Печерский райсуд Киева вчера продолжил рассмотрение дела по обвинению экс-министра МВД Юрия Луценко в незаконном продлении слежки за бывшим водителем бывшего первого зампредседателя СБУ Владимира Сацюка в рамках расследования дела об отравлении экс-президента Украины Виктора Ющенко
Само обвинение выглядит, как пародия, тем не менее, украинская машина правосудия не сбавляет оборотов. В начале судебного заседания господин Луценко рассказал о правовых нормах ведения оперативно-розыскных мероприятий и подчеркнул, что в деле нет решения апелляционного суда, по которому прослушивание телефонов водителя бывшего первого зампредседателя СБУ Владимира Сацюка Валентина Давиденко было продлено.
Экс-глава МВД также заметил, что ему ничего не было известно об обстоятельствах дела об отравлении Виктора Ющенко.
Во время пояснений господина Луценко в зале раздался грохот — упал в обморок сотрудник «Грифона». Возможно, на состоянии здоровья стража правопорядка пагубно сказалась общая атмосфера абсурда нового дела, возбужденного против Юрия Луценко? Председательствующая судья Анна Медушевская объявила 10-минутный технический перерыв.
Юрий Луценко заявил также, что обвинение не содержит доказательств его вины, и поведал о том, что в марте 2008 г. проходило совещание руководства министерства, где он и его коллеги приняли решение о продолжении оперативно-розыскного дела относительно Сацюка, руководствуясь инструкцией Министерства юстиции.
Гособвинитель экс-главы МВД прокурор Виктор Клименко отметил следующее: «Я думаю, подсудимый четко понимает, где нарушил закон, и такие его показания, как «я не знаю», «я не видел», «я не изучал», являются тому подтверждением». То есть отрицание вины подсудимого и утверждение последнего, что он не в курсе обстоятельств какого-то дела, и являются нарушениями закона — поворот, достойный пера Франца Кафки.
По мнению прокурора, Юрий Луценко и адвокаты «не говорят по сути дела, а избрали тактику громко кричать о несправедливости и заказном характере дела, манипулируя таким образом мнением журналистов и общества». Тоже интересный аргумент! Все это напоминает что-то среднее между «Замком» и «Процессом», поскольку в результате своей пламенной речи государственный обвинитель вдруг попросил суд три дня для подготовки к стадии дополнений.
Юрий Луценко так это объяснил: «В ходе судебного следствия прокуроры не предоставили ни одного доказательства события преступления. Ни один свидетель не подтвердил мою вину. То есть фактически обвинение полностью развалилось». И перерыв прокурорам, по его мнению, понадобился для того, чтобы «привести новых свидетелей, которые, якобы, помнят, что они что-то слышали о вине Луценко».
Экс-министр попросил суд отправить дело на дополнительное расследование в прокуратуру, поскольку гособвинение не предоставило в ходе судебного следствия доказательств его вины. Затем он подал ходатайство о закрытии уголовного дела.
По возвращении из совещательной комнаты судья Анна Медушевская удовлетворила ходатайство прокуроров, предоставив им три дня для подготовки материалов к стадии дополнений, и отказала в удовлетворении ходатайства господина Луценко о закрытии дела.
«И первое дело, где все свидетели признали Луценко невиновным, а ему дали четыре года, было за гранью здравого смысла. Но второе — фарс в чистом виде, поскольку здесь не может быть претензий уголовного характера,— заявил «i» депутат от НУНС Юрий Стець. — А отсутствие доказательств уже привычно никого не смущает. Кажется, даже перестали скрывать, что это сугубо политический процесс. Поскольку абсурдность обвинений увеличивается, возможно, в следующий раз против Юрия Луценко откроют уголовное дело, что Виктора Ющенко покусали пчелы, действующие в сговоре с бывшим министром МВД. Что касается властей, если им нужно будет показать перед Европой, что они демократичны — будет оправдательный приговор. А если такой необходимости не возникнет, будет обвинительный. Но к правосудию вся эта история никакого отношения не имеет».
Сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров высказал «i» близкую точку зрения. «Это новое дело — полный абсурд. Все это лишний раз подтверждает, что на Юрия Луценко просто ничего не могут «накопать»,— говорит правозащитник. По его мнению, из-за несанкционированной слежки речь может идти только о дисциплинарном взыскании, но никак не об уголовно наказуемом деянии.
«Конечно, здесь фактор мести. У Юрия Витальевича язык без костей, он по сути своей остался оппозиционным журналистом. К тому же, как бывший министр МВД, он многое знает и о коррупционных схемах. Власть уже создала вокруг него ореол мученика. Но, надо сказать, Луценко весьма достойно себя ведет в заключении. Даже больше скажу вам, типологически он ведет себя как правозащитники 60-80-х гг. Процесс над ним уже превратился в диссидентский. В отношении других политических дел я не могу провести такую аналогию, а здесь она очевидна», — говорит эксперт.
_________________________________
В феврале 2012 г. суд приговорил Юрия Луценко к четырем годам заключения по первому уголовному делу, признав его виновным в расхищении госимущества и превышении полномочий. Господин Луценко обжаловал свой арест в Европейском суде по правам человека, и в июле этого года Страсбургский суд удовлетворил жалобу экс-министра, взыскав с украинских властей в его пользу EUR15 тыс. в качестве компенсации морального ущерба.