Политика

Завершился первый этап е-декларирования

В ночь на Хеллоуин в Украине истек срок для первого в истории электронного декларирования «нажитого непосильным трудом» богатства чиновников. Его запуск назывался главным условием для получения очередного транша Международного валютного фонда (МВФ) и позитивного решения относительно либерализации визового режима с Евросоюзом (ЕС).

Последняя неделя перед окончанием срока подачи деклараций выдалась очень интересной, а для многих простых украинских граждан просто шокирующей. Сотни миллионов гривен в банках и наличных в иностранной валюте, огромное количество земли и недвижимости, чрезвычайно дорогие коллекции часов, антиквариата, картин и других старинных предметов роскоши, святые мощи, коллекционные книги, арсеналы оружия, автопарки и даже личные церкви и билет в космос — это далеко не полный перечень того, чем, как оказалось, владеют слуги народа. Теперь правоохранительные органы должны проверить предоставленную информацию на предмет ее достоверности и выявления возможной коррупционной составляющей.

Луценко закатил рукава

Проверять источники доходов политиков и чиновников уполномочены: Генпрокуратура (ГПУ), Нацагентство по предотвращению коррупции (НАПК), Государственная фискальная служба (ГФС), а также Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ).

Накануне Генпрокурор Юрий Луценко назвал основные направления дальнейшей обработки деклараций. По его словам, декларантов необходимо разделить на две принципиально разные категории: те, которые задекларировали и уплатили налоги, и те, которые эти налоги не заплатили (к ним должны быть применены все требования действующего законодательства).

ГПУ в первую очередь будет анализировать декларации половины нардепов, которые задекларировали наличные, превышающие $100 тыс. Указанный анализ будет состоять из обращения в ГФС с требованием предоставить информацию об уплаченных налогах. Луценко уточнил, что, соответственно, народные избранники могут попасть либо не попасть под действие ст. 212 Уголовного кодекса Украины (уклонение от уплаты налогов, сборов).

Если речь идет об уклонении в значительных размерах (от 665 тыс. грн.) — это преступление небольшой тяжести (предусмотрен срок давности два года). Если больше 1, 995 млн. грн — это преступление средней тяжести (также срок давности два года). Если же уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах — 3,325 млн. грн — это уже тяжкое преступление (срок давности 10 лет).

«Исходя из этих квалификаций, те, кто уклонялся от налогов, могут получить наказание от двух до 15 лет тюремного заключения», — подчеркнул Луценко. Глава ГПУ не исключил, что дальнейшее расследование этих возможных уголовных производств может вывести на ст. 209 УК («легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем»). «Это подследственность наша общая — и ГПУ, и НАБУ», — добавил он.

Второе, что планирует сделать ГПУ, — проанализировать банковские вклады, задекларированные нардепами и другими декларантами. «Для этого мы обращаемся к Госслужбе финмониторинга, в обязанности которой входит проверка любых вкладов более 150 тыс. грн.», — сообщил Луценко. Он уточнил, что у большинства народных избранников вклады превышают эту сумму, «поэтому в случае предоставления справки финмониторингу о том, что соответствующие средства не являются легальными, мы будем действовать по тем же 212 и ст. 209 УК», — отметил глава ГПУ.

Третье важное направление — статья декларации «подарки». «Многие народные избранники имеют щедрых и богатых дарителей. Это не запрещено законом, однако закон предусматривает возможность проверить самих дарителей, могли ли они подарить, например по миллиону долларов», — рассказал генпрокурор. Он сообщил, что также будет соответствующее обращение в финансовые службы с просьбой проверить уплату налогов дарителями, которые указаны в декларациях. «Если они платили налоги, что свидетельствует о возможности таких подарков, все хорошо, если нет, возникают те же статьи», — объяснил Луценко.

Четвертое направление — это проверка счетов и недвижимости за рубежом. «Мы будем обращаться в ГФС с просьбой предоставить нам справки об уплате налогов и в этих случаях. Есть уплаченные налоги из средств, использованных иностранных счетов: если они оплачены, нет вопросов, если они не оплачены — опять же ст. 212 и 209 УК будут применены», — добавил Ггнпрокурор.

