В Крыму состоялись непризнанные Украиной и миром выборы в Госсовет Крыма и законодательное собрание Севастополя. С прогнозируемым большим отрывом победила «Единая Россия». Через три недели новые законодатели выберут новых руководителей Крыма и Севастополя, после чего продолжатся кадровые чистки и по всей исполнительной вертикали.
Вчера избирательная комиссия Республики Крым утвердила официальные результаты выборов депутатов Госсовета. Явка составила 53,61% от общего числа зарегистрированных избирателей. Результаты по Севастополю пока что не обнародованы.
Крымское региональное отделение партии «Единая Россия» получило 70 мандатов (70,18% по республиканскому округу и 25 мандатов по одномандатным округам). Крымское региональное отделение Политической партии ЛДПР получило 5 мандатов (8,49% по республиканскому округу). Таким образом, всего в крымский парламент прошли всего две партии из 12 зарегистрированных на выборах. Причем по мажоритарке прошли только единороссы. За бортом оказался даже ярый лоббист русского языка в Украине, соавтор скандального языкового закона Вадим Колесниченко.
Несмотря на результаты, складывается впечатление, что власти все же пытались минимизировать фальсификации. Во всяком случае, они неоднократно призывали крымских татар принять участие в голосовании, несмотря на решение Меджлиса этого не делать. Например, буквально за неделю до выборов на поддержку депортированных народов в Крыму до 2020 года будет израсходовано из федерального бюджета 10,8 млрд. рублей. И.о. премьера Сергей Аксенов неоднократно заявлял, что татарам стоит проголосовать, иначе они окажутся в «искусственной самоизоляции».
Не обошлось и без манипуляций. Председатель избирательной комиссии Крыма Михаил Малышев заявил, что в районах компактного проживания крымских татар поступило много заявлений по досрочному голосованию. «Некоторые не хотят, чтобы их видели на избирательных участках», — пояснил он. Вскоре председатель Меджлиса Рефат Чубаров опроверг слова Малышева и назвал распространение этой информации «предвыборной технологией оккупационной администрации Крыма».
Тем не менее, результаты, скорее всего, подтасованы, считает крымский политолог Сергей Костинский. Развернуться, как в ходе референдума (явка 44%, но почти 97% за присоединение к РФ) помешало отсутствие такой необходимости. Результаты влияют на распределение между в любом случае провластными российскими партиями. Для сравнения, в ходе последних выборов в Госдуму в 2011 г. ЕР получила 64,3%, КПРФ — 11,57%, Справедливая Россия — 7,74%, ЛДПР — 8,14% (в России установлен 7%-ный проходной барьер).
Меньшую долю остальных партий, кроме представленной в т.ч. действующими руководителями Крыма «Единой России», несложно объяснить их новизной для жителей полуострова. «Крымским избирателям сложно найти различия между партиями, участвующими в выборах. Для большинства партий, участвующих в избирательной кампании, характерен непостоянный рейтинг среди крымчан», — заявлял еще до выборов руководитель «Регионального института политических коммуникаций» Иван Мезюхо. По его словам, это может быть связано с тем, что между оппонентами не наблюдается острой идеологической борьбы. «Все партии называют себя «партиями политики Путина», патриотами России, и избирателю очень сложно разобраться», — считает эксперт.
Не видел конкурентов ЕР и спикер Владимир Константинов. «Крымчане плохо ориентируются в тех партиях, которые сегодня представляют российский политический эстеблишмент, но очень хорошо знают команду, которая сделала крымский референдум», — заявлял он ранее. ЛДПР же известна эпатажным поведением ее лидера Владимира Жириновского, который, помимо прочего, месяцем ранее сопровождал Владимира Путина в ходе его визита в Крым и даже высказывал мнение, что РФ необходимо восстановить статус империи.
