Расследованием «Большого уголовного дела» экс-президента Виктора Януковича и его окружения будет заниматься вновь созданное Управление по расследованию преступлений, совершенных преступными организациями. Накануне Генпрокурор Юрий Луценко назначил ответственного за данное направление. Им стал Дмитрий Басов, который в свое время был прокурором по «делу Гонгадзе».
Департамент спецрасследований Генпрокуратуры (ГПУ), который последние два года занимался делами Майдана и расследовал преступления бывшего президента Виктора Януковича, на этой неделе прекратил свое существование в нынешнем виде: штат его следователей был сокращен почти в три раза, а часть производств передали новому Управлению по расследованию преступлений, совершенных преступными организациями. Сам Сергей Горбатюк, который до сих пор вел дело беглого главы государства, по-прежнему останется руководителем Департамента спецрасследований. Теперь он будет ответственным только за расследование и передачу в суд дел по Майдану.
В ведомстве такое решение объясняют желанием поскорее завершить расследование и направить объединенное дело по Януковичу на рассмотрение суда. Однако многие сомневаются, что реорганизация ускорит процесс.
Трения на служебной ниве у Сергея Горбатюка имелись и ранее. В марте этого года, на фоне затянувшейся отставки Виктора Шокина, его пытались «отправить в ссылку» прокурором Львовской области, но довести до конца назначение не удалось. Также Горбатюк не отрицал, что готов возглавить ГПУ, и на сайте президента даже была зарегистрирована соответствующая петиция, но главой ведомства стал Юрий Луценко.
С ним отношения также не заладились. Недавно начальник Департамента спецрасследований получил выговор от последнего за ненадлежащую организацию расследования уголовных производств санкционного списка бывших чиновников времен Януковича. А позже Юрий Луценко сообщил о своем решении реорганизовать Департамент спецрасследований ГПУ.
«Реорганизация этого департамента, а собственно, и выделение одного из управлений, обусловлено исключительно нежеланием Горбатюка передавать «экономические дела» по Арбузову, Клюеву, Азарову, Януковичу-младшему и т. д. по закону, предусмотренному методом специального заочного осуждения. Я слышу предостережение, что закон, который действует сегодня в Украине и дает возможность заочного осуждения, является несовершенным. Его можно и нужно улучшать. Я не могу себе представить, что эти дела и дальше, 3, 4, 5 лет, будут лежать в департаменте спецрасследований», — пояснил Юрий Луценко. По мнению генпрокурора, дальнейшее затягивание расследования может привести к негативным результатам: «Это означает только одно — снятие санкций с активов Януковича и его гоп-компании и развал всех надежд людей забрать присвоенное преступным путем богатство».
Комментируя ситуацию, Сергей Горбатюк пояснил, что поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) от 12 мая 2016 г. об особенностях специального досудебного расследования (действуют до 1 апреля 2017 г.) не отвечают европейским нормам и приведут к оправданию подозреваемых в Европейском суде по правам человека. «Я ему (Луценко) говорил: если вы хотите использовать эту процедуру, то инициируйте в Верховной Раде (ВР) внесение изменений. Если вы их не вносите, то значит заведомо, умышленно хотите утопить эти дела. Я записку по этому вопросу написал еще 3 августа. До сегодняшнего дня ответа нет. Только слова», — подчеркнул Горбатюк.
Он не исключил, что реорганизация его департамента была предпринята с целью «влиять на экономические дела». «Все конфликты, которые возникали с предыдущим руководством, со Столярчуком и так далее, все они на уровне решения каких-то вопросов по «экономическим делам» — Клименко, Сухолучье, Межигорье и так далее. Конечно, вслух этого никто не говорит. Но это только мое предположение», — подчеркнул он. Горбатюк сомневается, что при новом штатном расписании ему хватит следователей хотя бы на полноценное завершение расследования дел Майдана.
Как известно, «дело Януковича» состоит из многих эпизодов, в частности, узурпация власти, развал экономики, ослабление обороноспособности страны и информационной безопасности, завладение госимуществом (резиденцией Межигорье) и т.д. Идею свести все уголовные производства воедино принадлежала адвокатам «Небесной сотни». В декабре 2014 г. в структуре ГПУ было создано Управление спецрасследований, затем переименованное в департамент, который возглавил Сергей Горбатюк. Поэтому неудивительно, что решение Юрия Луценко было воспринято не слишком радостно.
В частности, адвокат Евгения Закревская убеждена, что в случае объединения этих дел в одно следствию, фактически, останется 2-4 месяца для передачи дела в суд, то есть «дело Януковича», в котором 5 тыс. томов, должно быть завершено в кратчайший срок, что, в принципе, нереально. «Дела, которые объединят, находятся на разных этапах досудебного следствия, но в случае объединения годичный срок досудебного расследования, установленный УПК, будет исчисляться от того дела, которое начало расследоваться первым, поэтому сроки будут очень сжатыми, и в суд будут переданы фактически нерасследованные дела», — пояснила она.
Кроме того, адвокат отметила риск скорого правосудия. Речь идет об условных приговорах тем фигурантам, которые, по словам главного военного прокурора Анатолия Матиоса, способствовали следствию. Закревская убеждена, что в результате никто не получит реальных наказаний: те, кто сотрудничал со следствием по версии прокуратуры, получат условные приговоры, а их руководство — заочное осуждение, то есть фактически только «пустой приговор» без наказания.
Потерпевший по делу Майдана — сын погибшего Героя «Небесной Сотни» Сергея Бондарчука Владимир Бондарчук также считает, что объединение «дела Януковича» и других бывших высокопоставленных чиновников может привести к получению «пустых» приговоров, которые не воспримет ни общество, ни мировое сообщество.