Что касается недвижимости за рубежом, Луценко констатировал, что она практически не указана нардепами, и добавил, что это предмет анализа НАПК. «Это их работа, и они ее должны выполнить в рамках проверки декларации… Безусловно, существует ст. 368-2 УК Украины («незаконное обогащение») — это исключительная подследственность НАБУ, и они имеют свой план, как действовать при анализе и проверке представленных деклараций по этой статье», — отметил Луценко.

Пятое — это указанные корпоративные права декларантами в Украине и за рубежом. «В данном случае есть два предмета для анализа: вышел ли декларант-госслужащий из руководящих органов определенных юридических лиц. К сожалению, не все это сделали», — сообщил генпрокурор. Также, по словам Луценко, это дает возможность проанализировать ст. 172-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая запрещает совмещение мандата народного депутата или должности на госслужбе с работой в руководящих органах юридических лиц, в том числе и за рубежом.

Чем богаты, тем и рады

О том, что разрыв между богатыми и бедными слоями общества велик, для многих не было сюрпризом. Однако только после того, как предположения подкрепились реальными цифрами, стал очевиден истинный масштаб различий.

Среди имущества известных политиков значатся также достаточно уникальные ценности. Так, мэр Днепра Борис Филатов указал, среди прочего, билет на полет в космос (стоимостью $1,4 млн.). Другой известный политик — нардеп от БПП Анатолий Матвиенко — оказался владельцем храма Успения Пресвятой Богородицы в одном из сел Винницкой области. А экс-комбат батальона «Айдар» нардеп Сергей Мельничук задекларировал триллион гривен налом, что втрое больше, чем наличная масса вне банков. Правда, позднее в пресс-службе депутатской группы «Воля народа» сообщили, что депутат якобы пошутил.

Были и те, кто так и не успел подать е-декларацию о доходах. В частности, депутаты Вячеслав Богуслаев (группа «Воля народа»), Игорь Шкиря (группа «Видродження) и «радикал» Юрий Шухевич. Также декларацию не подала сестра главного военного прокурора Анатолия Матиоса, депутат от пропрезидентской фракции Мария Матиос. Кроме того, в установленный законом срок не подали декларацию депутаты Александр Онищенко («Воля народа») и Сергей Клюев из «Оппоблока». Отметим, что несвоевременная декларация без уважительных причин влечет за собой наложение штрафа 50-100 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 850-1700 грн.

К слову, на фоне довольно безбедного существования, депутаты ВР также намеревались поднять себе заработную плату. Правда, в последний момент отказались от такой идеи, очевидно по морально-этическим соображениям. Зарплаты членов парламента должны были вырасти до 25 «минималок», что равняется около 36 тыс. грн. 31 октября спикер Андрей Парубий подписал соответствующее постановление, однако, как он сам пояснил, только для того, чтобы иметь возможность внести изменения в постановление и отменить пункты о повышении зарплаты депутатам. Накануне данное решение поддержали 264 парламентария.

Возможно, по этой же причине, чтобы снизить градус накала в обществе от полученной информации по активам госчиновников, глава Кабмина ранее анонсировал о намерении увеличить размер минимальной зарплаты в два раза, которая с 1 января составит 3,2 тыс. грн. Также Кабмин утвердил потребительскую корзину на будущий год в 3,2 тыс. грн. «Это означает, что впервые за 25 лет независимости минимальная зарплата граждан равняется реальному, фактическому и юридическому прожиточному минимуму», — заключил Гройсман.

Е-декларирование: «за» и «против»

По словам внефракционного депутата Виктора Чумака, система е-декларирования показала содержимое политической системы государства. «Это вскрыло всю гнилость политической системы Украины. Что там нет политики, там есть просто бизнесмены, которые приходят в политику зарабатывать на своих политических возможностях или зарабатывать на своем административном ресурсе. Система показала, что вся политическая система гнилая, начиная от отбора людей в политику», — считает он.

«Два года в стране идет война, экономическая активность стремится к нулю, Украина сидит на игле денежных траншей МВФ, а те, кто недавно стал властью, чувствуют себя очень даже неплохо», — написал депутат от «Оппоблока» Вадим Новинский на своей странице в Facebook. Политик отдельно отмечает второй этап процесса е-декларирования, когда «новые украинцы» начнут объяснять происхождение средств. «Еще то шоу будет. Пока же это выглядит как банальная попытка легализовать награбленное», — заключил он.

