Ожидания в связи c выборами в Конгресс США 6 ноября 2018 года оказались слишком преувеличенными с обеих сторон. Демократы анонсировали этот праздник народного волеизъявления не иначе, как референдум об импичменте Трампу. Сторонники Трампа (а это далеко не все республиканцы!) рассчитывали на укрепление его позиций, чтобы он смог-таки «to make America great again». Результат оказался половинчатым, что называется, ни вашим ни нашим.
Демократы существенно укрепили свои позиции, получив большинство в Палате представителей, что дает возможность блокировать законодательные инициативы Трампа. Но Трамп сумел сохранить контроль над верхней палатой – Сенатом, что практически исключает возможность импичмента, если только спецпрокурор Мюллер не накопает на Трампа какой-то действительно убойный компромат. Образно говоря, Трамп пока отделался испугом, который, впрочем, нельзя назвать легким.
В целом, Америка разделилась на два лагеря. В течение двух лет, оставшихся до президентских выборов, США ожидают непрерывные разборки между демократами и трамповской частью республиканцев. Обе стороны рискуют и могли бы уступить место третьей силе, если бы в Америке существовала возможность победы силы, не связанной ни с «ослами» (демократами), ни со «слонами» (республиканцами). Но такая возможность в американской демократии отсутствует в принципе, поэтому и далее будет иметь место двухпартийный «american style лохотрон», обе партии которого в реальности мало отличаются друг от друга.
Надежды на то, что демократам удастся «сорвать джек-пот», то есть взять под контроль обе палаты Конгресса, изначально казались излишне инфантильными. Столь же неоправданными представлялись надежды Трампа и его сторонников и далее безраздельно контролировать законодательную власть.
Напомним, что Конгресс США состоит из двух палат. В нижней Палате представителей общей численностью 435 мест количество конгрессменов от каждого штата пропорционально численности населения штата. Верхняя палата – Сенат состоит из 100 сенаторов, по два от каждого из 50 штатов.
В Палате представителей демократы получили 229 голосов из 435 возможных, и это даже больше, чем ожидалось. Но в Сенате республиканцы получили 51 голос, обеспечив себе контроль над верхней палатой.
«Недореванш» демократов и его последствия
В предвыборной (контр)агитации «ослы» делали упор на сексуальные скандалы Трампа и его возможные связи с Россией, наличие которых, впрочем, прокурор Мюллер пока так и не доказал. Однако рядовых американцев мало интересует «облико морале» Трампа, а также далекая Россия, Сирия или Иран. Их волнуют медицина, налоги, безработица, зарплаты, а в этом Трамп показывает определенные результаты, пока, впрочем, довольно спорные.
Кроме того, несмотря на эпатажность Трампа, многие избиратели именно с ним связывают возврат к традиционной Америке.
Далеко не всех в Штатах волнуют поднимаемые демократами проблемы сексменьшинств. Далеко не все приветствуют предлагаемые демократами изменения в Билль о защите гражданских прав относительно сексуальной ориентации с тем, чтобы теперь пол определялся не биологическим путем в роддоме с записью в свидетельство о рождении, а его можно было бы себе «выбрать» в любом возрасте. Не все в Америке готовы присоединиться к раздутому демократами общественному движению «Mee too» против сексуальных домогательств, в которых обвиняли ряд республиканцев. И уж тем более, далеко не все в восторге от продвигаемой демократами идеи устройства «общих туалетов для всех полов», включая нетрадиционно ориентированных и транссексуалов.
Тем не менее, бурная деятельность Трампа активизировала избирателей демократической партии, некоторые лозунги которой нашли отклик в массах. В частности, за счет все того же движения «Me too» демократы получили дополнительные голоса женщин, возмущенных и обеспокоенных сексуальными домогательствами, что в Штатах является болезненным вопросом.
Для повышения рейтингов демократов к активной политической деятельности вернулся бывший президент Барак Обама, который до сих пор пользуется популярностью среди избирателей демпартии, несмотря на достаточно неоднозначные итоги его правления. Обама до сих пор пользуется большим доверием, чем Хиллари Клинтон, поскольку в адрес последней неоднократно высказывались подозрения в коррупции.
В этом смысле, кстати, возникают вопросы в связи с «загадками американской души». Избиратели отказывают в доверии Клинтон из-за подозрений в коррупции, но поддерживают Трампа, к которому есть множество вопросов по поводу той же коррупции.
В целом, многие американцы голосовали за демократов, чтобы обеспечить баланс власти и предотвратить доминирование республиканцев. И все же, достигнутого успеха демократам пока недостаточно для снятия Трампа с должности, чем демократы угрожают с самого начала правления Трампа.
