Политика

Судьи спасут общество от развала

Судьи должны стать нравственными авторитетами для общества — это единственная реформа, которую мы все от них коллективно ожидаем. Сегодня нет ни одного судьи в Украине, мнение которого для всех нас является весомым и значимым. Но есть сумасшедшая потребность в судьях с нравственным авторитетом, которые бы своим примером и своей жизненной позицией смогли бы рассудить и примирить самые разные враждующие группы украинцев — на самых разных территориях нашей страны. Вот и вся суть реально востребованной судебной реформы — выбор только за самими судьями.

Наше общество стоит на грани развала; времени у нас мало; все наши проблемы проистекают изнутри нашего общества — вот верная исходная позиция для разговора обо всех бедах и злоключениях нашей страны. И судебная сфера тут — совершенно не исключение. И, более того, именно на этой сфере сейчас должно быть сконцентрировано максимальное внимание со стороны ответственных и сознательных украинцев, желающих остановить развал нашего общества и гармонизировать атмосферу в нём.

Особую опасность сегодня представляет практически полностью уничтоженная репутация судов и судей в Украине — это одна из главных причин, ведущих к развалу общества. Ведь из-за такого положения дел люди теряют веру в то, что в обществе вообще можно добиться справедливости цивилизованным путём. Как следствие, возникает коллективный вопрос, разрушающий основополагающий фундамент нашего общества, — а зачем нам такое общество? Последствия такого коллективного вопроса просто катастрофические, и они уже выражаются в утрате Украиной своих территорий, а также в полной неспособности украинцев мирно и гармонично сосуществовать друг с другом.

Как следствие, в Украине не произойдёт никакой полезной для общества судебной реформы, если мы не отложим в сторону огульную и несправедливую критику судей. Это особенно важно уже по причине того, что никакой полной замены судейского корпуса в Украине не произойдёт — большинство судей наверняка останется на своих должностях. Да, тех самых судей, которые на 100% коррумпированные, которые только набивают свои карманы и выносят исключительно неправосудные решения. И как потом обществу объяснять, что эти судьи, которые до реформы были плохие, остаются на своих местах, но они при этом уже хорошие? Никак это уже не объяснишь украинцам — отсутствие справедливой и непредвзятой оценки судов в информационном пространстве напрямую торпедирует нынешнюю судебную реформу в любом её виде.

Поэтому первый шаг очевиден — он состоит именно в справедливой и непредвзятой оценке судебной сферы. Это оценка выражается в следующем: у нас далеко не все 100% судей — коррумпированные злодеи (хотя и таких достаточно — сами судьи это признают) и что в судах есть немало достойных уважения людей, искренне желающих блага всему нашему обществу. Если же продолжать поливать судей тоннами информационной лжи и грязи, то мы в этом потоке неизбежно потеряем и золотой капитал нашего общества — высоконравственных судей, которые способны своими силами осуществить судебную реформу. Причём быстро и без всяких тяжеловесных законодательных процедур.

Судьи же, в свою очередь, тоже должны сделать тяжёлый и мужественный шаг. Причём они должны делать этот шаг безотносительно того, прекратят ли огульную и несправедливую критику общественные организации, журналисты, политики, чиновники и т. д. или нет. Судьи должны сегодня внутренне осознать, чего реально ждёт от них наше общество. Ведь те же журналисты и общественные деятели — пусть и со сверхбольшими перегибами — но всё же транслируют судьям коллективный посыл всего украинского народа: судьи сегодня не выполняют ту роль, которое общество естественным образом ждёт от них — быть нравственными авторитетами для всех украинцев. В этом и состоит главная ответственность судей перед обществом — смогут ли они развернуть весь фокус своего внимания на самих себя и искать в первую очередь в самих себе корни проблем как нашей судебной системы, так и всего нашего общества в целом.

Нравственность — фундамент для консолидации нашего общества

Мы являемся носителями менталитета особого рода. Естественной особенностью нашего менталитета является то, что нас нельзя ограничить законом — он никогда не будет для нашего общества высшей и доминирующей ценностью. Хорошая новость состоит в том, что это — нормально. Плохая новость состоит в том, что мы даже не собираемся понимать и изучать наш менталитет, а также возрождать его ценности. Как следствие, мы сами же отказываемся искать ответ на ключевой вопрос: а чем же мы тогда регулируемся? Если закон не способен остановить нас в том, чтобы мы не наносили вред другому украинцу или обществу в целом, то что тогда способно нас остановить?

