Власть всерьёз намерена реализовать в Украине положения Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ). И это в нашем обществе, где взаимная ненависть самых разных групп людей накалена до предела — аж из реактивных систем залпового огня пострелять хочется. В условиях, когда противоборствующие общественные группы друг друга чуть ли за людей не считают, разговор о правах человека — как мёртвому припарка. Тушить пожар ненависти в сердцах людей, из-за которого разваливается страна, — вот задача для ответственной власти.
В Украине стартовала деятельность рабочей группы по наработке плана действий для реализации Национальной стратегии в сфере прав человека. Напомним, что эта стратегия была утверждена указом президента Петра Порошенко №501/2015 от 25 августа. Рабочую группу возглавляют первый замминистр юстиции Наталья Севастьянова и замминистра иностранных дел Сергей Кислица, а первые заседания её подгрупп состоятся уже сегодня.
Как сообщила «i» госпожа Севастьянова, президент установил жёсткий срок — до 10 декабря упомянутый выше план действий должен быть разработан и утверждён Кабмином. Для соблюдения этого срока рабочая группа должна уже к 28 октября разработать проект этого плана и передать его на рассмотрение правительству. Главная цель — Национальная стратегия в сфере прав человека должна быть реализована в течение ближайших 5 лет, до 2020 г.
О том, что в рамках рабочей группы будут не просто разговоры, а нечто более серьёзное, свидетельствует сразу несколько факторов. Во-первых, особое и недвусмысленное внимание к её работе демонстрирует министр юстиции Павел Петренко, что он отметил в своём выступлении, приуроченном началу деятельности рабочей группы.
Во-вторых, с не меньшим вниманием ко всем этим процессам относятся и на Западе — это уже отметили в своих выступлениях помощник генерального секретаря ООН в сфере прав человека Иван Шимонович и директор по правам человека в генеральном директорате Совета Европы по правам человека и верховенства права Кристос Джакомопулос.
В-третьих, к работе над планом действий привлечено более 250 общественных и прочих организаций, задействованных в сфере утверждения и защиты прав человека.
Правда, крайне туманным остаётся вопрос с финансированием плана действий — неясно, сколько правительство планирует заложить средств на эти цели в госбюджете на 2016 г., а уж тем более в последующие годы. Правда, количество общественных организаций, задействованных в рабочей группе, позволяет сделать предположение, что на реализацию данного плана действий особенно охотно будут давать деньги западные демократии — в виде грантов и других форм финансовых вливаний.
Последнее совершенно понятно и логично, поскольку ВДПЧ для Запада — это вторая Библия. Там к утверждению, соблюдению и защите прав человека относятся на полном серьёзе, и это является полноценной основой для построения любых правоотношений в западных странах. Того же на Западе ожидают и от нас — тамошние лидеры вот уже долгие годы то кнутом, то пряником пытаются заставить разные украинские власти испытывать глубокий пиетет перед правами человека.
Однако особых успехов западные демократии до сих пор не добились. В высших эшелонах украинской политики права человека — это по-прежнему первоклассная тема для ни к чему не обязывающей публичной риторики. В остальном сложно вспомнить, когда права человека превалировали над личными выгодами людей в украинских властных кругах.
Да и для подавляющего большинства простых граждан тема прав человека остаётся совершенно непонятной. Если угодно — сердца украинцев никак не отзываются, когда они слышат о правах человека, поскольку эти самые права для нашего общества не являются естественной ценностью. Да и никогда и не будут ей являться — просто у нас другой менталитет и другое мироощущения.
Когда мы кого-то ненавидим, нам плевать на его права — это хорошо иллюстрируют ключевые события в истории Украины последних лет. На Западе другое отношение — в западных обществах тоже может царить ненависть разных групп людей друг другу. Но при этом большинство членов этих обществ всё равно будет рьяно соблюдать и защищать установленные международным документом права человека. У них тоже другой менталитет и другое мироощущение.
Именно поэтому отечественные чиновники, пытающиеся внедрять в Украине серьёзное отношение к правам человека, выглядят, как правило, пришельцами из другой реальности. В том смысле, что вся Украина живёт в одной реальности, а разговоры и инициативы по поводу прав человека — в другой. И эти реальности никак не пересекаются. Да и вряд ли когда-либо пересекутся.
Как следствие, совершенно непонятно, каким образом идеи о правах человека, реализуемые по образцу западных демократий, могут помочь разрешить острейшие современные проблемы украинского общества. Речь идет, в том числе, и о масштабных вооружённых конфликтах, вследствие которых Украина теряет части своих территорий.
Когда мы считаем себя правыми, всё остальное уже не имеет значения. Когда мы считаем себя правыми в своей ненависти, идёт предельное обострение конфликтов и распад общества. Да, для Украины жизненно важно нащупать ценностную опору, способную погасить ненависть в сердцах украинцев. Но это должна быть ценностная опора, подходящая именно для нашего мироощущения, а не мало кого интересующие в нашей стране права человека.