На улице Грушевского, где находится Кабинет министров и Верховная Рада, вчера произошли столкновения между радикально настроенными молодыми людьми и милицией.
Они начались через некоторое время после того, как на многочисленном вече Арсений Яценюк в ответ на требования назвать лидера заявил: «Лидером является украинский народ». В толпе откровенно смеялись.
Соратник Юлии Тимошенко Александр Турчинов озвучил план действий по созданию альтернативных органов власти — в частности, Народную Раду, создание местных органов власти, милиции. Но это не вдохновило Майдан. Представитель Автомайдана Дмитрий Булатов, выступая со сцены, поставил ультиматум: через полчаса объявить лидера. Однако, ультиматум выполнен не был.
После начала силовых действий Виктор Янукович предложил переговоры, о чем с трибуны Майдана сказал Арсений Яценюк. В то же время стало известно, что он отдал приказ выезжать на Киев внутренним войскам Ивано-Франковска и Львова. Но они были заблокированы местными жителями. Одни оценили это как готовность идти на уступки. Как очередное замыливание глаз, после которого он даст приказ разогнать майдан.
Я появился на Грушевского, когда там пытались передать слово Виталию Кличко. Его охрана требовала коридор и вела его к автобусу, где находился мощный громкоговоритель. «Он уже выступал. Призвал прекратить насилие и с обещал договориться с милицией, — сказала мне женщина в толпе. — Ему прыснули в глаза слезоточивым газом и не дали выступать».
Поперек улицы и рядом с воротами стадиона «Динамо» стояли пустые милицейские автобусы. Один из них был с разбитыми окнами. В другом молодые люди начали разбивать окна. Ряды бойцов внутренних войск расположились за автобусами и за воротами стадиона «Динамо».
Кличко добрался до громкоговорителя и снова призвал к миру. Как только он произнес слово «провокаторы» о тех, кто провоцирует насилие, толпа тут же засвистела.
Возле автобусов немало людей в накидках воинов-афганцев. Их можно отличить по надписям «Ветераны с народом». «Мы хотели остановить, но у нас ничего не получилось. Улица чересчур широка и нас мало».
Ближе к Европейской площади стояли машины. Выглядело так, что они заблокировали улицу. «Мы Автомайдан, — рассказывает девушка за рулем. — Мы блокируем, чтобы они водометы не вывезли.». Она рассказал, что автомайдановцы хотели проехаться по улице Грушевского к Верховной Раде, но их не пропустили. Потом появились парни в масках и стали бросать камнями в милицию.
— У вас машина недешевая. Вы не боитесь, что ее повредят.
— Янукович надоел. Готова машиной пожертвовать, чтобы его снести.
Возле ворот стадиона «Динамо» атакующие пытаются открыть багажник стоящей там «Лады».
— Зачем вам? — задаю вопрос.
— Нам бензин нужен для коктейля Молотова.
Не сумев открыть багажник, он отошел в сторону. Позже я видел эту машину перевернутой. Видимо, оттуда все-таки удалось извлечь бензин. Позже автобус у ворот на «Динамо» загорелся.
Под воротами «Динамо» собрана куча брусчатки. Атакующие выстроились в цепочку и передают камни для кучи. Там несколько человек разбивают их на боле мелкие куски. Желающие подходят, берут камни и бегут бросать в сторону милиции. В разных местах молодые люди молотками или железными прутьями делают ту же работу.
Атаки проходят под удары барабана, в который превратили опрокинутую бочку. В нее молотят трое парней.
— Хлопцы, а что дальше? Вы собираетесь штурмовать милицию?
— Янукович всех достал. Пусть получает.
— Какая цель? Что дальше?
— Пусть знает.
— Вы из какой организации?
— «Тризуб» имени Степана Бандеры.
Это одна из организаций, составляющая так называемый «Правый сектор».
Атакующих приблизительно человек 250-300. Они почти все в масках. На возвышенности к парламентской библиотеке стоят до тысячи человек. Они активно поддерживают кричалки «Банду геть!» или «Разом і до кінця». Но активного участия в нападении на милицию не принимают.
В ответ на камни милиция выбрасывает в сторону атакующих свето-шумовые гранаты и дымовые шашки. Наглотавшиеся дыма подходят к медикам в накидках с красными крестами. Они прыскают в глаза какую-то жидкость для очищения. Ходят люди, которые предлагают нарезанные лимоны, сок которых ослабляет влияние слезоточивого газа на лицо.
Ближе к магазину «Наукова думка» несколько человек приводят молоденького милиционера с тремя лычками на погонах. Его выхватили из шеренги. У него растерянный взгляд. Его пытаются ударить с криком «Ах ты, сука!». Но руки другого тут де оттягивают милиционера с сторону. «Это же не «Беркут». Просто малолетка из внутренних войск», — объясняет защитник милиционера.
В «Суши-баре», окна которого выходят ни место событий, полно народу. Просто зрители, которые наблюдают через окно. И участники иногда приходят сюда промыть глаза. Мужчина лет пятидесяти в камуфляже говорит, что он тоже участник событий.
— Но там камни бросают молодые. А вы уже умудренный опытом.
— А мы не граждане? Если молчать, то с такими законами, которые Янукович принимает нас всех скоро пересажают. Их поддержат. У народа знаете сколько оружия на руках.
— Так ведь кровь прольется.
— А что делать?
Он уходит из бара.
Атакующие, присев и прикрываясь щитами, медленно приближаются к автобусу. У них в руках канаты. Они цепляют ими автобус и пытаются его свалить. Он шатается, но не поддается.
— Нужно сделать проход к «Беркуту», чтобы можно было его атаковать, — объясняет из-под противогаза атакующий.
— А дальше что?
— Будет видно.
На Парковой аллее появляются две машины скорой помощи. К ним ведут беркутовцев. Похоже, ведут бойцы самообороны Майдана. Атакующие пытаются их бить. Но милиционеров по очереди проводят в машины и создают для них коридор. Многие атакующие недовлольны: «Почему нельзя дать им п…ды? Они нас на Майдане избивали».
Комендант Андрей Парубий, присев с командирами самообороны Майдана, проводит совещание. Присели они потому, то слезоточивый газ поднимается вверх и меньше влияет на сидящих людей.
Парубий с командирами решают, что делать. Они говорят о том, что Майдан сейчас оголен и нападение «Беркута» может его уничтожить. Они решают отводить свои сотни на Майдан. Из их слов непонятно принимала ли участие самооборона в столкновениях на Грушевского.
Они ушли. Автомайдановцы тоже увели свои машины. Но атаки не прекращаются. Проходит шеренга атакующих. «Осторожно бимба!» – кричит один из них. У некоторых из них в руках пакеты из-под мусора, которые наполнены некой темной субстанцией.
— Что это?
— Говно, — отвечает парень с улыбочкой.
Борьба явно переходит на новый уровень.
Самооборона Майдана обеспечила для Кличко коридор.
Призыв Виталия Кличко отказаться от насилия встретили свистом.
Разборки с милицейским автобусом.
Пытались разобраться с «выдернутым» из рядов милиционером, но его защитили.
Все в дыму.
Сейчас этот камень полетит в милицию.
Послание для милиции.
Автобус еще не горит.
Пылает как свечка.
Милиция прячется от камней.
Готовят «снаряды».
Склад «снарядов».
Борьба с последствиями слезоточивого газа
«Болельщики» поддерживают, но не участвуют
Парубий проводит совещание «навприсядки».
К бою готовы.
Все, что осталось от автобуса.
Против свето-шумовых гранат.
Он ранен в бою.