Ответ простой — нравственность, т. е. неспособность нанести вред ближнему или обществу из-за внутренних ограничений самого человека. И как добиться, чтобы человек сам себя ограничивал — без всяких законов? Ответ тоже прост: через осознание основополагающей ценности для человека нашего менталитета. Наш человек никогда не будет чувствовать себя счастливым и реализованным, если он не ощущает, что работает на благо общества, что он делает важное дело в интересах общества, что общество ему в этом доверяет и благодарно за его работу. Мы совершенно забыли об этом и потому испытываем колоссальные внутренние пустоты и коллективную боль — из-за тотального игнорирования базовой ценности нашего менталитета.

Но когда наш человек ощущает, что он работает на благо общества и пользуется его доверием и благодарностью, то для него это становится в буквальном смысле дороже жизни. Именно потому, что только в таких условиях наш человек ощущает свою полную и целостную внутреннюю реализацию. Как следствие, нанести вред обществу — это ещё хуже, чем нанести вред себе. Так в человеке пробуждаются нравственные ценности — боязнь и неспособность причинить вред обществу. Вся его жизнь подчинена тому, лишь бы максимально работать на благо общества и не наносить ему даже минимального вреда. Общее — первично, личные интересы и потребности — вторичны.

Нравственность — это глубоко внутренняя работа человека с самим с собой. В отличие от морали, которая навязывается человеку извне его окружением — в виде неписанных и условных правил в обществе, соблюдаемых и поддерживаемых большинством членов общества. Цель морали та же — ограничить человека от нанесения вреда другим людям или обществу в целом. Но любые внешние ограничение — в виде морали или закона — в обществе с нашим менталитетом не работают и никогда работать не будут. В нашем менталитете работают только нравственные ограничения — когда человек сам для себя является предохранителем от нанесения вреда своему окружению.

С чего это вдруг судьям быть нравственными авторитетами?

То, что сегодня происходит в Украине (война, глубокая неудовлетворённость жизнью у большинства членов нашего общества, плохие внутренние состояния многих украинцев, неудачные реформы, утрата территорий, полное непонимание и вражда между всеми нами и т. д.) — всё это фактически следствия поиска. Мы ищем фундамент, на котором мы сможем построить общество, в котором мы себя будем чувствовать комфортно, реализовано и счастливо. Просто мы ищем пока в направлении, противоположном от верного.

Этот поиск у нас связан с большой болью и немалыми страданиями. И мы естественным образом обращаем весь свой фокус внимания на людей, которые, как мы это внутренне, интуитивно чувствуем, должны дать нам ответы на вопросы — кто прав в стране, а кто виноват; как оценить войну и её участников; как оценить противостояние Майдана с прежней властью; как оценить ситуацию с Крымом и многое другое. Кто-то, кто не вовлечён в схватку, но внимательно за ней наблюдает и при этом пользуется доверием общества, должен дать оценку. Оценку с позиции ценностей, на которые отзываются сердца большинства украинцев. С позиции нравственных ценностей.

Именно судей мы ощущаем обязанными быть носителями и трансляторами нравственных ценностей. Именно судьи должны быть теми фигурами в обществе, которые не умом понимают эти ценности, а переживают их всем сердцем — т. е. живут этими ценностями каждую секунду своей жизни и способны постоянно через свой личный пример обучать этим ценностям других людей.

Всё это журналисты и общественные организации пытаются донести до судей сегодня — судьи не справились со своей исконной функцией в нашем обществе и больше не являются нравственными авторитетами для всех нас. Восстановления именно этой роли судей и пытаются сегодня осуществить реформаторы, предлагая разные варианты очищения судебной системы.

Конечно, журналисты, общественные организации, реформаторы и т. д. делают всё это неосознанно, да ещё и через призму своих личных обид на судей, своей неприязни или ненависти к ним, а также через призму своих плохих внутренних состояний. Поэтому посылы общественности доходят до судей в настолько искривлённом виде, что сегодня служители Фемиды уже просто перестали понимать, чего от них вообще хотят. Из-за этого судьи уходят в глухую оборону и вообще уже перестают слышать журналистов и общественные организации, заранее навешивая на них ярлыки людей с несправедливым и пристрастным мнением о судах. Вот так и сидим сегодня: судьям важно говорить только о своих нуждах и интересах и потому они уже никого не слышат; а представителям общественности — только о своих интересах в отношении судей, а мнение последних уже даже просто никому не интересно. При таком полном разрыве в понимании и доверии в проигрыше остаются все, но никто этого пока не осознаёт.

