Политика

Сергей Поярков: «Все стороны конфликта должны немедленно включить здравый смысл»

Сергей Поярков рассказал «i» о том, что удалось достичь Автомайдану и о планах на будущее, высказал свое мнение о событиях, которые произошли вчера на Майдане, а также по поводу выборов Президента.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, события, которые произошли 19 января.

Ответ: Относительно этих событий я думаю, что власть, которая не хочет слушать людей, идти на уступки, сама провоцирует эти радикальные настроения. Автомайдан никогда не пользовался и не собирается пользоваться противозаконными методами. Я не буду утверждать, что наша «пушистая» оппозиция ничего не делает, это было бы неправильно. Мы выступили с тем, что хотим организованности. Было совместное заявление, и на сцене мы заявили, что сейчас всей стране нужен лидер, готовый взять ситуацию, принять на себя ответственность. Не всем оппозиционерам этом понравилось, но все это услышали. И косвенным подтверждением тому, что нам нужен лидер, стали последующие события. Лидер — это тот, кто находится на передовой. В этот конкретный день таким человеком оказался Кличко, который стал между Беркутом и людьми, а затем поехал на переговоры к Януковичу.

В: Нужно ли проводить досрочные выборы президента?

О: Я был бы категорически за, но мне хотелось бы, чтобы выборы президента были после отмены решения Конституционного суда. Этот суд предоставил президенту гигантские полномочия, что создало серьезную проблему. Я за то, чтобы вернуться к Конституции 2004 года, и у нас была парламентско-президентская республика. Это нужно, чтобы не было единого центра принятия всех решений, так как это приводит к узурпации власти. Между политическими партиями должна быть конкуренция, т. е. не Администрация президента, а Верховная Рада должна принимать решения. Президент, безусловно, остается сильной фигурой, но должен отдать часть полномочий парламенту.

Проблема страны имеет два корня. Первый — масштабное разворовывание бюджета, второй — отсутствие судов, которые нормально работают, они все проплачены. Судьи ездят на Лексусах, живут в шикарных домах и отдыхают на лазурном берегу Франции. Это неправильно, поэтому люди и стоят на Майдане, так как в суде нельзя добиться правды. Коррупция стала элементом экономики. Убери сегодня ее, и страна развалится. Проблема в том, что ГАИшник на свою зарплату в Киеве может красиво умереть, и если водитель не нарушит, то ГАИшник не пообедает. Политики должны меньше выторговывать себе преференцией, а больше думать о людях.

В: Сколько кандидатов от оппозиции должны принимать участие в выборах?

О: Должен быть один оппозиционный кандидат. Победы без единого главнокомандующего быть не может. Люди будут понимать, что им делать, если оппозиция прямо скажет, что это наш будущий кандидат в президенты, эти — премьер и спикер. И сделать это она должна не за неделю до второго тура, как некоторые говорят в оппозиции, а раньше.
Отношения между властью и оппозицией должны прийти к какому-то вменяемому переговорному процессу, который будет иметь результат. И результат этот должен немного не удовлетворять ни ту, ни другую сторону. Обе стороны должны остаться недовольны уступками, на которые пошли. Только тогда это будет работать.
Но у нас обе стороны хотят получить все: оппозиция хочет удовлетворения всех ее 30 требований, а власть ничего не хочет отдавать. Это, я считаю, не конструктивно с обеих сторон. То, что власть ничего не отдает людям — глупо, поэтому Автомайдан ездит к их воротам. Власть до сих пор не отреагировала на беспредел, который натворила. Поэтому Автомайдан расцветает буйным цветом и будет расширяться.

В: Какие цели и задачи у Автомайдана, чего уже добились, что планируете достичь в ближайшее время?

О: Власть делает достаточно глупостей, чтобы расширять наше движение. Автомайдан осуществляет небольшую часть работы, а остальную за нас доделывает власть. Не так тяжело попасть яйцом в ворота Медвечука. Он подал за это на нас в суд. В результате возникают ассоциации: почему яйцо можно бросить в Януковича без малейших судебных преследований, в то время как Медвечук считает свой собственный забор круче, чем глава Партии регионов и кандидат в президента в тот момент. Возникает вопрос, почему к активистам Автомайдана применяются драконовские меры, а милиция является главным нарушителем закона. Почему на мелкое хулиганство отвечают беспределом и игнорированием? Почему ГАИшники стали вместо участковых ходить по домам? В принципе, Автомайдан показывает, что наша власть — карикатура.

В: Как Автомайдан будет выявлять и останавливать агрессивных провокаторов?

О: Во-первых, в самом Автомайдане агрессивных провокаторов нет. Это классическое «непротивление злу насилием». Во-вторых, агрессивные провокаторы есть во всех нормальных странах. В Германии, где за экстремизм применяют очень жесткие санкции, все же есть какие-то экстремистские группы. Мы постоянно объясняем провокаторам, что люди в масках подставляют Автомайдан и вообще мирное движение — это не сопротивление. Если эти люди хотят что-то делать, мы не можем их останавливать, но пусть они не подставляют людей, которые пришли без масок, с детьми на мирную акцию.

У нас есть много видео, где наши активисты пытаются останавливать провокаторов. В некоторых случаях нам удается это сделать, иногда — нет. Наше движение абсолютно антинасильственное — это главный принцип всех наших действий. У нас нет никакого стремления к агрессии или каким-то антизаконным действиям. Другое дело, что по отношению к нам, мы видим массу противозаконных действий, причем все они со стороны правоохранительных органов. У нас это все фиксируется, и мы будем разбираться с каждым из этих фактов отдельно, но, мне кажется, что лучшей рекламой Автомайдана является реакция власти.

В: Что бы Вы посоветовали для защиты себя и своего имущества от провокаций со стороны власти?

О: У нас власть — это одна сплошная провокация. Когда побили детей на Майдане — это собственно и была провокация, которая породила и Майдан, и Автомайдан. Защититься от провокаций власти можно. Для того чтобы построить нормальное государство, нужно поставить чиновников на место. Если мы будем сидеть и ничего не делать, то нам сядут на голову.
Я не слышал ни разу, чтобы Янукович пообещал, что нормальное общество нам принесут на блюдце с голубой каемочкой. Майдан и Автомайдан будут спокойно бороться за свои права. У нас нет другого пути. Все европейцы и американцы продолжают борьбу с властью и чиновниками. Они побороли собственную лень и аморфность и добились того, что у них есть сейчас — возможность жить в нормальной стране.

В: Какие сценарии развития ситуации Вы видите?

О: Все стороны конфликта должны немедленно включить здравый смысл. Уберечь страну от внешней изоляции, не толкать людей к радикализму и пойти навстречу народу. Будет ужасно, если это все будет развиваться в сторону радикализации. Нужно в спокойном режиме провести настоящие переговоры и пойти навстречу лидерам оппозиции. Обе стороны обязаны пойти друг другу навстречу, дать людям результат, чтобы они почувствовали от власти, от Януковича уважительное к себе отношение. Пусть Янукович сделает эти уступки не политическим лидерам персонально, а народу на Майдане. А если этих людей игнорировать, они радикализуются. То, что началось вчера — это следствие радикализации общества.

Екатерина Лысенко