Политика

Соглашение ЕС и Турции не решает проблему потока мигрантов (The Economist)

Вместо того оно спровоцирует ухудшение положения сирийских беженцев в Турции, заставит мигрантов искать более опасные пути в Европу и приведет к нехватке персонала по работе с беженцами в Греции.

20 марта Европейский союз заключил соглашение с Турцией, оно призвано помочь остановить поток беженцев в Европу. В рамках соглашения всякий «новый нелегальный мигрант», прибывший в Грецию после заключения соглашения, будет отправлен обратно в Турцию. В обмен страны – члены ЕС примут из Турции одного сирийского беженца за каждого, отправленного обратно, и ускорят процесс либерализации визового режима для турецких граждан, — пишет The Economist.

4 апреля первая группа мигрантов, в количестве около 200 человек, преимущественно пакистанцев и афганцев, была отослана из Греции обратно, а около 43 беженцев из Турции были приняты на территории Европы. Но это соглашение спорно. И вот по какой причине.

С момента заключения соглашения количество беженцев, прибывших в Грецию, существенно снизилось: видимо, турецкие власти ведут войну с контрабандистами, промышляющими на побережье страны, а идея быть отосланными обратно после опасного путешествия через Эгейское море заставляет многих мигрантов задуматься. Мигранты, отправленные обратно 4 апреля, не подавали прошение о предоставлении убежища в Греции; их в любом случае отправили бы обратно.

Намного более сложная задача будет стоять перед Грецией в случае с сирийцами и прочими беженцами, подающими прошение о предоставлении убежища. Им придется ждать, пока прошения рассмотрят, но для эффективного выполнения этой задачи потребуется гораздо больше человеческого ресурса. ЕС пообещал дополнительно выделить 400 экспертов по вопросам предоставления убежища, но пока выделил несколько десятков. Греция также ждет экстренного финансирования в размере €380 млн ($433 млн). Тем временем тысячи мигрантов пережидают в Греции, иногда в нищенских условиях. Начали вспыхивать потасовки между сирийцами и афганцами.

В более широком смысле соглашение можно посчитать спорным из-за аргумента, что массовый возврат нарушает нормы международного права. Соглашение фактически обходит эту проблему: предполагается, что каждый мигрант получит право подавать индивидуальную заявку на убежище. Если определят, что заявитель прибыл через территорию Турции, «безопасной третьей страны», он в целом будет считаться нелегальным и подлежит отправке обратно.

Впрочем, идея называть Турцию действительно безопасной третьей страной не понравилась организациям по правам человека. 1 апреля организация-наблюдатель в сфере прав человека Amnesty International сообщила, что сирийских беженцев оттесняют обратно через границу. «Вместо того, чтобы заставлять Турцию улучшать защиту сирийских беженцев, ЕС фактически провоцирует противоположные действия», — цитируют директора департамента по делам Европы и Центральной Азии Amnesty International Джона Далхусейна. Соглашение также может привести к тому, что мигранты попробуют добираться другими, еще более опасными путями.

К сожалению, выбор у Европы небольшой. До момента заключения соглашения ожидалось, что еще большее количество мигрантов попробует пробраться на континент, когда настанет весна, и это в дополнение к 1 млн человек, уже прибывших в прошлом году. Тем временем растет общественное давление в связи с таким наплывом. В некоторых странах, например в Швеции, на пике волны оказались популистские партии. Речь идет о странах, которые приняли сравнительно большое количество беженцев в соотношении к собственному населению. Канцлер Германии Ангела Меркель, выступившая посредником в ходе заключения соглашения, подверглась невероятному давлению со стороны прочих политиков, в частности членов ее собственной партии, с их требованием остановить поток беженцев в Германию.

Екатерина Федоришина