Политика

Дело Насирова: 60 дней или 100 млн. грн.

После того как представителям Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) не без труда удалось объявить главе Государственной фискальной службе (ГФС) Роману Насирову о подозрении, многие предвкушали скорое начало судебного процесса. Однако избрание меры пресечения для чиновника в очередной раз оказалось делом не из легких.

Коррупционный скандал, разгоревшийся вокруг главы ГФС Романа Насирова, которого подозревают в нанесении ущерба государству в размере 2 млрд. грн., держит всех в напряжении уже пятый день. Казалось бы, за объявлением о подозрении чиновнику тут же последует и решение суда об избрании ему меры пресечения. Однако для украинского политукума уже стало традицией делать из достаточно формальной процедуры целый американский блокбастер со всеми зрелищными спецэффектами и профессиональной актерской игрой его главных героев.

От куда растут ноги?

Летом 2016 г. парламент снял неприкосновенность с депутата Александра Онищенко. По данным следствия, политик в сговоре с другими лицами реализовывали газ госпредприятиям с помощью нескольких своих компаний через «псевдобиржи», что нанесло государству убытков на сумму свыше 1,613 млрд. грн. Сам Онищенко оказался в Лондоне, а часть его подельников была задержана.

Процесс выявления преступной группировки продолжался. Как заявил директор НАБУ Артем Сытнык, задача состояла в том, что дать юридическую оценку действиям ГФС и представителей госкомпании «Укргазвидобування», с которой компании Онищенко заключили договора о совместной деятельности.

«Совместная работа НАБУ и САП завершилась сбором достаточного количества доказательств того, что в действиях сотрудников фискальной службы усматриваются признаки преступления по статье 364 части 2 Уголовного кодекса», — заявил Сытник. Речь идет о злоупотреблении властью и служебным положением. В случае доказательства вины уголовная ответственность — от трех до шести лет лишения свободы.

В рамках данного дела глава ГФС Роман Насиров подозревается в том, что в 2015-2016 гг. незаконно реструктуризировал обязательства по ренте предприятиям Фирма «Хас», «Карпатынадраинвест» и «Надра геоцентр», конечным бенефициаром которых является Онищенко. Экспертиза установила, что сумма нанесенных государству убытков составляет около 2 млрд. грн.

Сама по себе рассрочка налоговых платежей не является преступлением. Такой механизм прописан в Налоговым кодексе и предприятия им регулярно пользуются. В данном случае рассрочка применялась незаконно, поскольку эти предприятия вообще не платили налоги, отметили в НАБУ.

Больной без диагноза

2 марта в рамках расследования газового дела в помещении ГФС был проведен обыск. Главного фискала при этом на рабочем месте не нашли. Вручение о подозрении происходило в «Феофании» уже поздно вечером, куда последний в тот же день заблаговременно попал якобы с диагнозом — инфаркт. 3 марта правительство отстранило Насирова от выполнения обязанностей главы ГФС, временно делегировав его обязанности заму — Мирославу Продану.

Начало заседания Соломенского райсуда должно было начаться в субботу, 4 марта, в 19:00. После часового промедления заседание так и не началось. Его сорвали неизвестные, сообщив о «заминировании». Час спустя суд все-таки приступил к работе. Но подозреваемому стало худо. В помещение позвали медиков. В итоге слушания перенесли на следующий день.

Поскольку ранее в деле был установлен факт симуляции болезни одним из фигурантов, то в случае с Насировым вопрос об истинности его недуга был поставлен ребром. Поэтому по поручению главы САП Назара Холодницкого Насиров был направлен в Институт кардиологии. По прибытию в институт обнаружилось, что медицинские документы больного остались в «Феофании», а потому, по словам адвокатов, «установить диагноз невозможно». Спустя некоторое время проблему удалось решить.

Правда, транспортировка подозреваемого не обошлась без затруднений. В СМИ появилась информация, что Насирова якобы вывезли из «Феофании» в неизвестном направлении. После того, как его место нахождение было установлено, в дело вмешались некоторые депутаты от БПП, которые не давали представителям НАБУ отправить чиновника на обследование. В НАБУ пообещали дать этим действиям правовую оценку. В итоге медики Института кардиологии проблем с сердцем у Насирова не обнаружили. Они сообщили о новом диагнозе — гипертоническая болезнь II стадии «высокого риска». При этом в неотложной помощи и госпитализации глава ГФС не нуждался, а потому был доставлен в суд.

«Консультанты, которые предложили Насирову «упасть на больничку», загубили его карьеру. Теперь успешный инвестбанкир из Лондона и грозный глава фискального ведомства навсегда превратился в «человека под коричневым одеялом», которого три дня возят по больницам и судам с выдуманным диагнозом. Его спящим снимают сотни камер и откровенно потешаются журналисты», — прокомментировал ситуацию с болезнью Насирова депутат от БПП Сергей Лещенко на своей странице в Facebook.

Первое заявление

4 марта, Насиров сделал свое первое публичное заявление. Правда, на странице в Facebook. Он написал, что не собирается ездить на инвалидной коляске и не имитирует заболевание. «У меня достаточно собственного достоинства и уважения к Закону, и поэтому я настроен со временем пойти в суд и лично принять участие в заседании, на котором будет рассматриваться мера пресечения в отношении меня. А также в дальнейшем публично докажу беспочвенность и абсурдность обвинений, в том числе и в суде. Когда именно — это зависит от врачей, надеюсь, им удастся за короткое время завершить реабилитацию, и тогда я смогу профессионально в суде публично разгромить все надуманные обвинения», — написал он.

