Политика

Украина против России в Гаагском суде: первые шаги

На слушаниях в Международном суде ООН в Гааге Киев обвинил Москву в поддержке терроризма и поставках оружия на украинскую территорию, а также дискриминации крымских татар и украинцев на территории Крыма. В Кремле действия Киева расценили как стремление не урегулировать существующие разногласия, а лишь повод для обращения в международные судебные инстанции.

Международный суд ООН в Гааге завершил четырехдневные слушания в рамках иска, поданного Украиной против России. Принципиальным на этом этапе судебного разбирательства для украинской дипломатии было добиться промежуточного решения суда относительно введения перечня временных мер, которые должны помочь защитить граждан на востоке Украины и в Крыму от российской агрессии. Ожидается, что свой вердикт в этом вопросе суд должен огласить до конца апреля. Сам же процесс может занять годы.

Украинские претензии

16 января МИД Украины подало иск касательно нарушения Россией Конвенции ООН по противодействию финансированию терроризма и Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в Международный суд ООН в Гааге.

В своем иске Украина утверждает, что российская сторона предоставляет оружие и другие виды помощи незаконным вооруженным формированиям, которые совершили ряд актов терроризма на территории нашей страны. К наиболее трагическим примерам терроризма Киев относит уничтожение самолета «Малайзийских авиалиний» рейса MH17, обстрелы жилых районов Мариуполя и Краматорска, уничтожение гражданского пассажирского автобуса неподалеку от Волновахи и смертоносный взрыв во время мирного собрания в Харькове.

Кроме того, Украина утверждает, что, начиная с незаконного «референдума» на территории оккупированного Крымского полуострова, российская власть проводит политику культурного уничтожения украинской и крымско-татарской общин. Это, в частности, проявилась в запрете деятельности Меджлиса крымскотатарского народа, волнах исчезновений, убийств, самовольных обысков, задержаний, попыток прекратить вещание СМИ, а также в ограничении преподавания украинского и крымскотатарского языков.

Для чего нужны временные меры?

Первый день слушаний украинских представителей был посвящен не сути дела, а необходимости введении предупредительных мер по отношению к России на время проведения судебного разбирательства. Данное решение, как пояснили в МИД, необходимо в контексте обострения ситуации в Авдеевке (Донецкая область) и репрессий в Крыму.

Временные меры применяются в случаях, когда события скоротечны и ситуация не изменяется очень быстро, как это было представлено в иске Экваториальная Гвинея против Франции. Также они применяются в том случае, когда нарушения произошли недавно и есть необходимость предотвратить их повторения. Иными словами, такие меры вводятся с целью «заморозить» развитие конфликтной ситуации, предотвратить ее ухудшение до того, как суд не вынесет окончательное решение.

Среди предлагаемых временных мер значатся «введение Россией должного контроля за своей границей», «прекращение перевода с территории РФ денежных средств, перехода военнослужащих из России, поставок оружия, транспортных средств, оборудования группировкам, вовлеченным в акты терроризма против мирного населения Украины». Кроме того, Киев предлагает побудить Москву «воздержаться от каких-либо форм расовой дискриминации против населения и институтов, находящихся под российским контролем, в том числе на Крымском полуострове».

«Украина стоит в этом суде, чтобы защитить основные права своих граждан. С учетом нарушения Россией прав человека и международного права, я прошу суд обозначить предупредительные меры, чтобы защитить эти права, которые нарушаются», — обратилась к суду замминистра иностранных дел Елена Зеркаль. По ее словам, тысячи украинцев «страдают от смертельных атак», а миллионы остаются «под неминуемой угрозой». «Их мирная повседневная жизнь была разрушена, а их основные права вопиюще нарушаются одним из постоянных членов Совбеза ООН — РФ», — заявила дипломат.

Зеркаль также подчеркнула, что «тактика РФ включает поддержку терроризма и действия расовой дискриминации, пропаганду, запугивания, политическую коррупцию и кибератаки». «Это реальность, перед которой мы стоим в Украине. РФ продолжает это делать уже три года. Все это время она продолжает отрицать многофазовую агрессию против Украины. Сегодня я стою перед судом и прошу о защите основных прав украинских людей, мы ищем справедливости и ответственности перед международным правом», — заявила подчеркнула она.

