Политика

Коломойский лишился должности губернатора

Игорь Коломойский — больше не председатель Днепропетровской облгосадминистрации. Бизнесмен решил не доводить конфликт с правящей верхушкой и лично президентом Порошенко до точки «невозврата» и сам подал в отставку. Глава государства уже подписал соответствующий указ в ночь со вторника на среду.

Недавние события, достигшие апогея в начале этой недели, показали, что в отношениях украинского олигарха и правящей верхушки вызрел серьезный конфликт, способный накалить ситуацию внутри страны со всеми вытекающими политическими и экономическими последствиями. Добровольная отставка губернатора Днепропетровска снизила градус накала и продемонстрировала желание и готовность сторон договариваться.

Как известно, принятый на прошлой неделе скандальный законопроекта о внесении изменений в закон «Об акционерных обществах» снижает кворум для общих собраний акционерных обществ до 50% плюс 1 акция. Таким образом, политическое руководство страны всерьез решило ограничить интересы украинских олигархов в госструктурах или структурах, которые частично принадлежат государству.

Такие изменения, в первую очередь, пришлись не по вкусу украинскому олигарху, главе группы «Приват» Игорю Коломойскому, который до этого времени умудрялся защищать свои бизнес-интересы при каждой власти, несмотря на ее политический окрас. Противостояние сторон разгорелось вокруг «лакомого куска» – государственных компаний «Укртранснафта» и «Укрнафта», где государство в лице президента Петра Порошенко и его близкого окружения пытается поменять менеджмент этих компаний подконтрольных Игорю Коломойскому.

Напомним, компания «Укртранснафта» стабильно выступала надежным связующим звеном в цепочке поставок нефти на НПЗ группы «Приват». Тем самым ее руководитель Александр Лазорко, который 19 марта был отстранен от управления компанией, дал возможность Игорю Коломойскому создать вертикально интегрированную нефтяную компанию (ВИНК). Фактически ВИНК была реализована на базе «Укртранснафты» (100% государственная), «Укрнафты» (доля государства — 50% + 1 акция) и «Укртатнафты» (Кременчугский НПЗ, государству принадлежит меньше 43%).

В случае с «Укртранснафтой» бизнесмен уже признал свое поражение, согласившись с отставкой своего протеже. Более жесткое сопротивление господин Коломойский оказал в отношении второй компании. Имея 42% акций «Укрнафта», олигарх на протяжении более чем 10 лет блокировал созыв общих собраний и, как следствие, — не допускал смену руководства компании и выплату дивидендов.

На днях его люди забаррикадировали здание офиса «Укрнафты». На следующий день же вокруг здания был построен забор. Как позже объяснил сам олигарх, такие меры были приняты с целью защиты «от потенциального рейдерства». Он уточнил, что имеет ввиду нардепов Игоря Еремеева (депутатская группа «Воля народа»), Андрея Мирошника (Объединение «Самопомощь»), Алексея Савченко (партия «Блок Петра Порошенка»), а также замглаву НАК «Нефтегаза» Андрей Пасичника.

«У нас в нефтепромышленом бизнесе есть группа «Континиум», которой руководит, не побоюсь этого слова, организованная преступная группировка (ОПГ), во главе которой стоит депутат (Игорь) Еремеев и который стоит за всеми этими событиями. На АЗС «Укрнафты», «Укртатнафты», «Сентоза», «Авиас» цены на бензин — на 2-3 гривны дешевле. И это не дает Еремееву покоя», — заявил Игорь Коломойский в интервью ТСН.Тиждень.

По его словам, парламентарий «сговорился со всем рынком — они повышают-снижают цены по телефонным звонкам». «Господин Еремеев хочет зарабатывать много, и мы стоим ему поперек горла. Для того, чтобы разрушить нашу систему торговли, которая ему мешает, ему нужно нанести удар по перерабатывающему предприятию, по Кременчуге (Кременчугский НПЗ). Потому что у него своего завода нет», — резюмировал тогда еще глава Днепропетровской ОГА.

В условиях гибридной войны с Россией, экономических последствий, которые терпит наша страна, и резко сократившихся финансовых ресурсов, которые наполнили бы «бюджетную кормушку» стоило ожидать, что подобная борьба внутри страны, так или иначе, начнется. Сегодня пока рано говорить о том, что политическое руководство страны осознало необходимость деолигархизации украинской экономики и необходимость разделения бизнеса и политики после Евромайдана.

Есть мнение, что в данном случае противостояние — не более чем стремление олигархических кланов взять под контроль финансовые потоки. «Власть организовала давление на нефтяной бизнес днепропетровского губернатора. Коломойский превратил государственную компанию («Укрнафта» — «i»)  в свою частную лавку. Лазорко в «Укртранснафте» с 2009 г., его даже Арбузов не смог оттуда сдвинуть. И вот приходят люди, которые говорят: господа, прошу освободить помещение. Коломойский, считавший, что он по праву рулит деятельностью компаний через свой менеджмент, тоже вышел из берегов. В сухом остатке это борьба за финансовые потоки», — поясняет политолог Андрей Золотарев.

