На фоне вооруженной агрессии России против Украины, сотрудничество с НАТО для Киева — вопрос стратегический. Визит генсека НАТО Йенса Столтенберга в очередной раз подтвердил, что эта кооперация выходит далеко за пределы национального и регионального характера. Однако шансы Украины в обозримом будущем стать членом военно-политического клуба выглядит сомнительными.
Накануне генсек НАТО Йенс Столтенберг завершил свой двухдневный рабочий визит в Украину. Его первой остановкой стал Львов. В понедельник он вместе с президентом Петром Порошенко посетил Академию Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины им. гетмана Петра Сагайдачного и принял участие в открытии Международных учений по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций «Украина-2015» в рамках программы «Партнерство ради мира». Вчера в столице глава Альянса принял участие в заседании Совета нацбезопасности и обороны, а также провел ряд встреч с представителями власти.
По итогам визита были подписаны двусторонние соглашения. В частности, договор о статусе представительства НАТО в Украине, Дорожная карта в сфере стратегических коммуникаций между СНБО и международным секретариатом НАТО, а также Совместная декларация об усилении военного сотрудничества с НАТО. Документы предусматривают углубление отношений в ключевых сферах противостояния современным вызовам и «свидетельствуют о начале нового, гораздо более практического этапа сотрудничества».
Позиция руководства Альянса по ключевым вопросам осталась неизменной. В этом и заверил высокопоставленный гость украинское руководство. Факт присутствия российских военных на территории Украины не поддается сомнению. В этой связи Йенс Столтенберг в очередной раз призвал Россию отвести все свои войска с Востока Украины и в полной мере выполнить Минские соглашения. Он сообщил, что НАТО не хочет иметь конфронтационные отношения с Россией, но и конструктивные отношения не возможны при условии нарушения границ Украины российской стороной.
«Мы не находимся в ситуации холодной войны, но мы не имеем того стратегического партнерства, которое мы пытались построить с Россией после холодной войны. НАТО решило приостановить фактически сотрудничество с Россией, но держать каналы политического диалога и политического взаимодействия фактически открытыми, ведь мы считаем это очень важным в такие тяжкие испытания, которые мы проходим сейчас», — заявил дипломат. Он подчеркнул, что благодаря политическому диалогу можно реализовать Минские договоренности. Йенс Столтенберг также сообщил, что НАТО будет и в дальнейшем продолжать поддерживать Украину на пути реформ.
Нынешнее сотрудничество Украины и НАТО реализует пять целевых трастовых фондов в сфере командования и управления, кибернетической защиты, логистики, медицинской реабилитации и путем предоставления советников оборонным ведомствам Украины. В тоже время Украине было отказано в предоставлении статуса особого партнера вне НАТО и летального оружия, что лишний раз подтвердило тот факт, что Запад, и в первую очередь США, не желает втягиваться в военное противостояние с Россией и все еще надеется на прекращение войны дипломатическими средствами.
Украинское руководство, тем временем, решило сконцентрироваться на более насущных вопросах. По словам президента Петра Порошенко, сегодня гораздо важнее иметь возможность обеспечить эффективную защиту госграницы, чем просить о летальном оружии. «Украина сейчас нуждается не в летальном оружии, а в возможностях для эффективной обороны своей территории, защиты территориальной целостности, суверенитета, защиты нашей независимости», — сказал глава государства во время подписания двусторонних документов.
В тоже время он отметил, что нынешние отношения Украины и НАТО позволяют рассчитывать на поставки оборонительного оружия. «За эти 17 месяцев мы достигли того, что сейчас обмениваемся информацией с НАТО. Мы являемся партнерами, что дает нам возможность получить защитное оружие, не наступательное, а оборонительное. Такое как, беспилотные летательные аппараты, электронное оснащение», — добавил Порошенко.
Напомним, в июле в интервью американскому изданию The Wall Street Journal президент Петр Порошенко заявлял, что от западных союзников ВСУ нужны 1240 американских противотанковых комплексов FGM-148 Джавелин для эффективного противодействия вооруженной агрессии России на Донбассе.
На Банковой также не исключают возможности привлечения миротворческих войск для урегулирования ситуации на Востоке страны. «Если сейчас мы отводим уже легкое вооружение, артиллерию калибром менее 100 мм, танки и минометы, то там должны быть расположены посты, постоянно действующие 24 часа в сутки 7 дней в неделю, которые будут обеспечивать эффективное выполнение соблюдения взятых на себя обязательств, и поэтому актуальность миротворцев остается», — сказал Петр Порошенко. Вместе с тем, заметил он, если остальные минские договоренности будут выполнены, то необходимость в их привлечении исчезнет.
Несмотря на то, что вопрос вступления Украины в НАТО пока не стоит на повестке дня, очевидно одно — угроза со стороны северо-восточного соседа теперь постоянно будет держать страну в тонусе, что не оставляет другого выбора украинскому руководству как рано или поздно обратиться с такой просьбой к странам-членам Альянса.
Поддержка этой идеи среди украинского населения постоянно растет. Если еще два года назад курс на евроатлантическую интеграцию поддерживали лишь 16% украинцев. В прошлом году эта цифра стремительно приближалась к 50%. Сегодня же количество украинцев, которые поддерживают евроатлантическую интеграцию, уже превышает 60%.
Однако готовность страны к такому шагу сегодня оценивать не приходится. Стороны не скрывают того, что ни Украина сейчас не готова быть членом НАТО, ни сам Альянс принять страну в свои объятья. Для возможности подачи заявки на вступление в военно-политический клуб Украина должна провести соответствующие реформы.
«НАТО сейчас работает с Украиной, совершая сопровождения реформ, чтобы они отвечали стандартам НАТО. В частности, речь идет о реформе вооруженных сил», — уточнил Генсекретарь НАТО Йенс Столтенберг. Он также добавил, что по окончании реформ Украина будет решать подавать ли заявку. И, если подаст — НАТО рассмотрит ее.
Между тем, Петр Порошенко утверждает, что сегодня украинские Вооруженные силы, после реформы и приобретения боевого опыта, являются одними из самых сильных на континенте. «Наша ближайшая цель — с помощью сотрудничества с Альянсом сделать украинскую армию еще более эффективной и боеспособной. Ведь угроза российского вторжения продолжает существовать», — отмечает он.
Глава государства подчеркнул, что быстрое и эффективное усиление обороноспособности ВСУ — это гарантия безопасности как Украины, так и Европы. «Поддерживая Украину, НАТО укрепляет свои позиции на восточной границе. Инвестируя в Украину, в ее сектор безопасности, они не тратят средства на помощь другим государствам, а инвестируют в свой сектор безопасности», — резюмировал глава государства.
Напомним, что почти все средства, предусмотренные НАТО для России, альянс направил на финансирование программ в Украине. Такое решение было принято после остановки сотрудничества ее стран-членов с Россией. В частности, в бюджете США на 2015 г. предусмотрено $112 млн. военной помощи, в том числе новых $75 млн, и $140 млн. экономической помощи Украине. Военная помощь США за предыдущий год составила $118 млн.
Происходящее укладывается в рамки плана экс-советника по нацбезопасности в администрации президента США Джимми Картера (1977-1981 гг.) Збигнева Бжезинского, который предложил урегулирование конфликта на Востоке Украины по «финскому сценарию». В частности, по его мнению, Запад должен усилить обороноспособность Украины, но при этом гарантировать России, что Украина не станет членом НАТО.