В ночь накануне Дня прав человека «Беркут» снес палаточные городки от Майдана, которые блокировали администрацию президента.
По словам саморганизованных врачей, травмировано до пятнадцати майдановцев и один беркутовец. Операция закончилась в районе четырех часов утра. Палатки на Майдане и на Крещатике остались нетронутыми.
Необходимость разблокировать правительственные учреждения именно к 10 декабря объясняется тем, что Януковичу необходимо продемонстрировать представительнице ЕС Кэтрин Эштон и представительниц Госдепа США Виктория Нуланд, прибывающим в этот день в Киев, что он еще в доме хозяин и контролирует ситуацию.
Вчера в часов одиннадцать утра милиция перекрыла все улицы, выходящие к Майдану, а также прилегающие к правительственным учреждениям. Над Майданом повисла тревога: такие действия милиции вызывали предположение, что сегодня власть прикажет очистить Майдан.
Возле здания киевской городской администрации бросались в глаза мужчины с палками и самодельной защитной амуницией на руках до локтя, видимо, чтобы отбиваться от дубинок. Полно их было и в самом здании.
— Из чего сделаны ваши защитные штуки на руках?
— Из поролона, который мы подстилаем, когда ложимся спать.
— Вы думаете, он спасет от дубинки?
— Смягчит удар.
Мужчина не захотел назвать свое имя. Но сообщил, что он киевлянин и работает в охранной фирме. Сутки на работе и двое дома. В свободное от работы время приходит на Майдан для его защиты. Говорит, что профессионалов в рядах охраны Майдана немало, но их все равно не хватает, ведь никто не рассчитывал, что будут вестись такие бои. Потому людей специально не готовили.
В структурах Майдана увеличилось количество людей с палками и в защитных костюмах.
Но в КГГА находились не только защитники, но и совсем молодые люди, в том числе девушки. Тройку беззаботно улыбающейся молодежи я увидел прямо на ступеньках лестницы.
Юная геолог Дария Дашко из Полтавы приехала на Майдан во второй раз. Говорит, что они с двоюродной сестрой Ольгой отправились автостопом, нашлись добрые люди — подвезли бесплатно. Дария решила ехать после того, как узнала, что «Беркут» избил студентов. Она даже плакала. Позвонила начальнику, сказала, что ей нужен отпуск на несколько дней и приехала в Киев.
За минут сорок до моего прихода девчонки познакомились с Андреем Полонским, студентом Свободного университета в Амстердаме. Он гражданин Украины и специально приехал на родину после начала Майдана. Он считает, что Украина — динамичная страна и борется за свое будущее. Пропустить такой исторический момент у него не было сил.
— «Беркут» может зачистить КМДА. Он бьет не только защитников, но и молодых людей, может покалечить. Вы не боитесь?
— А что, нужно сидеть и смотреть, как они издеваются над нами? – спросила Дария. — Если не протестовать, то у нас будет вечно полицейское государство. Ну а если «Беркут» нападет, то будем отбиваться.
Юноши и девушки говорят. что готовы защищаться от “Беркута”.
Все-таки вопрос взрослым защитникам нужно задать: как во время штурма уберечь детей?
Даже «Беркут» не испугает любовь в КМДА
Непобедимый рыцарь.
Рядом с Майданом группа молодых людей играла в какой-то странный то ли футбол, то ли волейбол — пинала мяч то ногой, то рукой. Без какой-то цели — ворот не было. Это было похоже на психологическую разгрузку.
От напряжения играют в футболо-волейбол.
У многих на головах не только шлемы, но и военные каски. Такую увидел на голове священника в рясе. Он объяснил, что ее подарили ему воины-афганцы. Отец Георгий из Киевского патриархата Православной церкви собирался стоять вместе с другими в шеренге, если вдруг «Беркут» надумает напасть.
— Зачем вам это надо? Ваше дело — молиться и грехи отпускать.
— Церковь должна быть с народом ответил он.
— Почему дубинки у вас нет?
— У нас мирная акция. Мы возьмемся за руки и не пустим «Беркут», пока женщин не уведут с Майдана.
К лицу ли отцу Георгию каска?
Мирным настроениям отца Георгия противоречил вид многих защитников с палками в руках.
— Если применят дубинки — будем отбиваться. Первыми не нападаем, — сказал ветеран войны в Афганистане, не захотевший представиться. — Нас тут несколько организаций, объединяющих ветеранов армии.