Высший пилотаж работы судьи — нравственность

Но для того, чтобы судьи поняли, чего от них хочет общество, они сами должны вспомнить о высшем пилотаже в своей профессии. В качестве успешных результатов своей работы судьи преподносят обществу соблюдение законов, законные решения, хорошее выполнение своих правовых функций и обязанностей. Но этим наше общество не впечатлить. Нас совершенно не трогает, что судья безукоризненно рассматривает сотни, а то и тысячи дел в год — в полном соответствии с законом. Да и высший пилотаж работы судьи с законом никак не связан.

Высший пилотаж работы судьи — это примирить разводящуюся пару и дать им прочную основу, чтобы жить дальше вместе в гармонии и любви. Высший пилотаж работы судьи — это не просто вынести приговор преступнику в строгом соответствии с законом. Нет, есть намного более важная вещь — чтобы этот преступник осознал свою вину, согласился с приговором и сам внутренне принял его как справедливый. Именно тут происходит примирение преступника с обществом — крайне важная вещь, которую нельзя отрегулировать законом и которую может осуществить только реальный носитель нравственных ценностей.

Конечно, для достижения высшего пилотажа нравственность не должна быть для судьи пустым звуком — он должен быть её носителем и транслятором. И такие судьи у нас всегда были и есть. Проблема только в том, что из-за огульной критики судов таких судей тоже накрыло огромным слоем грязи и клеветы. Из-за этого их не слышно — все же судьи коррупционеры, какой смысл вообще их слушать? Из-за этого судьи с огромным нравственным потенциалом сами начинают впадать в обиды, злобу и неприязнь к своим критикам и обществу. И потому перестают стремиться выходить наружу, к обществу и высказывать своё мнение и своё видение общественных процессов. И решать эту проблему — это наша общая коллективная задача. Но лидерами в этом процессе должны быть сами судьи — они должны прямо сейчас делать всё, что в их силах, чтобы стать для нашего общества нравственными авторитетами.

Судьи сегодня очень сильно зациклены на себе, своём мнении, на своих интересах. Они очень сильно обижены на общественность, боятся её и выходят к ней зачастую сразу в боевой стойке — с намерением отбиваться и защищаться от несправедливых и предвзятых оценок. Именно поэтому судьи транслируют в информационное пространство не нравственные ценности, а свои личные оценки, мнения, интересы, эмоции и боль. Но информационное пространство и без того до отказа переполнено личными мнениями, негативом и тяжёлыми эмоциями. И судьи сегодня только усиливают это напряжение. Хотя, конечно же, не одни они. Но зато с них — особый спрос у общества.

Для судей сегодня крайне важно предпринять героическое, мужественное усилие и стать над своими внутренними болями и над своими негативными эмоциями. Только так можно увидеть реальную картину происходящего, а также тот огромный объём работы, который сами судьи способны сегодня сделать своими руками, чтобы стать для общества нравственными авторитетами.

Обществу крайне важно сегодня слышать людей, которые справедливо и беспристрастно говорят обо всех процессах в обществе — даже когда речь идёт о самых болезненных и неприятных для общества темах. Обществу крайне важно сегодня слышать людей, являющихся носителями нравственных ценностей, т. е. ценностей нашего менталитета, от пробуждения которых в сердцах украинцев напрямую зависит гармония нашего общества и консолидация в нём.

Сегодня у нас есть судьи, которые интуитивно понимают, что они должны быть для общества нравственными авторитетами. И такие судьи даже выходят на пресс-конференции, брифинги и т. д. и говорят о ценностях. Правда, в основном — о моральных ценностях, из-за чего они больше выглядят менторами и моралистами, а не нравственными авторитетами. Но это — важные первые шаги. И очень здорово, что судьи начинают их делать.

Мы всем обществом, всем нашим коллективным мироощущением чувствуем, что вы, судьи, не работаете на благо общества, потому что не выполняете свою ключевую функцию — быть нравственными авторитетами для нас всех. И вы должны развернуть фокус внимания с обвинения внешнего мира во всех грехах на то, в чём сами судьи реально не дорабатывают перед обществом. Вот тут и будет дан старт быстрой и действенной судебной реформе — на благо всего нашего общества.

umanets