Политика

Статус Донбасса: вопрос далекого будущего?

Запад активизировал свою риторику в отношении того, чтоб официальный Киев поскорее решил вопрос «о статусе Донбасса» для стабилизации ситуации на Востоке страны. И хотя украинское руководство уверяет, что этот вопрос пока не стоит на повестке дня, решать проблему все равно придется. К тому же в пропрезидентской фракции Блока Петра Порошенко (БПП) не сомневаются, что необходимого количества голосов для принятия изменений в Основной закон страны собрать не составит проблем.

Месседжи, которые в последнее время звучат из уст западных лидеров в отношении необходимости решения вопроса «о статусе Донбасса» для урегулирования конфликта на восточной границе Украины, наталкивают на мысль о том, что Запад устал от украинской проблемы и стремится решить ее любой ценой. Ведь согласно Минским договоренностям, Украина уже к концу 2015 г. должна была предоставить особый статус отдельным районам Донецкой и Луганской областей.

Правда, еще в начале нового политического сезона президент Петр Порошенко заверил, что окончательного внесения изменений в Конституцию Украины в части децентрализации, в котором говорится об «особом статусе Донбасса», не будет до тех пор, пока Россия не выполнит свою часть обязательств. «И второго чтения конституционных изменений, призрак которых постоянно бродил по этому залу, не произошло. И не произойдет, пока для того не вызреют соответствующие условия», — заявил глава государства, выступая перед депутатами Верховной Рады на открытии сессии парламента 6 сентября.

Однако уверенность в его словах немного пошатнулась после визита глав внешнеполитических ведомств Франции и Германии 14 сентября. Вместо возобновления процесса переговоров в рамках ранее достигнутых договорённостей, западные партнеры привезли новый алгоритм выполнения Минских соглашений, который идет вразрез с позицией официального Киева. Так, Жан-Марк Эро и Франк-Вальтер Штайнмаер в унисон заявили, что вопрос прекращения огня и вопрос проведения выборов, а также предоставление особого статуса Донбасса, должны идти параллельно, хотя последние полгода придерживались совсем другой позиции.

Масла в огонь подлило и недавнее заявление вице-президента США Джо Байдена. Выступая в Совете по международным отношениям в Нью-Йорке, он заявил, что особый статус Донбасса — это очень тяжёлый шаг, который Украина должна предпринять, чтoбы урегулировать ситуацию на востоке. Джо Байден признал, что ЕС сейчас «неуверенный, как никогда» по поводу антироссийских санкций. И есть, как минимум, пять стран, которые хотят их отменить.

И хотя министр иностранных дел Павел Климкин отрицает давление западных партнеров на принятие столь важного решения, тем не менее, исключать возможность, что вскоре Верховной Раде придется приступить к обсуждению этого вопроса, не стоит.

Тем более, что депутат от БПП Александр Грановский в эфире ток-шоу «Люди. Hard Talk. Live» на телеканале 112 сообщил, что в парламенте имеется необходимое количество голосов для принятия соответствующих законов. «Подходить к решению этого вопроса мы вынуждены исключительно дипломатическими путями, поскольку других путей не существует. Если будет спокойно и у украинских властей будет возможность вести профессиональный диалог, я считаю, что необходимые голоса для урегулирования конфликта и «особом статусе Донбасса», они есть», — сказал парламентарий.

Замглавы фракции «Батькивщина» Сергей Соболев не исключил, что достигнуть желаемого результата возможно с помощью голосов депутатов, которые проголосовали за законопроект в первом чтении. «Нужно проанализировать для этого предварительное голосование. Это возможно только, если за это проголосуют БПП, НФ, «Оппоблок» и две группы, которые вышли из лона Януковича. Это единственный вариант. Но им нужна помощь еще одной группы. Мы точно голосовать не будем. Голоса формально можно собрать исключительно силами Януковича», — заявил парламентарий. По его мнению, в отношении решения конфликта на Донбассе украинская дипломатия проявила «абсолютно беззубую» позицию, наблюдая за «ультиматумами» глав МИД Франции и Германии.

Между тем, депутат от НФ Вадим Кривенко сообщил, что его политическая сила не ведет никаких переговоров относительно голосования за «особый статус Донбасса». «Позиция НФ четкая, окончательная и неизменная. Пока последний российский диверсант не уйдет с Украинской земли, пока Украина не восстановит контроль над границей, пока на временно оккупированных территориях не начнут работать украинские институты и, в первую очередь, правоохранительные учреждения, ни о каком особом статусе и ни о каких выборах речи идти не может», — сказал парламентарий. По его словам, на сегодняшний день предпосылок говорить, что за этот вопрос есть голоса и вообще его можно голосовать, нет.

Вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко солидарна с ним в этом вопросе. «Я не Ванга. Я реалист и хочу сказать, что на сегодня ни одной предпосылки, чтобы завтра такая дискуссия в парламенте произошла, нет. У нас продолжается ежедневное нарушение режима тишины, не выполнен ни один пункт Минских соглашений: у нас заблокировано освобождение заложников и нет доступа гуманитарных миссий на оккупированную территорию. У нас в группе, где обсуждаются модальности и возможность проведения выборов, нет достижений ни по одной модальности», — сказала она.

«Изменения в конституцию касаются не только Донбасса. Там только один пункт об этом. Но вместе с тем нам нужно проводить реформу по децентрализации. То как будет реализовываться особенность самоуправления должно определяться законом. И, конечно, народные депутаты могут корректировать этот закон, таким образом, чтоб не нарушались национальные интересы Украины. Наша фракция не единожды высказывалась и голосовала за изменения в Конституцию. И насколько будет успешным голосование по этому поводу, зависит от президента. Именно он обеспечивает и по своему статусу политическое лидерство в области реализации внешней политики и в данном случае исполнение Минских соглашений», — в свою очередь, заявил депутат от «Оппблока» Юрий Мирошниченко.

Между тем, депутат от фракции «Самопомич» Алена Бабак считает, что голосованием за «особый статус Донбасса» народные депутаты создадут государство в государстве. «Если мы говорим об особенностях местного самоуправления, то давайте спросим, что такого особенного мы должны дать органам местного самоуправления на Донбассе, чего не имеют другие органы местного самоуправления. Это, в первую очередь, возможность осуществлять правосудие, это функции прокуратуры, это функции суда частично. Мы понимаем, что если такими функциями будет наделено местное самоуправление на Донбассе, то, конечно, они будут решать вопрос амнистии по своему усмотрению и делать собственное правосудие. Хотим мы создавать государство в государстве? Скорее всего, нет», — отметила она.

Напомним, что президентскую модель децентрализации поддерживают не все депутаты в Верховной Раде. Камень преткновения — проблема «особого статуса» Донбасса, вытекающая из пункта 11 Минских соглашений, которым предусмотрено «принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей…». По словам президента Петра Порошенко, включение в текст Конституции переходного положения об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей не несет угрозы суверенитету страны.

Однако противники законопроекта уверены, что это фактически первые шаги к легализации сепаратистских республик и капитуляция перед Россией. В частности, Радикальная партия, «Самопомич», «Батькивщина», «Свобода», УКРОП, а также отдельные депутаты от БПП и НФ высказались «против» принятия законопроекта в первом чтении 31 августа прошлого года. Само голосование за документ проходило под вой сирен и в условиях блокирования трибуны. В то время как мирный протест под стенами парламента перерос в кровавое противостояние между митингующими и правоохранителями с использованием дымовых шашек и боевых гранат, в результате которого погибло трое служащих Нацгвардии.

Политолог Виктор Небоженко сомневается, что депутатам удастся договориться по вопросу «особого статуса Донбасса» в ближайшее время. «Потому что те, кто проголосуют за Минские соглашения, принципиально не имеют политического будущего в электорате на западной Украине. Поэтому фракция НФ и БПП не будет за это голосовать. Ведь никто из них не пройдет на следующих выборах в парламент», — сказал эксперт.

Он также считает ошибкой связать вопрос о децентрализации и «особый статус Донбасса». «Они думали, что за счет того, что нужна децентрализация, пропустят законы по Донбассу. Общественное мнение было «против». Теперь получается, что нет ни децентрализации, ни решения донецких вопросов», — резюмировал он.

А вот эксперт-международник Олег Белоколос считает, что Украина и вовсе не должна была подписывать Минские соглашения. По его мнению, стране хотят навязать территории, которые независимо от любых реформ останутся под контролем России. «Не идет речь ни о какой федерализации Украины. Идет речь о конкретном районе, оккупированном российскими войсками. Идет речь о том, чтобы Украина взяла на себя формальную ответственность за те территории, которые фактически находятся под контролем Российской Федерации. Это приведет к очередному витку политической дестабилизации. А где дестабилизируется политика, там дестабилизируется экономика, и это все ударит по нам с вами», — считает эксперт.

В то же время некоторые эксперты не исключают, что в стремлении поскорее решить украинский вопрос западные партнеры могут прибегнуть и к более весомым рычагам давления на киевскую власть. В частности, использовать в качестве манипуляционного аргумента — промедление в предоставлении очередной финансовой помощи, в которой так отчаянно нуждается украинская экономика.

Ксенiя Лазоренко