«В 2016 г. около 19 тыс. жителей Крыма стали внутренне перемещенными лицами на территорию Украины, начиная с 2014 г. Из этого следует, что деятельность российских органов власти содействует ослаблению или ликвидации отдельной культурной идентичности крымскотатарской и украинской общин… Применение превентивных мер будет пропорциональным и адекватным ответом на угрозы ослабления культурной идентичности двух национальных общин в Крыму», — полагают юристы компании Covington & Burling LLP Марни Чик и Джонатан Гимблет, которые также представляют интересы Украины в суде.

Российские контрагрументы

По словам директора департамента МИД РФ по вопросам новых вызовов и угроз Ильи Рогачева, «Украина вводит суд в заблуждение по вопросу истинных причин происходящих трагических событий». Он пояснил, что «ни один государственный институт или организация не квалифицируют текущую ситуацию на востоке Украины, продолжающиеся боевые действия сквозь призму терроризма».

«Неудивительно, что Киев не смог снабдить свои утверждения документами от какой-либо международной организации или государства, которые бы характеризовали действия ДНР и ЛНР как террористические акты», — сказал представитель МИД. Таким образом, по мнению российского дипломата, «Украина в настоящее время использует слово «терроризм» в качестве предлога для данного процесса».

Более того, официальные власти Украины, по словам российского представителя, «экономически даже больше, чем политически взаимодействует с теми, на кого они повесили ярлык террористов». «Украина до самого последнего времени продолжала торговлю и снабжение значительными финансовыми ресурсами организации, которыми управляют фактические власти в Донбассе. Следуя их логике, можно ли саму Украину рассматривать в качестве спонсора терроризма?» — адресовал вопрос суду Рогачев.

Что касается обвинений со стороны Киева в поставках Россией оружия в Донбасс, он рассказал, что «первичным источником оружия военнослужащим ДНР и ЛНР являются складские запасы, которые достались Украине в наследство в 1991 г. от советской армии». «Большая часть этих складов были размещены в старых шахтах Донбасса и позже были взяты ополченцами. Другим ресурсом оружия стала сама украинская армия», — сообщил Рогачев. В то же время он не смог ответить, откуда у них новейшее российское оружие.

Глава правового департамента МИД РФ Роман Колодкин, комментируя требования Киева учредить временные меры, отметил, что в Москве «не видят ни юридической, ни фактической базы для их введения». «Украина ничего не сказала про минские соглашения. Россия поддерживает минские договоренности, и если Киев действительно ищет мир, то он должен работать над их полным выполнением», — подчеркнул он.

Мнения экспертов

Исполнительный директор Центра прикладных политических исследований «Пента», политолог Александр Леонов считает, что РФ не станет ничего признавать и будет отпираться от всех доказательств. «Украинская сторона приняла правильное решение, когда не побежала сразу во все инстанции с томами исков по примеру Грузии. Грузия практически сразу после агрессии начала подавать кучу исков в суды и с треском, катастрофически их проиграла по всем параметрам», — отметил эксперт.

Очень важно, добавил он, что Украина не пытается все решить быстрее, а действует последовательно, чтобы не повторить ошибок Грузии и выиграть такие процессы. «За три года произошел слом на Западе по отношению к РФ и войне на Донбассе. Показания есть не только по линии Украина-РФ, но и от третьих сторон — Bellingcat, решения ПАСЕ, резолюции ООН об оккупации Крыма. Все это играет в нашу пользу в судебном процессе», — считает политолог.

По его мнению, если суд ООН сейчас признает поставки оружия на Донбасс со стороны РФ или будет хотя бы сделан шаг к этому, что фактически станет признанием спонсирования терроризма, РФ просто придется ограничить поставки на Донбасс, чтобы, «не поймали за руку». «Чем больше на международном уровне фигурирует «российская агрессия», тем ближе возможность перевести разговор на другой уровень, в юридическую плоскость. Следующим шагом могут быть иски о выплатах Украине», — резюмировал Леонов.

