Политика

Дуда подписал «антибандеровский» закон

Несмотря на протесты со стороны Украины, Израиля и США, президент Польши Анджей Дуда таки подписал изменения к скандальному закону «Об Институте национальной памяти» (ИНП), которым, в частности, вводится уголовная ответственность за отрицание «преступлений украинских националистов». В то же время он пообещал, что отправит документ для оценки в Конституционный суд.

По его словам, принятый закон не ограничивает художественную и научную деятельность. Кроме того, Дуда напомнил, что закон не является спонтанным и разрабатывался больше года. «Это не предложение, которое появилось неделю или месяц назад. Что касается этого положения, я говорил более года назад, и говорил во время своего визита год назад в Израиль», — сообщил он.

Президент подчеркнул, что в Польше не может быть места ненависти по признаку национальной или этнической принадлежности. «Мы все знаем, к чему привел антисемитизм. Никогда в истории это не должно повториться», — заявил Дуда. Также он напомнил, что Польша, в отличие от других европейских стран, не сотрудничала с режимом нацистской Германии.

В этой связи Верховная Рада (ВР) в принятом проекте постановления высказала «разочарование и глубокую обеспокоенность». «Откровенный диалог, свободный обмен мнениями и академическая свобода оказались под угрозой уголовного преследования, что несовместимо с демократическими ценностями. ВР категорически не приемлет и отвергает политику двойных стандартов и навязывание идей коллективной ответственности украинского народа, а также попытки польской стороны приравнять действия всех борцов за независимость Украины к преступлениям двух тоталитарных режимов XX века — нацистского и коммунистического», — говорится в заявлении.

Отмечается, что принятые в Польше изменения противоречат содержанию и духу стратегического партнерства между Украиной и Республикой Польша и принципам, согласованным в частности в Декларации памяти и солидарности от 20 октября 2016 г.

«Мы должны помнить и передавать будущим поколениям правду о настоящих, а не вырванных из общего контекста причинах, которые привели к кровопролитию между нашими народами в годы Второй мировой войны и в другие периоды нашей истории и которые имели трагические последствия для наших народов. Неоспоримым является то, что как в прошлом, так и сегодня разжигание конфликтов между традиционно дружественными украинским и польским народами в интересах общих врагов нашей государственности и суверенитета, которым были нацистский и коммунистический режим, а сегодня — российский агрессор и оккупант», — говорится в заявлении.

Также в нем высказывается тревога, что «развертывание антиукраинских настроений» может непосредственно повлиять на права и свободы почти миллиона украинцев, которые сегодня являются трудовыми мигрантами на территории Польши.

Как сообщали «i», проект закона «Об ИНП», согласно которому отрицание «преступлений украинских националистов» (в первую очередь — убийств мирного польского населения на Волыни) должно преследоваться наравне с отрицанием преступлений нацистского и коммунистического режимов, был подан правопопулистской партией «Кукиз’15» еще полтора года назад.

О внесении поправок в закон «Об ИНП» вновь заговорили 26 января на фоне широкого освещения в местных СМИ деятельности неонацистов и обвинений власти в снисходительности к ним. После напряженной дискуссии в зале Сейма соответствующий документ все же был принят в третьем чтении благодаря усилиям «Кукиз’15», ПиС и партией ПСТ (Польская народная партия). В ночь на 1 февраля документ был принят без поправок верхней палатой польского парламента — Сенатом.

По словам главы комитета Рады по иностранным делам Анны Гопко, данный документ могут использовать как «инструмент давления». При этом, говоря об антиукраинских настроениях в Польше, она отметила, что украинцы не должны опускаться до этого уровня.

«Мы обеспокоены ростом антиукраинских настроений в Польше. А этот закон может быть инструментом дальнейшего запугивания или давления на украинскую общину из-за того, что в польских СМИ будет нарастать истерия и не будет возможности вести дискуссию об исторической правде, не будет академической свободы проводить исследования. Украинская позиция была в том, чтобы не опускаться до уровня польских политиков в вопросе излишней политизированности истории, а держать высокую планку и четко говорить о стратегическом партнерстве», — заявила она.

Депутат также отметила, что своей позицией польские власти уже привнесли значительную дозу напряженности в отношения с США, Израилем, Германией и Литвой. «Уже даже есть судебные процессы, и в Брюсселе говорят о том, чтобы отобрать у Польши право голоса», — добавила она.

