Политика

Кому выгодна отставка Супрун: политические игры в Раде или заговор фармацевтической мафии?

Медицинская реформа – сегодня одна из самых скандальных в стране. К обсуждению системы здравоохранения подключились все - и депутатский корпус, и представители врачебной интеллигенции, и миллионы простых украинцев. Несмотря на то, что реформирование отрасли в самом разгаре, некоторые народные избранники не оставляют попыток в который раз уволить ее главного инициатора - и.о. министра здравоохранения Ульяну Супрун.

Заговор в Раде

На этой неделе Верховная Рада может рассмотреть обращение группы народных депутатов к Кабмину с требованием уволить и.о. министра здравоохранения Ульяну Супрун вместе с ее заместителем Александром Линчевским. 2 октября профильный парламентский комитет единогласно поддержал соответствующее постановление.

Комментируя решение по данному поводу, его глава, народный депутат от Блока Петра Порошенко (БПП) Ольга Богомолец заявила, что нынешний руководитель МОЗ работает не на украинцев, а на международных кредиторов. «Принятый бюджет – это проект геноцида. Он не даст сохранить жизни украинцев, их человеческий потенциал. Нас становится меньше – каждый год на 200 тысяч человек. Можно брать и резиночкой с карты стирать Ивано-Франковск, Тернополь… За 5 лет это целый миллион», – возмутилась парламентарий. По итогам заседания, Богомолец назвала ложью заявления МОЗ о борьбе со «схемами» в закупке медикаментов. Также она сообщила, что в больницах в 2018 году нет новых поставок медикаментов, а те, которые поставляют – просроченные. По словам депутата, средства на закупки лекарств – на счетах международных организаций.

Основные же претензии комитета к руководителю МОЗ прописаны в постановлении 8587, где сообщается о том, что коррупция в данной отрасли «набирает новых оборотов». Так, в 2018 году было выделено на поставки лекарств около 6 млрд. грн, но эта сумма так и не была использована в полном объеме. Из-за бездеятельности МОЗ на лечение онкобольных детей не хватает 500 млн. грн. Также Кабмин блокирует закон об обязательном медицинском страховании, врачи продолжают получать минимальные заработные платы, а система «деньги идут за пациентом» не работает. Кроме того, уровень вакцинации украинцев упал до объема 90-х годов и за последние два года Украину покинули приблизительно 70 тыс. медиков.

Напомним, ранее  депутаты от «Самопомощи» и «Радикальной партии» выступили в Раде с резкой критикой политики правительства в области здравоохранения. Глава «Радикальной партии» Олег Ляшко потребовал от премьера Владимира Гройсмана отставки Супрун.

Неидеальная реформа

В своем посте по случаю очередной инициативы депутатов Супрун заявила, что это «ответ старой системы, которая хочет сохранить статус-кво». А также похвасталась успехами МОЗ за последние два года, в том числе, внедрением системы семейных врачей, а также программы «Доступные лекарства», эффективными, на ее взгляд, государственными закупками и успешным проведением медицинской реформы. «Очень хорошо, что мы регулярно получаем такой фидбэк. Это помогает понять, что мы действуем правильно и выполняем общественный запрос на реальные изменения», – написала она в Facebook. Также Супрун отметила, что именно она с помощью группы поддержки осуществляет переход Украины от «устарелой советской модели к современной мировой системе здравоохранения».

Напомним, что медицинская реформа планировалось в несколько этапов. На первом, который идет сейчас, должны перестроить первичное звено. Украинцам нужно выбрать своего семейного врача. На каждого доктора расписали квоты: педиатр должен подписать декларации с 900 пациентами, семейный врач и терапевт – с 1,8-2 тыс. За каждого пациента докторам обещано от 370 грн до 1,5 тыс. грн в год (в зависимости от возрастной группы пациентов).

Как подсчитали в МОЗ, это позволит резко повысить зарплаты лучшим врачам (до 20-30 тыс. грн. в месяц и больше), но оставит без работы «плохих докторов». Медикам нужно быть постоянно на связи со своими пациентами (в том числе, на выходных), самим брать анализы и выполнять массу другой работы, которую они раньше не делали. Точно так же больницам, чтобы получить финансирование от Нацслужбы здоровья, нужно вначале стать автономными, закупить оборудование и полностью нести ответственность (в том числе, финансовую) за возможные врачебные ошибки.

Пока же медицинская реформа добавила лишь больше бюрократической возни и неразберихи, а также частых отказов «скорой помощи» в выездах по вызовам. Поэтому многие с опасением ждут начала ее второго этапа. Касаться он будет районных и областных больниц. Каждая больница начнет получать деньги за конкретного пациента, который прошел у них лечение. А оплачивать труд врачей по так называемым базовым тарифам. Правда, чиновники из МОЗ до сих пор не готовы назвать конкретные цифры.

«Подковерные» игры

Впрочем, есть и другая сторона конфликта. Не секрет, что годами дельцы от фармакологии закупали для МОЗ лекарства по завышенным ценам, «осваивая» миллиарды и повышая цены на купленное иногда в полтора раза. По данным проведённого в 2015 году расследования СБУ, в 2012–2014 годах коррупционная маржа нескольких «приближённых» к министерству и стабильно выигрывавших тендеры фармдистрибьюторов составляла до 40% от начальной цены лекарств. Схема, по которой они работали, была проста: лекарства по документам «прогонялись» через несколько офшорных «прокладок». При этом их цена росла, но сами дистрибьюторы обходили законодательное ограничение оптовой надбавки в 10% от закупочной стоимости. По данным СБУ, лишь одна из компаний-дистрибьюторов при помощи такой нехитрой схемы «наварила» на тендерах МОЗ с 2012-го по 2014 год 1,2 млрд грн.

