Политика

Для чего Путин снизит цену на газ для Украины

Либерализация экспорта российского сжиженного газа, о которой заявил Владимир Путин, может содействовать успешному поиску поставщиков для загрузки строящегося СПГ-терминала под Одессой и уменьшению стоимости голубого топлива для украинского рынка.

Президент РФ Владимир Путин в ходе Петербургского международного экономического форума, который завершился на прошлой неделе, назвал условие, при котором возможно расширение круга участников российского экспорта СПГ (сейчас монопольное право принадлежит «Газпрому»).

«Удвоение потребления сжиженного газа в странах Азиатско-Тихоокеанского региона позволит России принять решение о постепенной либерализации экспорта СПГ», — заявил Владимир Путин.

Ошибочные перспективы

Среди потенциальных конкурентов «Газпрома»  — компания «Новатэк», которая уже имеет контракт на поставку СПГ с британской BP с Ямала, а также крупнейшая госкомпания «Роснефть», которая благодаря покупке ТНК-ВР получила контроль над крупнейшим украинским нефтеперерабатывающим заводом в Лисичанске.

Российские власти убеждены, что за «Газпромом» должна остаться монополия на поставки трубопроводного газа, но рынок сжиженного голубого топлива следует либерализовать. Однако «Газпром» не намерен отдавать свои позиции конкурентам и в этом сегменте и планирует наращивать свое присутствие на растущем мировом рынке СПГ.

В частности, компания собирается построить завод по сжижению газа на Балтике или Кольском полуострове, а также развивать поставки в Японию с проекта «Сахалин-2», в котором участвуют японские компании и международная корпорация Shell.

Расширяя не только свои трубопроводные мощности, но и инфраструктуру для поставок СПГ, в «Газпроме» надеются сохранить лидирующие позиции на зарубежных рынках и расширить свою экспансию. В компании прогнозируют, что уже к 2020 году. Европе потребуется дополнительно 80 млрд. куб. м газа.

«Транспортных мощностей для поставки этого газа — ни в трубном виде, ни в форме СПГ — нет», — констатирует Александр Медведев, зампред правления «Газпрома», гендиректор «Газпромэкспорта». 

Однако эксперты считают такие расчеты ошибочными. По данным консалтинговой компании East European Gas Analysis, в 2012 г. резервы действующих газоэкспортных мощностей одного лишь «Газпрома» составили 119 млрд куб. м в год. К этому можно добавить 132 млрд. резервных мощностей действующих терминалов СПГ в странах Европы.

 Получается, что «Газпром» и СПГ-терминалы уже сейчас могут полностью обеспечить потребности Европы до 2030 г. Даже без «Южного потока», TANAP и строящихся СПГ-терминалов в Польше, Литве и других странах.

Проблемы и возможности

Но идею по либерализации экспорта российского СПГ эксперты одобряют. «Заявление президента РФ Владимира Путина о возможной либерализации экспорта СПГ с территории России может оказать позитивное влияние на экономику работы строящегося украинского СПГ-терминала в Южном», – сказал «i» Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий.

Говорить о поставках российского СПГ независимыми производителями на украинский рынок посредством терминала на побережье Черного моря, как отмечает эксперт, «по меньшей мере, смешно». Они, прежде всего, будут ориентированы на быстрорастущие рынки Юго-Восточной Азии, а во вторую очередь – на рынки Западной Европы, где в настоящее время сохраняются высокие цены.

«Однако дополнительные объемы СПГ на глобальном рынке повлияют на рост конкуренции и могут содействовать успешному поиску поставщиков для отечественного терминала. И что, более важно, обеспечить приемлемую для украинского рынка цену СПГ, с учетом того, что стоимость регазификации 1 тыс. куб. м на первом этапе реализации проекта составляет $70», — отметил Марунич.

Михаил Корчемкин, гендиректор East European Gas Analysis, считает, что при сложившейся ситуации на рынке «Газпром» вряд ли сможет чем-то помешать Украине в строительстве СПГ-терминала, который должен сократить зависимость страны от дорогостоящих поставок трубопроводного газа с территории России. «С СПГ для Украины и без «Газпрома» много проблем», — напомнил он.

Поэтому эксперты сомневаются в успешной реализации украинского проекта и ожидают, что планы по его строительству будут скорректированы.

Пессимизма в оценке ситуации добавило недавнее заявление турецкого посла в Киеве Мехмета Самсара. Он сказал, что Турция считает строительство Украиной СПГ-терминала опасным для турецких проливов и городов. Поэтому Анкара не может подставлять под такой риск крупнейший город Турции и также другие маршруты.

О том, что Турция не дает согласия на прохождение танкеров со сжиженным газом через проливы Босфор и Дарданеллы, опасаясь негативных экологических последствий, в феврале признал премьер Николай Азаров. Чтобы разрешить ситуацию, правительство принялось искать альтернативные маршруты поставок СПГ к украинскому побережью.

В частности, Владислав Каськив, глава Нацагентства по инвестициям и управлению нацпроектами, считает перспективным вариант транспортировки сжиженного газа из Азербайджана в Украину через Грузию по Черному морю. Однако конкретных договоренностей по этому поводу у Киева ни с одним из потенциальных партнеров по проекту еще нет, причем ни с транзитными странами, ни с поставщиками СПГ.

Строительство СПГ-терминала в Украине разделено на два этапа. На первом этапе (плановый запуск — 2016 г.) будет задействовано арендованное у Excelerate Energy судно-терминал мощностью 5 млрд. куб. м газа в год. На втором этапе (плановый запуск — 2018 год) должен быть построен наземный терминал мощностью 10 млрд. куб. м газа в год.

dolinchuk