«Я против того, чтобы мы пользовались «постсовковой» терминологией, «вот смотри, богатый человек». У нас как богатый человек, значит — вор, взяточник и так далее. Богатым быть не преступление. Но преступление — иметь богатство со взяток. Это был первый шаг. Все показали свои состояния. А теперь вопрос к НАБУ и НАПК… Любой человек может обратиться в НАБУ, в НАПК с заявлением, что я считаю, такой-то человек берет или брал взятки. Открывается уголовное дело, и тогда расследуют», — в свою очередь, заявил народный депутат Андрей Антонищак.

Депутат от фракции «Батькивщина» Сергей Соболев считает, что раз руководство страны так далеко зашло в вопросе е-декларирования, необходимо двигаться дальше. «Давайте раскроем, что стоит за компаниями, которыми обладает президент, которыми владеет кто-либо в этой стране. И мы сразу увидим этот перечень недвижимости, движимости, драгоценностей и всего прочего. Это лишь верхушка айсберга. Я думаю, что теперь на это никто не пойдет, после того, как поняли, чем закончился первый этап е-декларирования», — заключил парламентарий.

В свою очередь, политический эксперт Вадим Карасев считает, что открытое е-декларирование – это шаг вперед, потому что украинцы теперь в режиме онлайн могут отслеживать реальное имущество, доходы, расходы высших чиновников и политиков. Он убежден, что главный эффект от этого должен заключается в том, что теперь «выбирать нужно по-новому». «Это означает, что на следующих выборах нужно более внимательно, скрупулезно изучать декларации кандидатов и выбирать тех, кому можно доверять именно в таком деликатном деле, как государственные деньги, бюджет и прочее», — резюмировал он.

«Безвиз» уже близок

Позитивно завершение первого этапа е-декларирования восприняли и в Евросоюзе. «Завершение первого раунда е-декларирования состояний — в результате чего мы стали свидетелями очень высокой явки среди подателей деклараций — знаменует собой важный этап антикоррупционных реформ в Украине», — заявил временный поверенный в делах Представительства ЕС в Украине Томас Фреллесен. По его словам, эффективное использование системы е-декларирования предоставляет важный инструмент для повышения подотчетности госслужащих и общественного доверия к ним.

Он добавил, что очень важно, чтобы украинская власть и в дальнейшем обеспечивала постоянство этой системы и целостность действующего антикоррупционного законодательства. «Сейчас начинается важный этап контрольной проверки поданных электронных деклараций. НАПК должен иметь возможность работать полностью независимо и свободно от любого политического вмешательства. Агентство должно получить необходимые средства для выполнения своих важных функций, касающихся проверки информации, представленной в декларациях», — отметил дипломат.

Между тем, на пленарной сессии Европарламента в ноябре пока что не запланировано голосование по вопросу об отмене визовых требований для украинских граждан. Об этом свидетельствует проект повестки дня следующей сессии законодательного органа ЕС, которая состоится 21-24 ноября в Страсбурге. Правда, на Банковой поспешили успокоить по этому поводу. «Следует понимать, что повестка дня, на которую вы ссылаетесь — это живой документ. Окончательный вид он приобретает за считанные дни до пленарной сессии, когда к нему добавляются вопросы, по которым были достигнуты политические договоренности в последний момент», — заявил замглавы Администрации президента Константин Елисеев.

Е-декларации в массы

Тем временем, Национальный совет реформ планирует в будущем ввести нулевые электронные декларации для всех граждан Украины. В частности о таких планах анонсировал его глава Дмитрий Шимкив. Кроме этого за расширение списка декларантов выступил премьер-министр Владимир Гройсман.

В то же время многие политики сомневаются в правильности такого решения. «Я не поддерживаю распространения формы е-декларации в отношении всех граждан Украины, ибо власть должна быть прозрачной перед обществом, а не общество — перед своими соседями. Это подмена понятий, с моей точки зрения», — заявил генпрокурор Юрий Луценко. В этой связи он выразил сомнение относительно того, смогут ли гарантировать безопасность декларантам правоохранительные органы, в частности на уровне райцентров.

Ксенiя Лазоренко