В свою очередь, нардеп Игорь Мосийчук считает, что позиция украинской стороны в Международном суде ООН очень слабая. «Я не сомневаюсь, что будут предоставлены доказательства присутствия российских войск на оккупированной части Донбасса. Но Украина не называет территории оккупированными, Украина настаивает на том, что просто РФ поставляет вооружение каким-то террористическим организациям. У меня вопрос: а Украина признала «ЛНР» и «ДНР» террористическими организациями? Нет, согласно действующего законодательства. Таких вопросов очень много. Украина на самом деле обосновывает исключительно поставки оружия…», — отметил он.

По словам политолога, директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, положительный для Украины вердикт пока представляется маловероятным. «Тактическая цель — привлечение информационного и политического внимания к проблематике, актуализация вопроса Украины на уровне ООН. Это главная цель. Добиться осуждения России и тем более добиться исполнения этого приговора (если таковой будет вынесен — «i».) — это очень сложно, если вообще вероятно. На данный момент это, скорее, маловероятно», — сказал эксперт.

«Это в какой-то мере станет оправданием для власти перед «правыми» в отношении того, что власть ничего не делает для возвращения Крыма и Донбасса», — отметил Бортник. Он добавил, что процесс займет значительное время и в любом случае, заканчивать его и разбираться со связанными с этими проблемами будет уже другая власть.

По мнению чрезвычайного и полномочного посла Владимира Василенко, принудить РФ к выполнению судебное решения можно только санкциями. «Сегодня санкции против России осуществляются на основании того, что Россия совершила агрессию против Украины и не хочет отказаться от своего преступного поведения. Потому что акт агрессии против Украины — это нарушение вообще международного правопорядка. Именно поэтому западные институты применили против России санкции», — сказал он.

В то же время, дипломат высказал большое сомнение в том, что санкции за невыполнение решений Международного суда ООН будут применены против России. «Хотя не исключаю этого. Здесь все будет зависеть от позиции западных государств и от усилий украинской дипломатии. В уставе Международного суда ООН есть положения, согласно которым в случае неисполнения решений суд может обратиться в Совбез ООН с требованием обеспечить выполнение санкций», — резюмировал он.

По словам первого замминистра юстиции Натальи Севостьяновой, в случае победы в Международном суде ООН, Украина сможет требовать от РФ компенсацию. Она также пояснила, что хотя Россия и является членом Совбеза ООН, когда будут рассматриваться вопросы выполнения решений, в которых Россия является стороной, она не будет иметь права голоса для того, чтобы запретить инструмент, который может применить Совбез. «Когда мы получим конечный иск и признаем Россию виновной по отдельным пунктам конвенции и о финансировании терроризма, и о запрете дискриминации, всегда, и по решению ЕСПЧ, у нас останется возможность требовать компенсацию, а затем инструменты ареста имущества РФ за рубежом, чтобы эти решения выполнить», — резюмировала Севостьянова.

По словам политического эксперта и экономиста Тараса Загороднего, подобные суды часто принимают компромиссные решения. У нас уже есть прецедент, когда мы судились с Румынией за остров Змеиный. Суд признал его островом, но шельф отдали Румынии, которая добывает там нефть и газ. Так что решение может быть очень компромиссное, тем более, когда в этом заинтересовано ядерное государство, которое является членом Совбеза ООН и имеет право вето. Поэтому не исключены многие неожиданности, включая, что Россия может не признать юрисдикцию Гаагского трибунала.

«Хотел бы отметить признание, сделанное во время предыдущих слушаний. Российская сторона признала, что «Бук», который сбил Боинг, был завезен с территории России. Оружие такого характера могло передвигаться через границу только по приказу высоких чиновников. К сожалению, мало кто говорит, что это российское оружие, а это уже реальные террористические атаки и люди, погибшие через российскую агрессию. Только тоталитарные режимы решают сами как им поступать, а демократы вынуждены поступать так, как думает избиратель. Поэтому западный мир должен прийти к мнению, что это террористическая атака и давить на своих политиков», — резюмировал эксперт.

Между тем, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия признает решение Международного суда ООН в Гааге, каким бы оно ни было. «Российская сторона является участником этого разбирательства. То есть, если бы Россия не признавала решение суда, соответственно, она не являлась бы участником этого разбирательства», — сказал он.

Ксенiя Лазоренко