Если посмотреть на тендеры МОЗ за последние 10 лет, можно увидеть, что победителей на них не так уж и много. Около 80% закупок ранее контролировали две группы компаний. Согласно информации в СМИ, это фирма «Людмила-Фарм», а также компании «Укроптпостач», «Люмьер фарма», «Фармадис» и «Ганза». Они прекрасно чувствовали себя при всех правительствах.

Разобраться с тендерной коррупцией пытался Александр Квиташвили ещё с декабря 2014-го. Однако в итоге ему пришлось уйти с поста главы МОЗ. Ульяне Супрун удалось продвинуться в этом направлении намного дальше. Теперь с 2017 года международные организации Программа развития ООН, ЮНИСЕФ и британское агентство Crown Agents должны закупать абсолютно все лекарства и медицинские изделия по госпрограммам МОЗ. Сообщалось, на эти цели в 2018 году Кабмин выделил 5,9 млрд грн. Если бы эти закупки проводились по-старому, с коррупционной маржей в 40%, такое же количество лекарств обошлось бы бюджету минимум на 2 млрд грн дороже.

Безусловно, такое положение вещей многим не по вкусу. Изначально Супрун пытались устранить привычными методами. В частности, «порекомендовав» в качестве главы Гослекслужбы, а потом госсекретаря МОЗ Наталию Шолойко. Эти должности удобны тем, что, занимая их, очень легко саботировать поставки лекарств. Но поскольку супруг последней владеет общим бизнесом с менеджментом одной из крупных украинских фармкомпаний, Супрун публично заявила, что Шолойко не может занимать руководящие должности в МОЗ из-за конфликта интересов. Когда стало ясно, что подковёрные методы борьбы не сработали, борьба с и.о. министра переместилась в публичную плоскость.

Напомним, муж Шолойко Александр Хейломский является сооснователем фармацевтической фирмы «Ридан» вместе с главой правления компании «Индар» Любовью Вишневской. Его отец Борис Хейломский, в свою очередь, – один из владельцев компании «МВВ Инструментс», которая специализируется на розничной торговле в фармотрасли.

Возможна ли отставка?

Сегодня Супрун и ее зама требуют уволить с формулировкой «за несоответствие занимаемым должностям». Правда, вначале проект постановления вынесут на Согласительный совет, а затем – должны проголосовать в парламенте. Впрочем, даже если парламент и проголосует за соответствующее постановление, она останется на своей должности. Ведь окончательное решение об увольнении принимается на Банковой и в правительстве. Поэтому решение Рады в данном случае будет носить исключительно рекомендательный характер, к которому Кабмин может прислушаться, либо проигнорировать.

«Было бы странно, если бы сейчас президент и премьер-министр инициировали отставку Супрун, которая пользуется поддержкой наших западных партнеров. Я не вижу особых причин для отставки», – заявил «ЭН» руководитель Института глобальных стратегий Вадим Карасев. По его словам, сегодня есть заинтересованность в поддержке имиджа реформаторского правительства и удержать его последнего реформатора. «Супрун пока неплохо обороняется, постоянно пишет посты в Фейсбук, постоянно генерирует информационные поводы, что дает ей возможность достаточно успешно отбивать медийные атаки своих оппонентов», – отметил политолог.

Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко также считает, что отставка Супрун сегодня маловероятна. «Комитет не может уволить Супрун и Верховная Рада не может этого сделать, у них нет таких полномочий. Я не слышал, чтоб Гройсман или правительство в целом собиралось ее увольнять. Пока нет для этого предпосылок. Другое дело – если она уйдет по собственному желанию. Если захочет – уйдет, не захочет – останется в этом статусе до завершения работы нынешнего правительства», – сказал «ЭН» политолог. По его словам, как автор медицинской реформы Супрун имеет определенную поддержку со стороны премьера и президента. Что же касается обвинений в связях с крупными международными корпорациями, эксперт обратил внимание, что точно также можно говорить «о коммуникации некоторых руководителей профильного парламентского комитета с отечественными фармацевтическими компаниями». «Войну против Супрун ведут фармацевтические компании. Это тоже правда. Речь идет о конфликте экономических интересов. Ну и есть идеологический конфликт. Это разное отношение к медицинской реформе», – резюмировал он.

По мнению политолога, директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, секрет неприкасаемости Супрун — в глубоких связях с президентом и премьер-министром Украины. «Эти связи определяются связями самой Супрун с американским политическим истеблишментом. То есть она сегодня является одним из связующих звеньев между Петром Алексеевичем и определенными кругами внутри американской политики, и внутри американского большого бизнеса, потому что Супрун тесно связана с транснациональными фармкомпаниями. И пока Супрун выполняет полезную функцию коммуникации, медиации между ними, ей отставка не грозит», — резюмировал он.

Отметим, чиновник давно превысила лимит пребывания в статусе исполняющего обязанности. Согласно Кодексу законов Украины о труде, и. о. министра можно быть только три месяца. Потом либо кандидатура должна быть утверждена на должность министра, либо иное лицо должно быть назначено исполняющим обязанности до тех пор, пока не произойдет назначения министра здравоохранения. Однако нарушение законодательства в стране, похоже, уже стало традицией.

Ксенiя Лазоренко