Политика

Узбекистану придется заново отстраивать связи

Через неделю после официального объявления о смерти Ислама Каримова, бессменного президента-автократа Узбекистана, парламент страны назначил премьер-министра Шавката Мирзиёева исполняющим обязанности президента.

Мирзиёев был премьер-министром Узбекистана с 2003 г., его давно считали главным претендентом на наследование поста Ислама Каримова. Назначение Мирзиёева вполне может свидетельствовать о том, что у страны появился новый постоянный президент.

Как временный президент и вероятный преемник Каримова, Мирзиёев столкнется с необходимостью решить ряд проблем Узбекистана, включая экономическую стагнацию, массовую миграцию и тень исламистского экстремизма, — пишет Рейд Стендиш в статье для Foreign Policy.

Но наиболее трудной задачей Мирзиёева может стать управление сложными и часто нестабильными отношениями Узбекистана с крупными державами – Россией, США и Китаем, а также четырьмя центральноазиатскими соседями — Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Тем временем Москва, Пекин и Вашингтон борются за влияние в регионе.

Москва заинтересована в Центральной Азии более всех, китайцы рассматривают этот регион как экономически значимый, а Вашингтон стремится к региональной стабильности, пишет издание со ссылкой на Бахти Нишанова, специалиста по Евразии из Международного Республиканского Института.

Мирзиёев уже получил поздравления от Путина. В ходе своего визита в Узбекистан российский президент пообещал стране поддержку и заявил, что Россия — ближайший ее союзник.  Хотя отношения между странами в течение 25 лет после развала Советского Союза были трудными, Узбекистан даже опасался влияния Москвы и стремился упрочить собственную независимость посредством неоднозначной попытки стать союзником США в глобальной борьбе с терроризмом. Большим вопросом остается способность преемника Каримова сохранить Узбекистан на пересечении между Россией и Западом, пишет издание со ссылкой на Пола Стронски, эксперта из Фонда Карнеги за международный мир.

Отношения Ташкента с Вашингтоном также переживали взлеты и падения. Связи укрепились после того, как США получили доступ к авиабазе, с целью доставки снабжения и персонала для поддержки военных действий в Афганистане. Отношения стран ухудшились, когда США выступили с критикой андижанской резни (в 2005 г. узбекские силовики расстреляли безоружных протестующих). После этой критики Узбекистан попросил США покинуть авиабазу, а Путин быстро решил возобновить отношения с Ташкентом, и занимается этим до нынешнего времени, пишет Foreign Policy.

Китай, в свою очередь, остается крупнейшим экономическим игроком Центральной Азии, много инвестирует в региональную инфраструктуру и стремится развивать в регионе свой новый проект — версию Шелкового Пути 21 века. Этот проект призван соединить Китай с Европой через страны Центральной Азии. Хотя Пекин остается крупным экономическим игроком, пока он воздерживался от попытки играть более важную политическую роль в регионе. А США значительно сократили свое присутствие в странах региона после сворачивания операций в Афганистане и закрытия американских баз в Узбекистане и соседнем Кыргызстане.

Москва же попыталась укрепить позиции в Центральной Азии с помощью таких организаций, как Организация договора о коллективной безопасности (российский военный блок с членством Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана) и Евразийский Экономический Союз (к нему присоединились Казахстан и Кыргызстан). Узбекистан до сих пор не спешил вступать в эти организации. Таким образом, на будущее страны будет влиять и то, как Мирзоёев видит перспективу укрепления связей с Москвой.

«Россияне затеяли в Центральной Азии долгосрочную игру, — комментирует Нишанов. — Мирзоёев — желательный кандидат с точки зрения Кремля, поскольку остается продуктом нынешней системы».

Отношения Узбекистана с соседями по региону также станут серьезной проблемой в ближайшей перспективе. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев не приехали на официальные похороны Каримова. Назарбаев и Каримов соперничали за региональное лидерство. Сам Казахстан, отчасти благодаря нефти, стал богатейшей страной Центральной Азии, а это подстегивало соперничество автократических правителей двух государств.

Отношения Узбекистана с Кыргызстаном были еще более специфическими, поскольку Каримов семь раз перекрывал поставки газа в Кыргызстан, в попытке повлиять на политику соседа. Например, в 1999 г. Каримов потребовал у тогдашнего кыргызского президента Аскара Акаева, чтобы тот прекратил демократические реформы, под угрозой срыва поставок энергоресурсов.

Согласно экспертам, на которых ссылается Foreign Policy, отношения Узбекистана с крупнейшими державами и соседями по региону станут основой укрепления власти нового узбекского лидера. Ради этого он вполне способен пойти на конфронтацию с кем-то из соседей, или обеспечить противостояние Узбекистана с коллегами по региону.

Екатерина Федоришина