оппозиции и провластных депутатов, Верховная рада оставила бизнесу возможности для сокрытия доходов на Кипре, проигнорировав тем самым проблему наращивания поступлений в госбюджет, которые, помимо прочего, идут на социальные выплаты.
Парламенту не хватило 11 голосов, чтобы ратифицировать конвенцию между Кипром и Украиной об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов на доходы. За принятие проголосовали всего 215 нардепов при минимально необходимых 226.
Новый документ должен был заменить соглашение, подписанное еще в 1982 г. Он содержит более жесткие нормы и, в частности, разрешает Украине взимать налоги с предприятий, зарегистрированных на Кипре, согласно украинскому законодательству. Так, конвенцией устанавливаются ставки налогообложения дивидендов на уровне 15%, роялти — на уровне 10% (в отличие от действующего сегодня соглашения, которое содержит практически нулевые ставки).
Основной причиной провала эксперты называют тесные связи между украинскими и кипрскими предприятиями, а также выгодные условия налогообложения между Украиной и Кипром.
Но в оппозиционных фракциях объясняют свои действия иначе: они выступили против ратификации, считая, что вначале необходимо денонсировать советское соглашение с Кипром, а после этого пересмотреть данную конвенцию на более выгодных условиях. В итоге за ратификацию голосовали только регионалы и коммунисты.
5 июня, когда вопрос о денонсации был поставлен в повестку дня, его поддержали именно оппозиционные депутаты. В пояснительной записке к документу указано, что денонсация нужна для ликвидации необоснованных налоговых льгот, указанных в договоре, которые негативно влияют на экономику Украины из-за выведения капитала в офшорные зоны. Но эту идею, инициированную оппозицией, отказались признать фракции Партии регионов и Компартии, которые не голосовали в полном составе.
Против денонсации, на которой настаивает оппозиция, выступает и Кабмин, поскольку считает ее бессмысленной. Об этом на заседании парламентского комитета по вопросам евроинтеграции сказал заместитель директора департамента международных связей министерства Сергей Супрун. Он пояснил, что с ратификацией Радой данной конвенции советско-кипрская конвенция автоматически прекратит свое действие.
«Кипрская сторона уже закончила внутренние государственные процедуры по вступлению в силу нового соглашения, то есть с ратификацией этой конвенции советско-кипрское соглашение будет недействительно, т.е. денонсировать его сейчас нет смысла», — отметил чиновник.
Таким образом, до сих пор остается в силе старое соглашение с Кипром, которое позволяет украинскому бизнесу использовать эту юрисдикцию в качестве налоговой гавани. В следующий раз вопрос об изменении его условий, как ожидается, появится в повестке дня парламента уже после летних каникул, в сентябре. Но депутатам снова будет сложно найти компромисс в кипрском вопросе.
«Очевидно, соглашение с Кипром будет расторгнуто тогда, кода бизнес, интересы которого представляют парламентарии, окончательно разочаруется в этом офшоре, где из-за банковского кризиса пришлось нести большие финансовые потери», — прогнозирует Оксана Продан, первый замглавы комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики.
Но, как обращают внимание эксперты, кризис затронул банковскую сферу, не оказав влияния на комфортный налоговый режим. Поэтому теперь, чтобы минимизировать риски, корпоративный сектор, чтобы использовать в своих интересах преимущества работы через Кипр, использует банковские счета, открытые в других юрисдикциях.
Бывший министр экономики Виктор Суслов не верит, что депутаты смогут изменить условия финансовых взаимоотношений Украины и Кипра, поскольку у бизнеса большой интерес в проведении операций с Кипром. Кроме того, подобный прецедент может создать затруднения для вывода капитала в другие офшоры.
По данным Госкомстата, в первом квартале 2013 г. в прямые инвестиции из Украины осуществлены в 49 стран мира на сумму $6,5 млрд, подавляющая их доля направлена в Кипр (89,2%). При этом в экономику Украины иностранными инвесторами из Кипра было вложено $17,692 млрд.