«Генпрокурор и президент должны осознавать риски и обращать внимание не только на то, чтобы раскрыть преступления в пределах своего срока пребывания в должностях, а думать об эффективном завершении расследований. Для нас совершенно не важно, при каком генпрокуроре или президенте дело будет передано в суд. Для нас основное — собрать все доказательства, и чтобы решение, которое вынесет суд, не подлежало сомнению ни в Украине, ни в мире», — добавил он.
По мнению руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) Назара Холодницкого, передача дел Майдана в другие руки затянет время. «Есть практика, и прокурорская, и следственная, что любые изменения следователей или прокуроров могут привести и приводят к затягиванию в расследовании, поскольку если придут новые прокуроры и следователи, то им надо время для вхождения в курс дела. Помню заявления, что там более 5 тыс. томов производств, если в день изучать по 10-15 томов, то представьте, сколько надо изучать», — сказал глава САП.
И.о генпрокурора Украины (февраль-июнь 2014 г.) Олег Махницкий также не выказывает особого оптимизма относительно решения о реорганизации. «Реорганизация уже ранее проводилась, однако ничего доброго от этого не было. Тут должна быть политическая воля, чтоб эти все дела имели свое логическое завершение, а также профессиональность самих следователей», — сказал он.
А также напомнил, что вопрос введения института заочного осуждения ставился еще при его руководстве. «Его очень медленно рассматривали, поздно приняли и теперь, как оказалось, приняли некачественно. Если есть какие-то ошибки, и преграды, то я считаю, что ВР должна это оперативно рассмотреть и дать «зеленый свет». Почему этот вопрос не выносится на сессии — думаю, тут есть субъективные факторы. Очевидно, есть заинтересованность в этом. Такое ощущение, что создается видимость актуализации этого вопроса, но вместе с этим ничего для этого не делается», — заключил Махницкий.
В то же время бывший генпрокурор Виталий Ярема заявил, что дело Януковича уже нужно было подать в суд и применить к нему процедуру заочного осуждения. «Деятельность Луценко основательная и позитивная. Я думаю, что Луценко прав, а Сергей Горбатюк последнее время немного заигрался в политику», — заключил он.
В свою очередь, народный депутат Сергей Лещенко говорит, что дела Януковича, которые расследует Департамент спецрасследований ГПУ, возглавляемый Сергеем Горбатюком, уже давно могли получить приговоры судов, если бы их не блокировали последние полтора года. «Горбатюк — это честный человек. Он пользуется стопроцентным доверием адвокатов семей погибших на Майдане. Евгения Закревская, адвокат, которая входит в группу представителей потерпевших, неоднократно заявляла о том, что Горбатюка путем слива уголовных дел пытаются выдавить из этого департамента, уголовные дела передать своим следователям, которые будут продавать направо и налево в обмен за соответствующее вознаграждение», — утверждает Лещенко.
Экс-заместитель генпрокурора Виталий Касько уверен, что смена следователей снизит эффективность расследования. «В Украине уже складывается плохая традиция, когда в очередную годовщину Майдана ГПУ вместо того, чтобы продемонстрировать результаты своей работы за год или направить в суд какие-то серьезные уголовные производства по Януковичу и его окружению или, по крайней мере, объяснить людям, почему до сих пор они не направлены, вместо этого создается очередной департамент. Как по мне, постоянные изменения следователей – это только негатив для расследования», — заявил он.
А также привел пример, когда Международная консультационная группа Совета Европы изучала то, как расследовали дела по Майдану, то постоянные изменения следователей были названы одной из причин, почему оно было неэффективным. «Создание дополнительных департаментов никогда не давало никаких результатов», — резюмировал Касько.
Тем временем адвокат Виктора Януковича Виталий Сердюк положительно отозвался о действиях Юрия Луценко по реорганизации расследования производства в отношении его клиента. «Защита благодарна генпрокурору за такие действия по реорганизации расследования. Сроки расследования всех дел относительно Виктора Януковича уже истекли… Мы надеемся, что после таких реорганизационных моментов внутри ГПУ, все дела относительно Виктора Януковича как можно скорее будут переданы в суды, и по ним состоится открытое судебное следствие, где каждая сторона и представители СМИ смогут оценить реальную доказательную базу и определиться, кто должен нести ответственность. Мы надеемся, что до годовщины Майдана они попадут в суды», — заявил Сердюк.
Между тем, информации относительно Дмитрия Басова, который возглавил новое Управление по расследованию преступлений, совершенных преступными организациями, имеется не очень много. До этого назначения он был замначальника Департамента спецрасследований ГПУ — начальником управления спецрасследований (назначен в июне 2016 г.). Басов входил в состав следственной группы по расследованию расстрелов на Майдане 2014 г., а в 2015 г. он также вошел в состав «межведомственной комиссии по вопросам установления факта участия лиц в Революции достоинства и получения ими повреждений здоровья».
В 2011 г. он под руководством Юрия Столярчука занимался делом Георгия Гонгадзе. Алексей Пукач, признанный виновным в убийстве журналиста, называл фамилию Басова среди тех сотрудников ГПУ, которые заставляли его «пойти на их условия». В январе 2011 г. он заявлял, что считает постановление о закрытии дела в части обвинения Пукача в заказном убийстве обоснованным. В этот же период Басов занимался делом экс-главы депутатской фракции «Блок Леонида Черновецкого» в Киевсовете Дениса Комарницкого, которого обвиняли в нападении на адвоката. Последний был приговорен к двум годам условно, тогда как прокуратура требовала наказания в виде лишения свободы на 6 лет с конфискацией имущества.