После скандального голосования парламента за отставку правительства Арсения Яценюка, которому удалось удержаться в кресле, несмотря на неудовлетворительную оценку его работы Верховной Радой, парламентская коалиция таки дала трещину. Фракции «Батькивщина» и «Самопомич» заявили о желании покинуть большинство. Если парламентариям не удастся договориться о переформатировании состава коалиции, угроза досрочных выборов станет неизбежной.
Казалось бы, сомнения относительно того, хватит ли у депутатов голосов, чтобы отправить в отставку премьер-министра Арсения Яценюка, были развеяны видеообращением президента Петра Порошенко с призывом о полной перезагрузке Кабмина (и как уступка с его стороны – отставка Генпрокурора Виктора Шокина). «Неудовлетворительной» работу правительства признали 247 народных депутатов. Но на момент голосования непосредственно за резолюцию недоверия Кабмину депутаты почему-то передумали, отдав всего 194 голоса. Почти в полном составе фракция «Радикальная партия», «Самопомощь», «Батькивщина» и Блок Петра Порошенко (БПП).
Однако, последние недодали 22 голоса, что заставило усомниться многих в том было ли вообще желание отправлять Арсения Яценюка в отставку. Пропремьерская фракция «Народный фронт» (НФ) не голосовала. Отказались также большинство депутатов от «Оппозиционного блока» и депутатские группы «Возрождение» и «Воля народа», которые перед этим проголосовали за признание работы правительства «неудовлетворительной». Как уже позже сообщали СМИ: за отказ от голосования в поддержку отставки премьера якобы предлагали $1 млн.
На следующий день лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко заявила о выходе своей политической силы с коалиции. Такой шаг она назвала единственным правильным в сложившейся ситуации. «Коалиции демократических сил, проевропейской коалиции в этом парламенте никогда не существовало. Всегда существовала теневая, кулуарная, кланово-политическая коалиция, которая формировала правительство, управляла страной, и которая довела страну до крайней степени разрушения нашей жизни», — заявила политик.
Позже этому примеру последовали и депутаты от фракции «Самопомощь». «Стал очевидным властный союз, в который вошли: часть фракции БПП, «НФ» и осколки Партии регионов, подконтрольные ряду олигархов (Ринату Ахметову и Дмитрию Фирташу — «i»). Такие действия делегитимизировали правительство Украины, покусившись на государственное устройство страны, и окончательно развалили парламентскую коалицию «Европейская Украина», — заявил лидер фракции Олег Березюк. В этой связи, по его словам, партия «Самопомич» признает невозможным дальнейшее пребывание в коалиции с политическими силами, «которые стали участниками олигархического переворота в парламенте».
Официального заявления руководства Верховной Рады о развале коалиции еще не было, поэтому юридически она продолжает существовать. Однако вопрос переформатирования коалиции уже назрел. И в ближайшее время в ее составе все же придется провести ревизию с последующими косметическими преобразованиями. Ведь без депутатов фракций «Батькивщина» и «Самопомочи», а также нескольких депутатов от БПП (Егора Фирсова, Сергея Каплина и Александра Сугуняко и ряда других), которые также заявили о выходе из фракции, коалиция не набирает большинства.
А если в коалиции останется менее 226 депутатов, она останавливает свою деятельность. И с этого момента депутаты будут иметь ровно один месяц на формирование новой коалиции. Если же сформировать ее не удастся, президент получает право распустить Раду и назначить через два месяца внеочередные выборы.
Такая перспектива для всех политических сил, представленных в парламенте, выглядит не слишком привлекательной. В условиях глубокого финансового, экономического и социального кризиса в стране, который только усугубился после Революции достоинства, а также военного конфликта на Донбассе, каждая из партий очень рискует оказаться «за бортом».
Если для БПП при сегодняшнем достаточно низком рейтинге, шансы попасть в парламент сохраняются, хотя и не с такими впечатляющими результатами как в прошлый раз, то для депутатов из пропремьерской фракции единственный правильный сценарий самосохранения – это покупать себе места в списках других политических сил. Электоральные риски для «Батькивщины», «Самопомощи» также существуют, ведь их демарш из коалиции может, как добавить голосов на выборах, так и отнять их. Любые попытки дестабилизировать ситуацию в стране, которые играют только на руку российскому агрессору, может неоднозначно восприниматься в обществе, которое уже устало от бесконечных выборов.
С другой стороны, если рассматривать их поступок как единственно правильный в сложившейся ситуации и крайне негативном отношении украинцев к реформам правительства и власти в целом, то здесь этот нюанс может сыграть на руку. Но помимо конкуренции между собой, им придется еще и побороться за голоса с «радикалами», которые также позиционируют себя как оппозиционная сила.
А также Оппозиционным блоком. Для последних, несмотря на шлейф негатива, который тянется со времен Революции достоинства, многие украинцы сегодня понимают, что по сравнению с нынешней экономической ситуацией в стране, при президенте Викторе Януковиче «жить было еще хорошо», что может прибавить этой политической силе электоральных баллов.
Однако имидж проолигархической партии все же нивелирует все вышесказанное. Конечно, в стране, где деньги традиционно решают все, для последних обеспечить себя местами в парламент не составило бы труда. Но судя по нежеланию голосовать за отставку правительства Арсения Яценюка, представителей этой политической силы не очень радует перспектива опять тратиться на выборы. В итоге политикам не остается ничего иного, кроме как договариваться.