На этом даже в таком виде демократия на полуострове заканчивается. Согласно принятому в июле закону «О порядке избрания Главы Республики Крым», право избирать главу республики передается депутатам Госсовета. Трех кандидатов на должность представит президент РФ. «Единая Россия» для Крыма предложила действующего и.о. премьера Сергей Аксенова, для Севастополя — адвоката и правозащитника Бориса Колесникова, начальника управления образования и науки правительства Севастополя, секретаря севастопольского отделения «Единой России» Виктора Оганесяна и и.о. губернатора Сергея Меняйло. Все без исключения другие партии также предложили Аксенова и Меняйло, однако от них звучали и другие кандидатуры.
Эти выборы состоятся 9 октября. Многие политики считают, что в результате руководство Крымом и Севастополем будет обновлено, поскольку текущие положение дел является временным решением, и не устраивает ни сами крымских руководителей, ни их покровителей в Кремле.
«Воссоединение Крыма с Россией явилось для руководства республики всего лишь выгодной сделкой. Нынешняя крымская власть никогда не боролась за российский Крым, сумев в нужный момент с пользой для себя расчетливо переориентироваться. Это понимают и в Администрации Президента России. Для меня совершенно очевидно, что председатель партии «Единая Россия» премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не даст превратить свою политическую силу в продолжение бизнес-проекта под названием «Русское единство». «Единая Россия» в Крыму никогда не станет закрытым акционерным обществом. Абсолютно уверен, что со временем партия власти избавится как от «людей Аксенова», так и от «людей Константинова», в основном случайных попутчиков», — считает первый и единственный (1994-1995 гг.) президент Крыма Юрий Мешков.
Председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров также прогнозирует, что после нынешние руководители Крыма не смогут сохранить власть. «Думаю, что после 14 сентября, когда будет избран новый состав Госсовета Крыма, мы не увидим на сцене ни Аксенова, ни Константинова, — считает он. – В числе тех кандидатур, которые есть в проходной части этого списка, уверен, уже есть те люди, которые предназначены на их места». По его мнению, премьеру и спикеру взамен предложат другие должности. «Те, кто сделал грязную работу, в Крыму не нужны никому, — пояснил Чубаров. — Но это не означает, что их отправят в небытие. Скорее всего, им предложат нечто иное, и, может даже, не в Крыму».
Понятно, что высшим руководством Кремль не ограничится. Скорее всего, лояльных людей будут ставить и на другие должности. Тем более что и действующая власть не успела поменять большинство оставшихся с «украинских» времен чиновников, ограничившись устранением наиболее строптивых, начиная с вице-премьера Рустама Темиргалиева и заканчивая рядом мэров. Таким образом, прогноз Владимира Константинова о том, что после выборов крымская власть будет обновлена на 90%, скорее всего, сбудется.
Для Украины и внешнего мира эти расклады ничего не меняют (кроме, возможно, еще работающих на полуострове украинских бизнесменов, о чем читайте в следующем тексте — Авт.). Киев напомнил организаторам выборов, что они влекут за собой уголовную ответственность, и призвал международное сообщество осудить их. «АР Крым и г. Севастополь были, есть и будут неотъемлемой частью суверенного Украинского государства, на которую распространяется действие Конституции и законов Украины», — говорится в заявлении МИД Украины, распространенном в воскресенье.
В понедельник последовала и реакция Запада. «США не признают легитимность так называемых региональных и местных выборов в Крыму, прошедших 14 сентября, и не признают их итоги», — заявила представитель Госдепа Мари Харф. «В связи с сообщениями о местных “выборах”, имевших место в Крыму и Севастополе, мы напоминаем, что Европейский Союз не признает ни правовую базу, ни легитимность этих “выборов”», — говорится в заявлении верховного представителя ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон. Кроме того, власти Германии не намерены признавать результаты парламентских выборов в Крыму, заявил пресс-секретарь правительства ФРГ Штеффен Зайберт.
Автор: Наталья Лоза