Чиновник также отметил, что является патриотом Украины. «Не делайте из меня козла отпущения. Я – патриот Украины, здесь живут мои родители, жена, трое детей, друзья. Я никуда не собирался убегать, и не буду делать этого в будущем», — добавил Насиров.

Попытка №2

В воскресенье, 5 марта, около 10:40 Соломенский райсуд возобновил заседание. Еще одной попыткой затянуть процесс стало ходатайство адвокатов о допросе свидетелей (членов медкомиссии, выдавшей заключение о состоянии здоровья Насирова), которых в суде не оказалось. Судья Александр Бобровник отклонил запрос, после чего защита заявила судье об отводе — «в связи с его предвзятостью».

Однако в суде не оказалось судьи, рассматривающего ходатайства об отводах. Мол, их дежурство предусмотрено только по субботам, а в воскресенье такой возможности нет. Таким образом, избрание меры пресечения и в целом содержание Насирова под стражей оказались под угрозой. Ведь согласно закону, освободить подозреваемого необходимо через 72 часа после задержания, если мера пресечения не назначена.

Тем временем под стенами суда начали собираться депутаты и представители общественности. Участники митинга выдвинули требование возобновить заседание, избрать Насирову меру пресечения, дав понять, что его из здания не выпустят. В итоге Насиров «добровольно согласился» на круглосуточное наблюдение за ним до решения суда.

Двойное или тройное гражданство?

6 марта, в 10:30 утра суд начал рассмотрение заявления адвокатов Насирова об отводе судьи Бобровника. Однако ходатайство отклонили. Защита обвиняемого также ходатайствовала о новой медицинской экспертизе чиновника, но суд и это оставил без внимания.

Тем временем, прокурор САП Роман Симкив предоставил суду информацию о наличии гражданства Великобритании у отстраненного главы ГФС. По его словам, Насиров также более 60 раз за два года выезжал за границу, а также приобрел в Лондоне две квартиры стоимостью 96 тыс. фунтов и 120 тыс. фунтов.

«Благодаря своему влиянию на работников таможни, Насиров получил право беспрепятственного таможенного контроля. Это подтверждается соответствующими пропусками. Подозреваемый в течение последних двух лет более 60 раз пересекал границу Украины. Очень сомневаюсь, что на посту главы ГФС есть так много официальных и государственных визитов, не думаю, что столько можно говорить о налогах за пределами страны», — заявил Симкив. Он убежден, что Насиров должен возместить рассрочку, которую получил народный депутат Александр Онищенко. «Онищенко далеко, поэтому убытки придется возмещать Насирову. Рассрочку получил Онищенко, а платить должно было государство», — отметил прокурор.

В то же время адвокаты Насирова подвергли сомнению документ относительно гражданства Великобритании и просили суд не считать их надлежащими. Одновременно депутат Андрей Журжий сообщил в Facebook, что в ходе заседания также были заявления о наличии у Насирова гражданства Венгрии.

К вечеру оказалось, что здание суда снова «заминировали». Защитники главы ГФС подали ходатайство об объявлении перерыва в заседании до утра вторника. Однако суд в удовлетворении ходатайства отказал. В итоге около трех часов ночи суд отправил Романа Насирова под арест с правом внесения залога в размере 100 млн. грн. Залог можно внести в течение пяти дней.

Согласно электронной декларации, таких денег у Насирова нет. В декларации говорилось, что он держал наличными $1,16 млн., €450 тыс. и 4,35 млн. грн. Еще 1,678 млн. грн. хранится в банке «Богуслав». Жена Екатерина Глимбовская на тот момент имела наличными $320 тыс., €240 тыс. и 3,1 млн. грн. В том же банке она держала 2,853 млн. грн., и еще немного в других банках. Всего на двоих — эквивалент чуть более 70 млн. грн. Впрочем, средства могут быть внесены кем-то другим.

Власть — долой!

«Оппоблок» потребовал на время расследования «дела Насирова» отстранить от должностей всех чиновников, причастных к фактам, по которым его обвиняют. «Обвинение против председателя ГФС — это обвинение всей власти в коррупции, которая за последние три года достигла максимальных размеров. Мы требуем политической ответственности власти – отставки правительства и роспуска Верховной Рады», — говорится в заявлении политсилы.

По мнению представителей «Оппоблока», дело в отношении Насирова является лишь частью «коррупционной паутины, опутавшей страну при нынешней власти», поскольку он два года работал под руководством президента и двух премьер-министров, выполняя их поручения. «Его выдвигала коалиция, и она же прикрывала его деятельность. Объективное расследование «дела Насирова» в нынешних условиях невозможно», — заключили в партии.

Президент не в курсе

В свою очередь, президент Петр Порошенко заявил, что его не информировали о вручении подозрения отстраненному главе ГФС Роману Насирову. «Я думаю, что это очень яркий пример: первое — что в Украине создана эффективная антикоррупционная инфраструктура, второе – ярким доказательством того, что эта антикоррупционная инфраструктура абсолютно независимая. На сегодняшний день объявление о подозрении одному из руководителей точно делается без информирования президента. Я думаю, что это именно то, чего мы добивались создавая независимую инфраструктуру», — заявил глава государства во время встречи с президентом Международного комитета Красного Креста Петером Мауэром.

Ксенiя Лазоренко