Политика

Майданный судья лишился мантии

Первый из судей, выносивших скандальные решения о взятии под стражу участников акций протеста зимой 2013-2014 гг., фактически уже уволен – за нарушение присяги. На очереди – ещё целый ряд так называемых «майданных судей». Правда, всё это выглядит как попытка очистить от грязи ванную, не закрыв при этом кран, через который грязь в эту ванную попадает. Не наведя порядок в обществе, вообще нет смысла говорить о каком-то правосудии в Украине.

Вчера состоялось очередное и весьма резонансное заседание Высшего совета юстиции (ВСЮ) – на нём впервые рассматривались дела судей, выносивших решения против активистов Майдана (аресты, лишение водительских прав и т.д.) и против проведения самого Майдана (запреты на проведение собраний и т. д.). Главная новость – рекомендован к увольнению за нарушение присяги судья Николай Бибик из Бабушкинского райсуда Днепропетровска.

Де-факто можно говорить уже об окончательном увольнении этого судьи, поскольку президент не имеет права не утвердить такого рода рекомендацию ВСЮ. Господину Бибику в основном инкриминируются незаконные решения о взятии под стражу участников акций протеста, что привело не только к нарушению основоположных прав человека, но и даже к проблемам со здоровьем у пострадавших активистов.

Помимо этого, члены ВСЮ рассмотрели аналогичные дела ещё пятерых судей. Так, было принято решение перенести рассмотрение четырёх из этих дел на заседание ВСЮ 15 октября с. г. (речь идёт о судье Соломенского райсуда Киева Андрее Макухе, судье Деснянского райсуда Киева Алексее Панасюке, судье Шевченковского райсуда Киева Наталье Сиромашко и судье Днепровского райсуда Киева Владиславы Макарчук). А дело ещё одного судьи Бабушкинского райсуда Днепропетровска Николая Решетника было оставлено без рассмотрения и направлено в Высшую квалифкомиссию судей для возбуждения дисциплинарного дела.

Главная проблема и опасность всех процессов «майданных судей» в ВСЮ – слишком плотная привязка к общественно-политическим событиям на Майдане. Тут невероятно сложно пробежать по лезвию бритвы – и наказать судей за реальные грубые нарушения закона, и при этом не допустить впечатления, что судьи наказываются и увольняются Майданом.

Если допустить впечатление, что в отношении этих судей реализуется некая справедливость Майдана, фактически это будет означать, что данная справедливость Майдана, а не закон будет определять погоду в судебной системе страны. Ну а на практике это будет означать, что в нашей системе правосудия во главе угла стоит право сильного. И судьи должны самым внимательным образом отслеживать, кому это право сильного принадлежит и постоянно учитывать это в своей ежедневной работе. Легко предположить, какое правосудие мы в подобных условиях получим в Украине. Да и чего там предполагать – это крах любых представлений о том, что в украинских судах можно рассчитывать хоть на какую-то справедливость.

Поэтому члены ВСЮ прилагают все усилия для того, чтобы вывести из зоны внимания политический фактор Майдана и сосредоточиться исключительно на оценке решений и действий конкретного судьи. Со стороны ощущается, что члены ВСЮ не на сто, а на двести процентов уверены в аргументах и доказательствах в отношении судей, которые сегодня увольняются за нарушение судейской присяги. А, к примеру, голосование по судье Николаю Бибику было подкреплено не только доказательствами и аргументами, но и тем фактом, что судья находится в розыске.

Так, председатель ВСЮ Игорь Бенедисюк сообщил «i», что при рассмотрении такого рода дел он и его коллеги не берут во внимание сложившуюся политическую ситуацию. «Рассматривая эти вопросы, мы исходим исключительно из действий судьи, которые он предпринял в том или другом случае. Мы даём исключительно оценку справедливости и правильности действий судьи», – подчеркнул Бенедисюк.

Смогут ли члены ВСЮ пробежать по упомянутому выше лезвию ножа между справедливостью Майдана и констатацией реальных нарушений законов судьями – покажет время. Скорее всего, если это и удастся, то только частично. С точки зрения законности этих увольнений, вероятно, не будет никаких проблем. Но всегда будут проблемы с точки зрения того, что дела этих судей неразрывно связаны с Майданом и об этом широко известно в украинском обществе.

От ВСЮ не стоит ожидать, что они смогут кардинально изменить положение дел в отечественных судах. Тем более – через такого рода увольнения. Максимум, что смогут сделать члены данного органа, – это припугнуть особо зарвавшихся судей. Но это – попытка что-то сделать со следствиями, а никак не с причинами проблем судебной системы.

Мы хотим, чтобы судьи, чиновники, политики и другие публичные деятели демонстрировали образец для всего общества в своём поведении, образе жизни, работе и т. д. Но в Украине они никак этим образцом не хотят быть – прямо напасть какая-то. И это несёт постоянные разочарования для многих украинцев, особенно тех, кто привёл к власти разочаровавших их людей.

А ведь проблема решается с совершенно другого конца. Сами украинцы должны начать соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют судьям, чиновникам и политикам. Если, конечно, украинцы хотят оздоровительных изменений в своём обществе. Или в Украине никто не ворует бумагу и прочую канцелярию из офиса, не сливает бензин с рабочей машины, не плюёт где попало, не разбрасывает мусор по всем зелёным зонам страны, не хамит при удачных и благоприятных обстоятельствах и т. д.? Судьи, чиновники, политики и т. д. делают фактически то же самое, только в других масштабах.

Наш коллективный взгляд на мир определяет все без исключения процессы в обществе, в том числе – в политике, экономике, правосудии. Внутренние состояния большинства людей – вот что первично, а властные структуры – это уже вторично. В конце концов, неудовлетворённость жизнью каждого из нас не имеет никакого отношения ни к структурам власти, ни к небожителям властного Олимпа.

umanets