Контролируя Сенат, Трамп и далее сможет расставлять на важные государственные посты своих людей. Зато его законопроекты будут всячески блокироваться демократами. В частности, такая судьба ожидает грандиозный проект Трампа по сооружению на границе с Мексикой гигантской стены для защиты от нелегальных мигрантов из Латинской Америки. Причем эту затею критически оценивают и в Республиканской партии.
Впрочем, есть интересная особенность. До нынешних выборов, когда большинство в Палате представителей составляли республиканцы, многие проекты Трампа точно так же тормозились рядом видных республиканцев. Для многих представителей GOP (Great Old Party) Трамп является чужаком. Известно, что в свое время Трамп поддерживал скорее демократов, в стан республиканцев его привели разногласия с Клинтонами, а кандидатом от Республиканской партии он стал по причине кадрового кризиса в партии и отсутствия других проходных кандидатов. Имея большинство в нижней палате, республиканцы, включая ныне покойного ветерана партии Джона Маккейна, не препятствовали работе спецпрокурора Мюллера, сорвали отмену Трампом введенную Обамой систему медицинского страхования Obamacare, голосовали за ограничение полномочий президента в сфере наложения санкций.
Палата представителей будет блокировать внешнеполитические действия Трампа. В частности, жесткой оценки вполне может ожидать инициированный выход США из договора с Ираном, подписанного при Обаме. Это резко обострило ситуацию в мире и привело к росту цен на нефть.
Однако для отставки Трампа нужно одобрение обеих палат, а Сенат, повторим, контролируется республиканцами. Теоретически поддержка импичмента республиканцами и Сенатом в целом возможна, но только в том случае, если произойдет какой-то мегаскандал, например, если комиссия спецпокурора Мюллера найдет неопровержимые доказательства того, что Трамп вступал в сговор с Москвой. Но пока что ничего подобного «накопать» не удалось.
Демократы уже объявили, что предадут гласности налоговые декларации Трампа и отдельных чиновников из его окружения. По некоторым данным, относительно происхождения ряда доходов Трампа есть много вопросов. Это будет существенно мешать ему в подготовке к выборам на следующую каденцию, но до импичмента здесь очень далеко.
«Недопобеда» Трампа и ее перспективы
Тот факт, что Трамп «выиграл Сенат», мало что означает без понимания, в чем именно заключается его «недопобеда». Трампу удалось во многом преодолеть отчуждение республиканцев, и партия пошла за ним. В Сенате теперь заседает не просто республиканское большинство, а, во многом протрамповское большинство.
Но несмотря на более лояльный к Трампу состав верхней палаты, часть сенаторов вполне может переметнуться на сторону демократов, если на Трампа будет найден серьезный компромат. В то же время высказывается мнение, что республиканская партия стала полностью трампистской, и эта тенденция – на долгие годы, но такая версия представляется сомнительной.
К тому же, республиканцы проиграли в части штатов, которые в последнее время голосовали за республиканцев, в частности, в Канзасе. Многое «слоны» потеряли в так называемом «ржавом поясе», хотя эти регионы принесли в 2016 году Трампу победу. Все это дает основание говорить о неустойчивости электората.
Очевидно, что в ближайшие два года до выборов Америку ожидает ожесточенная борьба, что, впрочем, ожидаемо. Демократы будут чинить Трампу всяческие препятствия во внутренней и внешней политике, но это может в определенном смысле даже сыграть ему на руку.
Повторим, что американского обывателя волнуют, прежде всего, проблемы мигрантов, налогов, зарплат, безработицы, здравоохранения. Делая упор на расследовании возможного сговора Трампа с Кремлем и прочих далеких от рядового американца вопросах, демократы могут сильно заиграться. Подобные разборки чреваты ухудшением социально-экономической ситуации в стране. Блокирование инициатив Трампа позволит ему списывать свои неудачи на коварные происки оппонентов, указывая, по примеру одного отечественного персонажа, на «козлов, которые мешают жить».
Все это позволит Трампу мобилизовать свой электорат и даст возможность привлечь дополнительные голоса тех, кто сомневается.
К тому же, по последним данным, рейтинг Трампа в настоящий момент составляет 44%, а за два года до президентских выборов на промежуточных парламентских выборах это считается в Америке очень неплохим показателем, дающим серьезные шансы в будущей президентской гонке.
Однако одновременно выборы еще сильнее углубили и без того сильнейшую поляризацию, которая имеет место в Штатах.
Что касается Украины, то прошедшие выборы в Конгресс особых изменений принести не должны. Что бы там ни говорили о возможных связях Трампа с Кремлем, политика Штатов все равно будет антимосковской по определению. Это значит, что, как минимум, снятия санкций опасаться не следует. Наоборот, можно ожидать усиления американских санкций, что недавно было продемонстрировано администрацией Трампа. Это один из немногих вопросов, в которых демократы и республиканцы с Трампом будут едины.