Сегодня активно ведутся переговоры о возвращении Радикальной партии Олега Ляшка в ряды коалиции, которая уже заявила о такой готовности на определенных условиях. Также возможны комбинации с депутатскими группами «Воля народа» или «Возрождение», и отдельными депутатами. Кстати, «радикалы», по утверждению депутатов из регламентного комитета, до сих пор формально остаются в коалиции. В частности, народный депутат от «НФ» Виктория Сюмар заявила, что последние так и не отозвали свои подписи из-под коалиционного соглашения. Однако это всего лишь формальности.
Народный депутат Николай Томенко считает, что будет создана «переходная коалиция», содержание которой обойдется дороже, чем даже проведение досрочных выборов. «Те должности, которые будут продаваться и государственные программы, которые будут делиться — это достаточно дорого, возможно даже дороже, чем выборы организовать, но все считают, что перевыборы — это опасная штука и дорогая», — заявляет он.
Политик также не исключил, что для сохранения коалиции может быть использовано и право народных депутатов самостоятельно участвовать в коалиции. Таким образом, к БПП, НФ и Радикальной партии могут добавиться еще и ряд «подписантов». Он напомнил, что 8 апреля 2010 года было объявлено о том, что каждый народный депутат, как избранник украинского народа, может быть самостоятельным участником коалиции. «Так тогда Янукович легализовал большинство в свою поддержку, и я думаю, что этот метод может быть активно использован сегодняшней властью», — резюмировал парламентарий.
Между тем, даже в таком формате прочность будущей коалиции представляется сомнительна. И в первую очередь из-за ненадежности «радикалов». Достаточно вспомнить причину, по которой они отказались далее пребывать в коалиции. А именно — голосование за изменения в Конституцию в части децентрализации по версии президента Петра Порошенко. Как известно, эта политическая сила является ярым противниками «особого статуса» Донбасса, вытекающего из пункта 11 Минских соглашений, которым предусмотрено «принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей…». Они убеждены, что упоминание в законопроекте об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей — это фактически первые шаги к легализации сепаратистских республик и капитуляция перед Россией.
Поэтому очевидно, что союз с главными потенциальными «коалициантами» продлится ровно до момента, когда в парламенте придется голосовать за этот закон. Впрочем, в случае с «радикалами» ожидать можно все, что угодно, ведь даже название партии говорит само за себя.
Поэтому интрига относительно того, пойдут ли две самые крупные партии в парламенте БПП и НФ открыто на союз с Оппозиционным блоком, сохраняется. Судя по настроениям в парламенте, этот сценарий пока не рассматривается всерьез.
Но нет ничего невозможного. В свое время политические разногласия с тогдашним премьер-министром Юлией Тимошенко подтолкнули президента Виктора Ющенко и его партию «Наша Украина» объединиться со своими врагами во время Оранжевой революции Партией регионов в Антикризисную коалицию. Но поскольку Оранжевая революция обошлась тогда без жертв, это не так негативно воспринималось в обществе, чем во время Революции достоинства, где ровно два года назад было пролито слишком много крови, чтобы просто забыть об этом.
Между тем сегодня многие эксперты и политики сходятся во мнении, что ни в Администрации президента, ни у руководства фракции БПП на самом деле не было воли отправлять правительство Арсения Яценюка в отставку. Ведь, отдав голоса за неудовлетворительную оценку деятельности правительства, группа депутатов из пропрезидентской фракции, особо приближенных к первому лицу страны, одновременно недодала 22 голоса в критический момент.
«Все то, что происходило последнюю неделю, якобы конфликт между президентом и премьером, ситуация, якобы президент хочет отставки правительства и недоволен действиями — это был спектакль, разыгранный по нотам», — заявил народный депутат от БПП Мустафа Найем. По его словам, все разговоры о «перезагрузке и очищении» велись лишь для того, чтоб «спустить пар в обществе, в парламенте и якобы преодолеть этот кризис недоверия», который возник в обществе.
По мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, таким маневром президенту удалось дистанцироваться от Кабмина, накопившему огромный отрицательный рейтинг. «Теперь у Петра Порошенко (и его сторонников, — «i».) развязаны руки, он не отвечает за правительство и будет аргументировать, что «мы голосовали за отставку», — считает эксперт.
«Вторым мотивом, думаю, было желание все-таки оставить Арсения Яценюка. Он удобен, абсолютно контролируемый, послушный и с таким рейтингом не опасен для политиков… Другой премьер сразу бы составил конкуренцию президенту и начал «свою игру»», — подытожил он.
Свое влияние на исход голосования за отставку Кабмина оказали и наши западные партнеры. Как уже не раз писали «i», в ситуации, когда выживание страны крайне зависит от своевременного предоставления международной финансовой помощи, этот аспект очевидно и удерживает украинских политиков от столь необдуманных поступков. Ведь иностранным донорам нужна политическая предсказуемость их украинских партнеров.
В то же время, если отставка Кабмина была хорошо срежиссированным спектаклем президента Петра Порошенко и Арсения Яценюка, тогда напрашивается естественный вопрос, не является ли таким же фарсом и переформатирование коалиции. Ведь, по сути, люди в парламенте остаются теми же, и отношение украинцев к ним вряд ли поменяется, если в ближайшее время они не ощутят изменения уровни жизни к лучшему. И если ситуация продолжит ухудшаться, переполнение чаши терпения украинского общества может стать только вопросом времени.