По мнению политолога Руслана Бортника, польский закон подрывает социально-экономическую базу правого движения в Украине. Он убежден, что теперь граждане Украины, и особенно Западной Украины, подумают, какую силу им стоит поддерживать.

«Сегодня (6 февраля. — Авт.)  в парламенте среди нардепов царил страх, очевидный страх. Политики, принимая постановление в связи с принятием сеймом и сенатом Польши так называемого закона «о бандеризме», боялись ответных шагов Польши. Это постановление — аморфно, либерально, оно ни о чем», — подчеркнул политолог.

По словам эксперта, принятый Польшей закон – это наиболее болезненный удар по украинским политическим элитам. В отличие от решений ПАСЕ и ООН, польский закон будет иметь конкретное правоприменение. Это будет инструмент серьезного влияния на украинских политиков. «В польских списках невъездных лиц уже есть 40 человек, и этот список может раздуться за счет, допустим, депутатов Киеврады, других политиков, закрывая им дорогу в страны Шенгенского соглашения и влияя также на них через финансовые мониторинги и пр.», — отметил он.

Бортник акцентировал, что потенциально те, кто поддерживает правых политиков, сегодня находится в недоумении из-за боязни будут ли их преследовать в Польше и применять иные меры воздействия. «Это еще неоцененный удар по украинским правым. Не исключено, что польскому примеру вскоре последует Венгрия», — резюмировал политолог.

Украина же могла бы последовать примеру Израиля, ответив симметрично и отозвав посла из Варшавы. Впрочем, политолог Николай Капитоненко считает, что украинская сторона вряд ли решиться на такой шаг.

«Поляки приняли свой закон в других условиях, чем те, в которых мы на него отвечаем. Они — члены ЕС и НАТО, им не нужно доказывать свою европейскость. Не нужна им и украинская помощь. Для них уклон маятнику в сторону национальной риторики — не более чем конъюнктурное явление, хотя даже в жестких рамках европейской демократии оно способно привести к снижению уровня демократичности. Мы – страна, в которой уже восемь лет длится т.н. «гибридный режим», который касается никак не гибридной войны, но отсутствие демократии — рискуем потерять слишком много с точки зрения как внутренних, так и внешних перспектив», — считает Капитоненко.

По его словам, Украина зависит от позиции Польши в ключевых для национальной безопасности вопросах — сближении с НАТО, углублении отношений с ЕС, сохранении режима антироссийских санкций. «У нас почти нет рычагов воздействия на польскую позицию», — полагает эксперт.

В свою очередь, эксперт-международник Ирина Верещук считает, что ответ ВР на «антибандеровский» закон Польши не был нужен, так как украинская власть должна апеллировать напрямую к руководству ЕС. По мнению эксперта, принятый парламентом документ — реакция на уровне «сам дурак», который показывает «инфантильность и незрелость» Украины.

«Я считаю, что не отреагировать невозможно, но реагировать следует зрело. А именно: Польша является членом ЕС и действует в юрисдикции права ЕС. Мы должны обращаться не к Польше, а к ЕС, и объяснять им аргументированно и юридически обоснованно каждую норму, с которой мы не согласны. То, что мы будем эмоционально кричать, обзывать их пятой колонной, думать, кто виноват, ничего не даст. С нас будут просто смеяться», — подчеркнула она.

Эксперт отметила, что польские власти используют дискуссию в мире, которая развернулась вокруг «антибандеровского» закона, чтобы «получать профит, объясняя и устанавливая свою позицию на международной арене». «Мы не можем им подыгрывать таким образом. Мы должны действовать в юридической плоскости, и если подавать в суд, то в международный», — добавила Верещук.

Напомним, что польский закон ранее подвергся острой критике со стороны Израиля, который воспринял его как возможность наказания тех, кто выжил во время Холокоста, за их показания. В связи с этим, в парламенте страны предложили законопроект, согласно которому польский закон об ИНП, запрещающий говорить о причастности поляков к преступлениям Третьего рейха, приравнивается к отрицанию Холокоста. Раскритиковали законопроект и в Госдепартаменте США, заявив, что он может подорвать свободу слова и академический дискурс в стране и призвали Польшу его пересмотреть. А представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир призвал Дуду ветировать закон.

Ксенiя Лазоренко