Однако охраны все равно не хватает. Посему записаться туда можно любому желающему. В палатке на Майдане вас встретит милейшая девушка-полтавчанка Елена Кравченко. В Киеве она изучает живопись. За четыре часа ее дежурства в добровольцы записалось пятьдесят пять человек.
— Когда объявили со сцены, что нужны защитники, то сразу выстроилась ко мне очередь, — говорит Елена, — Я заношу телефон желающего в книгу, и когда есть необходимость, старший по подразделению звонит и вызывает в нужное время.
— Так и провокаторы могут записаться, — говорю я.
— У нас старшие — профессионалы, они должны распознать провокатора.
Со сцены звучит информация, что на углу улиц Лютеранской и Банковой милиция пытается вытеснить баррикады и палатки протестующих. Туда отправляется колонна из человек двухсот от Свободы на помощь.
Крещатик перекрыт.
Чтобы «Беркут» не прорвался через подземный переход.
Во всех подворотнях стоит милиция, преграждая вход. Видимо, чтобы в случае разгона участники протестов не могли спрятаться в дворах.
С улицы Лютеранской слышится громкое скандирование: «Дякуемо!», «Милиция с народом». Так участники протеста восторженно восприняли уход милиции с позиций, на которых она блокировала палаточный городок.
— Они устали и деморализованы. Их плохо кормят, — сказал мне по телефону народный депутат от «Свободы» Игорь Мирошниченко. — И они могут перейти на нашу сторону — достаточно Януковичу зашататься. Я с их генералами разговаривал — они так говорят. Но пока боятся, ведь это может быть уголовное дело против них.
Милиции в подворотнях тоже есть хочется.
Ждут атаки «Беркута» на Лютеранской.
Дальнейшие события позволяют предположить, что Игорь выдал желаемое за действительное. После ухода поставили новых милиционеров, а за ними выставили «Беркут». Ближе к трем часам ночи у палаточного городка горел яркий свет. Звучали патриотические лозунги и речи, направленные на то, чтобы вдохновить свободовцев на борьбу с «Беркутом». Они только что выдержали одну атаку.
Голос, похожий на голос Игоря Мирошниченко, рассказывал, что именно в этот день Януковичу важно разблокировать администрацию президента, чтобы принять там прилетающих сегодня высоких гостей из Брюсселя и Вашингтона, иначе он будет выглядеть «хромой уткой», то есть неполноценным президентом.
Поначалу толкаться со свободовцами на баррикадах пошла простая милиция. «Хлопцы извините, если что. Мы не хотим вас бить», — услышал я во время стычки. Непонятно было, кто кому это говорил.
Когда минут через пять стало видно, что милиция не справляется, из-за ее спины выскочил «Беркут». Он толкался вдохновенно с криком что-то вроде «Эх, эх, эх». Минут через десять баррикада, выходящая на Лютеранскую выше от Банковой была прорвана.
Падет баррикада «Свободы» под натиском «Беркута».
Операцию закончил бравый командир.
В дело пошли молодые люди в штатском. Они убирали остатки палаток и баррикад. Журналисты сразу назвали их «титушками». На вопрос «Кто вы?» один из них ответил «Твоя бабушка». «Беркут» тоже не объяснял, кто это.
После милиции на поле боя вышли те, кого назвали «титушки».
Территория очищена: ни палаток, ни баррикад.
Появился лидер «Свободы» Олег Тягнибок. Он сказал, что разгон палаточного городка является нарушением прав человека. Но это так просто не пройдет — завтра будет еще больше народу.
Олег Тягныбок говорит, что после разгона палаточных городков людей станет еще больше.
Пожилого мужчину травмировали так, что он обессиленный сидел в подъезде. Он представился пенсионером Петром Омельченко из Диканского района Полтавской области. Он родился сразу после войны. У него травма лица, есть гематома и болят ребра. Но перелома, как ему кажется, нет.
— Что же вас на баррикаду привело в вашем возрасте?
— Лучше терпеть Януковича?
Пенсионер не хочет больше терпеть Януковича, но получил за это по лицу.
В эту ночь и вечером накануне правительственные учреждения были разблокированы «Беркутом». Вряд ли малообученная молодежь сможет тягаться с этими бойцами. Потому лучше не играть с ними на их поле. Стремиться к мирному протесту, а не на баррикады.
Тем временем, на Майдане продолжался ночной концерт. Впечатление было такое, что разгон непосредственно Майдана не входил в планы Януковича.