В то же время глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает позитивным тот факт, что в решение данного конфликта последнее слово осталось за государством. «В этой отставке президент Порошенко проявил силу и волю государства в борьбе с олигархической махновщиной, олигархической анархией, потому что риски были очень велики. Конфликт зашел далеко. Но надо отдать должное и Порошенко и Коломойскому, что была найдена компромиссная, достаточно корректная форма в виде добровольной отставки Коломойского. Стороны показали, что они не хотят усугубления конфликта. Это увольнение, но не против воли Коломойского», — сказал «i» эксперт.

По его словам, тот факт, что люди из команды олигарха в СМИ отреагировали на эту новость сдержанно и без агрессии, говорит о том, что есть компромиссные договоренности. Сама команда Коломойского поняла, что усугублять конфликт означает усиливать риски для самого бизнеса. Выиграть конфликт было невозможно, поэтому была избрана гибкая форма выхода из него.

Но это не означает, что не может быть его рецидивов. «К сожалению, это возможно. Может быть в локальных, мягких формах. Конечно, Коломойский не уйдет из экономики и политики. Он не будет губернатором, но в тех или иных формах он попытается сохранить влияние на Днепропетровский регион, да и в других регионах тоже. По крайней мере, на местном уровне они точно попытаются вернуться к власти в различных формах и через различные политические силы, — прогнозирует политолог. — По «Укрнафте» и «Укртранснафте» думаю, что тоже есть определенные компромиссы. Но принципиальное решение, что компании все-таки должны вернуться под контроль государства. Однако интересы бизнеса Коломойского в определенной форме будут учтены, чтоб не доводить дело до корпоративной войны».

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев обратил внимание на тот факт, что отставка прошла несколько неожиданно, и назначение главой Днепропетровской области Валентина Резниченко, который не успел и месяц пробыть губернатором Запорожской области, свидетельствует о том, что команда президента действовала «в жестком цейтноте при большом дефиците кадров и короткой кадровой скамейке».

«Президент продемонстрировал, что центральная власть намерена взять под серьезный контроль Днепропетровскую элиту и область в целом», — сказал эксперт. По его словам, сейчас основной задачей будет переориентация элит Днепропетровской области, ориентированной до этого жестко на Коломойского, на центральную власть, а главное — упорядочить ситуацию с добровольческими батальонами. В частности, с Правым сектором, основные силы которого базируются в Днепропетровской области, и которые несли потенциальную опасность для стабильности центральной власти и представляли фактически региональные силовые структуры.

В «Народном фронте» уход господина Коломойского с занимаемого им поста называют стратегическим маневром. «Коломойский в который раз доказал, что он — масштабный игрок и прекрасный стратег Почувствовав, что общественное мнение склоняется не в его сторону и что конфликт может перейти в фазу критической эскалации он подал в отставку. Не стал обрушивать «Приватбанк», не стал разыгрывать сценарий дестабилизации региона, как того многие боялись, а отступил», — пишет народный депутат Сергей Высоцкий в своем Facebook.

По его мнению, такое «стратегическое отступление, выравнивание линии фронта и укрепление тылов, в конечном счете, приводят к контратаке», которая непременно последует. «Добровольная отставка снимает персональный конфликт между ним и президентом, при этом критически не уменьшая влияния самого Игоря Валерьевича. С зданием облгосудадминистрации или без Коломойский остается Коломойским. То-есть, человеком которого не смог раздавить даже семейный бульдозер Януковича», — резюмировал он.

Бывший нардеп от фракции Партии регионов Тарас Чорновил считает, что Игорю Коломойскому удастся отстоять собственные бизнес-интересы, однако их немного ограничат. «Киев разрешит Коломойскому обслуживать без тендеров выгоднейшие нефтяные контракты, но лишь по реальным ценам. Это значит, что олигарх не сможет больше снимать сливки, которые снимал раньше», — сказал он. «Коломойский получит преференции минимального объема во время приватизации государственных крупных объектов, которая, судя по ряду признаков, начнется скоро в Украине», — резюмировал он.

В отстаивании своих интересов с властью Игорь Коломойский, всегда может воспользоваться своим главным козырем — «Приватбанком». Напомним, в 2013 г., когда близкое окружение экс-президента Виктора Януковича предприняло попытку отобрать у него часть бизнеса, чтобы воспрепятствовать этому, бизнесмен вывез топ-менеджеров банка в Лондон, пригрозив, что все дальнейшие подобные действия приведут к тому, что он попросту обвалит гривну.

Напомним, на начало 2015 г. активы банка составляли 204,6 млрд. грн., в нем находится 26% вкладов от физических лиц и 15% активов. То есть, банк является крупнейшим банком страны, и проблемы с ним в нем могут обрушить всю банковскую систему Украины. В случае краха Приватбанка Фонд гарантирования вкладов, даже совместно с правительством, не сможет компенсировать 108 млрд. грн. вкладов физлиц (гарантирована не вся сумма но ее существенная часть).

Ксенiя Лазоренко