Создание народного объединения «Майдан» и его рады несколько встряхнуло население Майдана, но никоим образом не повлияло на его решительность стоять до конца. Правда, как приблизить этот самый конец — мало кто знает. И создание некоего руководящего органа никоим образом не прояснило ситуацию.
Назначенная со слов выступавшего на сцене соратника Тимошенко Александра Турчинова в сопредседатели народного объединения певица Руслана вчера вышла из этого органа. Поначалу пресса писала, что она вышла вообще из рады, но Руслана уточнила: только из руководящего органа.
Таким образом, в раде не из политиков остался лишь один ректор Киево-могилянской академии Сергей Квит. Все остальные сопредседатели — это троица лидеров оппозиции, Юрий Луценко и сидящая в тюрьме Юлия Тимошенко. Многие из участников рады «Майдана» узнали о своем включении туда из прессы. Это свидетельство того, что решение готовилось импровизированно.
На Вече людей все еще много.
Эти перипетии никак не повлияли на жизнь Майдана, которая шла своим чередом. Его обитатели собираются стоять, как минимум, до Нового года. Об этом свидетельствует елка, установленная в день всенародного вече напротив Киевгорадминистрации. Ее тут же начали украшать игрушками. На ствол с помощью альпинистского оборудования забрался парень, назвавший себя спелеологом. Его коллега передал ему сумку с игрушками.
— Елку поставили до Нового года. А дальше что? Расходиться? — спросил я его.
— Нет. Стоять до победы, до отставки Януковича.
— А если он не уйдет?
Он дал понять, что занят и ему не до разговоров.
Украшаем елку.
Напротив Дома профсоюзов разместилась площадка с замечательным названием «Евроборщ». Тут царит человек лет сорока в казацкой шапке и халате, похожем на татарский. «Халат теплый, — поясняет Николай Новатарский, — а я тут часов по восемнадцать стою, вот и подарили мне его, чтобы не простудиться».
Он частный предприниматель из Винницы. Занимается ремонтами. Приехал в Киев после того, как узнал, что «Беркут» избил детей на Майдане. Он хорошо куховарит. Услышал, что нужен повар, предложил свои услуги. И вот теперь каждый день готовит борщ. Он говорит, что готов стоять до того времени, когда Майдан победит и накажут того, кто приказал бить детей.
— А что делать нужно, чтобы были наказаны виновники?
— Бороться. Политики должны придумать. Мы их поддерживаем.
Николай Новатарский уверен, что нужно что-то делать. Лично он варит борщ.
Евроборщ финансирует предприниматель Константин Климашенко. Он сам тут часто появляется и принимает участие в приготовлении пищи.
— Вот зовут миллион людей на вече, — говорит он. — А под какую идею? В очередной раз покричать «Банду геть!»? Так мы это уже слышали. Нужно либо действовать, комплексное давление на власть, либо расходиться. В Киеве выборы не провели, вопреки Конституции. Нужно это использовать. И другое. Но не ограничиваться кричанием лозунгов.
Лидеры оппозиции со сцены Майдана говорят о разном, но у них есть два общих тезиса. Один: Майдан должен стоять до победы. Второй: те, кто сеет неверие и говорит, что Майдан себя исчерпал, являются нытиками, снижающими боевой настрой.
Господи, помоги нам победить.
Общественный активист Игорь Луценко, входящий в народную организацию «Майдан», координирует автомайдан — группу автомобилистов, которая проводит всяческие агитационные акции в Киеве. Он считает, что слова о боевом настрое нужно подкреплять делом.
По его мнению, Майдан после того, как его вытеснили из правительственного квартала, должен был продолжать попытки блокирования государственных учреждений. По словам Игоря, нужно было дальше давить на власть. Кроме того, он уверен, что тема Межигорья не должна сходить на нет, и необходимо там проводить акции. Он эти идеи не раз озвучивал, но они не находили поддержки.
Игорь говорит, что политические партии постепенно установили контроль над Майданом: они контролируют сцену, финансы, охрану территории и саму территорию. И в то же время они блокируют инициативу общественных активистов. Игорь Луценко, тем временем, сегодня утром идет с колонной киевлян блокировать заседание нелегитимного Киевсовета, полномочия которого закончились. Его заседание собираются провести в Соломенской райгосдаминистрации.
Игорь Луценко: надо действовать.
Тем временем, соратник Луценко Егор Соболев считает, что круглосуточное стояние на Майдане имело смысл во время Вильнюсского саммита, когда мир увидел, что сторонников евроинтеграции в Украине очень много. А теперь Майдан потерял смысл. По его мнению, реальную победу принесут реальные уличные силы самообороны с полевыми командирами, связью и планами реального блокирования органов власти и Межигорья.
Предприниматель Карл Волох, иногда работавший на Майдане, считает, что его пора распускать.
— Пусть трехглавое чучело скажет этим людям честно: никаких политических задач Майдан не решил и давно уже решать не будет, если раньше и планировал, — говорит он. — Никаких переговоров, которые могут привести к переформатированию власти оппозиция не ведет и не собирается. Единственная причина, по которой люди с Майдана все еще живут там в нечеловеческих условиях, состоит в том, что лидеры просто не решаются взять на себя ответственность рассказать об этом, ибо это будет стоить им электоральных перспектив.
Янукович тут как тут. Но его никто не трогает.
Народный депутат от «Удара» Павел Розенко уверен, что создание руководящих органов Майдана является однозначным позитивом. Он уверен, что Майдан сегодня – это живой и действующий организм, где проходят десятки акций. А новые органы, по мнению Розенко, вдохнут в него новые идеи и новую энергию.