После увольнения Сергей Тарута с должности главы Донецкой областной администрации в СМИ начали муссироваться различные версии о том, почему это произошло. Многие из них, особенно доносящиеся из Днепропетровской области, содержали различного рода необоснованную критику действий (или бездействия) губернатора. Попробуем разобраться, что было на самом деле.
Звучала версия, что Сергей Тарута лишился своей должности из-за того, что критиковал мирный план президента Петра Порошенко. Оппоненты заявляют, что никакой такой критики не было, и вообще сложно представить более лояльного центральной власти губернатора, чем донецкий. Это не так. Тарута неоднократно заявлял, что необходимо вводить военное положение и подчинять все процессы в стране ведению войны. Критиковал он и перемирье. Также он был против проведения досрочных парламентских выборов, считая их лишней роскошью, а текущий состав Верховной Рады, при всей критике — достаточным для проведения различных реформ.
Кроме того, донецкого губернатора критикуют за неэффективность оборонной политики, намекая, что его методы укрепления границы не сработали. На самом деле, сооружение 108-километрового рва вдоль всей границы Донецкой области от Новоазовска до Амвросиевки спасло Донбасс от бесконтрольного перемещения вражеских сил. Другое дело, что в условиях фактической аннексии Луганщины эта мера себя до конца не оправдала. Хотя два российских БТРа из рва потом все же достали.
На самом деле Таруту уволили за своенравие. Он был назначен в качестве антикризисного менеджера 2 марта и.о. президента Александром Турчиновым. Основным мотивом было быстро провести непопулярные реформы на Донбассе и передать власть новой команде управленцев. Но судьба распорядилась иначе, и Тарута более полугода руководил областью в самый драматичный момент ее истории. Это он, с его навыком договариваться, решать проблемы и находить общий язык с кем угодно, до последнего боролся за сохранение жизни на Донбассе.
Сергея Таруту часто сравнивают с Игорем Коломойским. Но сравнивать эти две личности, как и две области, не совсем корректно. Действительно, в Днепропетровской области ситуация куда спокойнее. Однако не стоит забывать, что эта область, в отличие от Донецкой, не граничит с Российской Федерацией. Там в свое время не было такой поддержки Виктора Януковича (62,7% против 90,44% в 2010 г.) и Партии регионов (35,79% против 65,09% в 2012 г.). Уже в этом году, после Майдана, там не было такой поддержки сепаратизма. И поэтому от кого реально Коломойский собрался защищаться — большой вопрос сегодня.
Между тем, Тарута и его команда делали все, чтобы платились пенсии и зарплаты, и они платились везде. На 91% выполнили бюджетное задание и умудрялись все это время собирать налоги. Вывезли и эвакуировали всех незащищенных — сирот, инвалидов. Не дожидаясь помощи от государства, привлекали иностранную помощь через ООН и крупные благотворительные фонды к решению проблем беженцев. Не дожидаясь государства, создали Агентство восстановления и развития Донбасса.
При этом донецкий губернатор делал все это, не пиарясь. Его замы больше работали, а не строчили доносы на соседей в Фейсбуке. Его мало видели по телевизору, ему некогда было давать интервью. Критикуя действия донецкой команды, днепропетровцы скорее утверждаются за чужой счет, подчеркивая проблемы в чужом регионе, но не особо акцентируя на ситуации у себя в области.
Есть такой прием в пиаре — «отстройка от аналога». Если бы донецкие ему следовали, они ругали бы луганского губернатора Ирину Веригину за ситуацию в ее регионе, потому что объем разрушений на Луганщине — колоссальный. Но этого не было, потому что Тарута соблюдает элементарные нормы приличия и морали. Да и новый генерал-губернатор Кихтенко его ни разу не раскритиковал, и даже собирается оставить как минимум некоторых его замов.
В конце сентября, еще до отставки, Сергей Тарута был зарегистрирован в округе №58 Донецкой области в качестве кандидата в народные депутаты. Критики утверждают, что по закону, чиновник обязан уйти в отставку на время выборов. Дескать, в правительстве или в мэрии Киева эту норму игнорируют, но это не причина следовать их примеру и президенту. По этой причине Тарута якобы и был отстранен от руководства областью. По другой версии, чашу терпения администрации президента переполнил тот факт, что Тарута написал письмо Путину, в котором призвал русского президента набраться смелости, признать свое присутствие и убрать свои войска с украинской территории.
Однако закон о выборах народных депутатов ничего не говорит о статусе чиновника применительно к кандидату. Запрещается только вести открытую агитацию, используя свое служебное положение. Да и в США действующий президент никуда не уходит со своего поста на время выборов. Совмещать работу в исполнительной и законодательной власти (т.е. уже после избрания) нельзя, просто быть кандидатом — можно. И мотив Таруты был, видимо, в том, чтобы работать до последнего над спасением Донбасса и противопоставить эту работу теперь уже очевидно грязной избирательной кампании.
Но случилось то, что случилось. И теперь Таруту-губернатора лучше других оценят избиратели 58-го округа Мариуполя. И, возможно, переговорщик и талантливый управленец Тарута будет востребован в Киеве для более амбициозного проекта восстановления Донбасса. Вряд ли есть другой эксперт, настолько досконально знающий эту область и настолько желающий вытащить ее с пропасти, вопреки всему. И нечто подобное уже получалось у него в 1995 г., когда порочный круг неплатежеспособных и разрушающихся донбасских предприятий был превращен им в Индустриальный союз Донбасса. На 20 лет страна получила передышку.
А знающие Таруту люди говорят, что делать невозможное — это в его характере.
Автор: Наталья Лоза