Политика

Возможно ли наказать виновных в запрете Меджлиса

13 апреля так называемая «прокуратура» оккупированного Россией Крыма вынесла решение о блокировании работы Меджлиса крымскотатарского народа. В качестве ответных мер 19 апреля прокуратура Автономной Республики Крым (находится в Киеве) начала уголовное производство по факту незаконного запрета деятельности Меджлиса крымскотатарского народа на территории Крыма.

«Приостанавливаются права общественного объединения. Им запрещается пользоваться всеми государственными и муниципальными СМИ, они не могут проводить различные публичные массовые мероприятия, использовать банковские вклады и вообще проводить какую-либо работу. Вся их пропаганда будет запрещена», – объяснила агентству ТАСС так называемый «прокурор» Крыма Наталья Поклонская.

Глава Меджлиса Рафат Чубаров прокомментировал крымской «прокуратуры» решение так: «Это циничный ответ Путина на призывы участников состоявшихся в марте 2016 г. заседаний Совета Безопасности ООН (18 марта, по формуле Арии, Нью-Йорк) и Совета ООН по правам человека ООН (22 марта, Женева) о прекращении преследования Меджлиса крымскотатарского народа – высшего представительного органа коренного народа Крыма».

Статьи нарушений

Решение запретить деятельность Меджлиса противоречит украинскому законодательству и нормам международного права одновременно. Так, в сообщении Генпрокуратуры Украины на предмет уголовного производства против незаконного запрета деятельности Меджлиса говорится: «Вместе с тем согласно ст. 1 закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правового режима на временно оккупированной территории Украины” временно оккупированная территория Украины является неотъемлемой частью территории Украины, на которую распространяется действие Конституции и законов Украины. Следовательно, указанное свидетельствует о незаконности действий представителей оккупационной власти Крыма, которая, пытаясь безосновательно запретить деятельность представительного органа национального самоуправления крымскотатарского народа, препятствуя законной деятельности Меджлиса».

Решение т.н. «прокуратуры» Крыма также противоречит ряду статей Декларации ООН о правах коренных народов от 13 сентября 2007 г.

В частности, в ст. 4 Декларации говорится: «Коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций». Ст. 5: «Коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои особые политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты, сохраняя при этом свое право, если они того желают, на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства». Ст. 18 говорит: «Коренные народы имеют право на участие в принятии решений по вопросам, которые затрагивали бы их права, через представителей, избираемых ими самими по своим собственным процедурам, а также на сохранение и развитие своих собственных директивных учреждений». Статья 20 п.1 говорит: «Коренные народы имеют право на сохранение и развитие своих политических, экономических и социальных систем или институтов, гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими существование и развитие, и на свободное занятие своей традиционной и другой экономической деятельностью».

Инструменты наказания

Таким образом, запрет деятельности Меджлиса в Крыму подпадает под целый ряд статей о нарушениях. Но, несмотря на это, возбуждение дела прокуратурой АР Крым в Киеве с юридической точки зрения с трудом разрешит проблему. В первую очередь потому, что вести следствие без привлечения подозреваемых с российской стороны невозможно, так же обстоит дело с реализацией потенциального приговора.

«С практической точки зрения возбуждение уголовного дела прокуратурой Украины по поводу незаконного запрета деятельности Меджлиса не имеет значения, – комментирует Александр Мережко, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой права Киевского национального лингвистического университета. – Провести следствие при отсутствии реальной возможности допросить и задержать подозреваемых в совершении данного преступления лиц просто невозможно».

По словам эксперта, реализовать любое решение по этому делу тоже не представляется вероятным. «Формально можно было бы обратиться к Российской Федерации с просьбой об оказании правовой помощи по этому делу, однако вполне очевидно, что Россия откажется оказывать такую помощь органам следствия, поскольку считает Крым частью своей территории, – объясняет юрист. – Однако если украинский суд вынесет обвинительный приговор в отношении лиц, причастных к преступлениям против крымских татар, это дает Украине возможность объявлять данных лиц в международный розыск и в случае, если они окажутся на территории иностранного государства (например, в государстве-члене ЕС), можно будет добиваться их экстрадиции».

В целом в этой ситуации у Украины остается два пути решения проблемы – ждать освобождения Крыма и после этого задерживать лиц, причастных к преступлениям оккупационных властей, предварительно собирая доказательства их вины, либо обращаться к международному сообществу с просьбой о введении санкций.

Глава Меджлиса Рефат Чубаров также заявил о необходимости обращаться в международные инстанции с целью предотвратить угрозу, нависшую над крымскотатарским народом со стороны властей оккупированного Крыма. «Исхожу из того, что Президент Украины обязан немедленно обратиться в адрес Генерального секретаря ООН, а также руководства Европарламента и Совета Европы с требованием срочного созыва Совета Безопасности ООН, исполнительных органов Евросоюза и Совета Европы с целью упреждения угрозы прямой расправы над коренным народом Крыма, исходящей со стороны России, оккупировавшей полуостров», – пишет Чубаров на своей странице в сети Facebook.

Еще 14 апреля нынешнего года на открытых дебатах Совета Безопасности ООН делегация Украины поставила вопрос о российских репрессиях в Крыму, в частности в связи с решением оккупационных властей приостановить работу Меджлиса. Постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко призвал Совет Безопасности и Генерального секретаря ООН осудить этот акт.

Европейский Союз практически мгновенно отреагировал на запрет деятельности Меджлиса: «Вчерашнее решение так называемого прокурора Крыма приостановить деятельность Меджлиса, органа самоуправления крымских татар, крайне тревожно и представляет собой серьезное наступление на права крымских татар, – говорится в официальном сообщении. – Это решение, принятое в рамках судебного дела, направленного на запрет его деятельности как экстремистской организации, должно быть немедленно отменено».

В рамках необходимости использовать инструмент международного влияния на Россию в деле запрета деятельности Меджлиса, председатель Верховной Рады Андрей Парубий заявил: «Я от имени украинского парламента обращаюсь к международным организациям – дать независимую реакцию на это преступление. Обращаюсь к украинскому МИД с просьбой рассмотреть возможность срочного созыва Совета Безопасности ООН по этому вопросу».

В свою очередь, министр иностранных дел Украины Павел Климкин написал на своей странице в сети Twitter: «Запрет Меджлиса – новый виток национально-освободительной борьбы за освобождение Крыма от оккупантов». Он засвидетельствовал, что вместе с Рефатом Чубаровым «продолжает системно работать во всех направлениях для освобождения Крыма и противодействия репрессиям оккупантов».

Остается ждать конкретных результатов встреч в международном формате, а в это время собирать доказательства вины лиц, причастных к преступлениям против крымских татар, чтобы впоследствии привлечь их к ответственности.

Екатерина Федоришина