Саммит Большой семерки (G7), состоявшийся 26-27 мая в Японии, не обошел вниманием ключевые политические и экономические вопросы международной среды. Участники встречи обсуждали основные международные вызовы, как-то миграционный кризис в Европе, рост терроризма, глобальные экономические перспективы, инструменты возвращения к сбалансированному, устойчивому росту, а также ситуацию в Южно-Китайском море в связи с региональной политикой Китая.
В финальной декларации G7 этого года отдельное внимание уделено конфликту Украина-Россия. Согласно документу, страны G7 настаивают, что конфликт в Украине может быть разрешен «исключительно дипломатическими мерами» при условии полного соблюдения норм международного права, особенно «юридического обязательства уважать суверенитет Украины, ее территориальную целостность и независимость». В этой связи лидеры G7 еще раз подчеркнули, что осуждают «незаконную аннексию Россией Крымского полуострова» и подтверждают «политику непризнания [аннексии] и санкций в адрес причастных».
Лидеры Большой семерки снова напомнили о пунктах Минского соглашения. В декларации говорится о том, что они призывают все стороны, вовлеченные в ситуацию, безотлагательно провести местные выборы в Луганской и Донецкой области, согласно пунктам Минского соглашения. В этой связи Россию снова призвали к выполнению обязательств в рамках Минских договоренностей и оказанию влияния на сепаратистов.
В декларации подчеркивается, что санкции остаются в силе и напрямую зависят от хода выполнения Россией ее обязательств в рамках Минских соглашений, а также от «уважения суверенитета Украины». Санкции могут быть отозваны, когда Россия выполнит эти обязательства, – говорится в документе. Но более того, лидеры G7 указывают, что санкции могут быть углублены в том случае, если действия России потребуют такого ответа.
Что касается самой Украины, декларация Семерки говорит о долгосрочной поддержке со стороны стран G7 украинской борьбы с коррупцией и имплементации судебной реформы.
Глобальные экономические приоритеты и выводы
Отдельное внимание участники саммита уделили экономическим проблемам. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ в ходе выступления заявил, что существуют индикаторы, свидетельствующие о возможности нового мирового кризиса масштаба 2008 г.
В декларации G7, в свою очередь, говорится, что глобальные показатели экономического роста остаются умеренными, ниже потенциала, но сохраняются риски ослабления динамики роста. На экономические условия негативно повлияло усиление геополитических конфликтов, терроризма и потоки беженцев. Негативно на состояние глобальной экономики повлияет и потенциальный выход Великобритании из ЕС.
В связи с этими проблемами, страны G7 договорились о совместных действиях по ключевым пунктам экономической инициативы.
Страны договорились использовать все возможные инструменты — валютные, фискальные и структурные — ради достижения сбалансированного и стабильного роста, но также не забывать об инвестициях в сферы экологии, энергетики, цифровой экономики, развития человеческих ресурсов, образования, науки и техники. В вопросах торговли, борьба с протекционизмом и открытые рынки остаются для стран группы приоритетом. Кроме того, они призывают к торговой либерализации в рамках региональных соглашений, в частности — Транстихоокеанского партнерства, Соглашения об экономическом партнерстве Японии и ЕС, Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, а также Всестороннего экономического и торгового соглашения.
Страны группы подчеркнули, что глобальные промышленные мощности, в частности сталь, отличаются переизбытком, это проблема структурного характера, она требует срочных действий по борьбе с искажающими рынок мерами (в частности — государственными субсидиями для определенных отраслей). Здесь опосредованно речь идет о Китае и его сталелитейной промышленности. В этой связи страны группы заявили о необходимости предпринять защитные меры ради восстановления функционирования рынка.
Одним из ключевых результатов саммита стало заявление о вероятности финализировать торговое соглашение ЕС-Япония в нынешнем году. Условия соглашения обсуждались с 2013 г., наконец, стороны пришли к консенсусу. Это соглашение может стать дополнительным аргументом для премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона в попытке убедить население страны голосовать за то, чтобы остаться в Евросоюзе в ходе июньского референдума. По словам Кэмерона, торговое соглашение с Японией может принести британской экономике дополнительные £5 млрд. А заключение такого соглашения стало возможным исключительно благодаря масштабу ЕС. Что еще раз подчеркивает выгоды для британской экономики от участия в Евросоюзе.