Политика

Украина – заповедник вечнозеленых (анти)коррупционеров. Даже страшнейшая война не в силах это изменить

Украина была и остается этаким «заповедником» не только для коррупции, но и для пламенной борьбы с коррупцией как особого вида деятельности, надо полагать, достаточно выгодного, поскольку на этом поприще подвизается огромное число разного рода «активистов». Даже страшнейшая со времен Второй мировой война не снизила уровень коррупции, а, наоборот, породила масштабное воровство и взяточничество на войне и на армии, что в нынешнее время можно расценивать не иначе как мародерство.

Появившиеся недавно новые данные о коррупции на поставках продовольствия в армию особого резонанса не вызвали, поскольку были отодвинуты в тень мощными информационными поводами международного характера, которые опосредованно или прямо касались Украины и войны, которую Путин развязал в нашей стране.

Поэтому следует продолжить тему, начатую в публикации «Борьба с коррупцией или показуха для западных ревизоров?». Тем более что новый коррупционный скандал фактически является продолжением предыдущего.

К тому же, как и в предыдущий раз, факты коррупции инициировала структура, относительно которой есть основания полагать, что она поддерживается зарубежными союзниками Украины.

Не закрываемы рты в стране буйного общественного активизма!..

И здесь опять следует сказать несколько слов о так называемой информполитике и попытках власти «закрыть рот» всем несогласным, о чем речь шла в указанный выше публикации «Борьба с коррупцией или показуха для западных ревизоров?», а также в публикации, посвященной некоторым крайне неприглядным аспектам информполитики власти в нынешнее тяжелое время «Государственная информполитика на уровне блогеров с пониженной социальной ответственностью?».

В очередной раз приходится напоминать, что Украина – не Россия, не Беларусь, не Китай, не Северная Корея, не Иран и далее по списку. В Украина закрыть рты несогласным не выйдет даже у сильной власти. Ведь предупреждали же еще с самого начала войны, что закрыть рот и объявить «агентами Путина» всех несогласных, в том числе с мародерством во время войны, не получится. Вот оно и не получилось…

Тем более что, напомним, в Украине существует значительная прослойка грантополучателей, которые финансируются и патронируются Западом. Это особенно важно сейчас, когда Украина критически зависит от помощи западных союзников, без которой наша разворованная за 30 лет страна и армия просто не смогли бы выстоять этот год войны, конца которой пока не видно. В наличии огромного количества публики, которая живет за счет иностранных денег, то есть заведомо работает на интересы не Украины, а иностранных спонсоров, даже если эти спонсоры являются в настоящий момент союзниками, на самом деле ничего хорошего нет, если эта публика оказывает слишком сильное влияние, а у нас в начале каденции Зеленского целые органы власти едва ли не сплошняком формировались из подобного рода персонажей, и окончилось это весьма плачевно. Так, собственно, было и при Порошенко.

Но что-либо безоговорочно вредное когда-нибудь вдруг может стать полезным, и в это одно из проявлений диалектики. Грантополучатели обычно выступали и выступают в роли разоблачителей с переходом в критиканство, часто в личных корыстных целях. Именно в этом качестве они сейчас оказались полезными, какие бы мотивы не двигали конкретными представителями этой публики, в том числе и потому, что эту прослойку народонаселения власть однозначно боится трогать, что бы они там не говорили, не писали и не кричали, поскольку – смотри выше! – они находятся под патронатом западных союзников.

Другое дело, что между различными группировками этой публики существует жесткая конкуренция, часто переходящая в «чисто базарные разборки». Но это имеет свои положительные стороны, ибо дает возможность детальнее узнать, что из себя на самом деле представляют те или иные «яростные борцы с коррупцией» и вообще «пламенные общественники».

Возвращаясь к сути этой публикации, повторим, что в целом ряде случаев, в том числе в нынешнее непростое время, эта публика приносит пользу. Ведь именно структуры, в отношении которых есть основания утверждать, что они находятся под патронатом западных союзников, вскрыли и предали широкой огласке факты масштабной коррупции и злоупотреблений при закупках Министерством обороны продовольствия для Вооруженных Сил Украины.

Ну да, пока одни воюют, находятся те, кто ворует, и хорошо, что эти факты предаются огласке. При этом неважно, кто их огласке предал и какими реальными мотивами при этом руководствовался.

«Не пугайте ёжика обнаженными частями тела…»

Напомним, что первый масштабный скандал относительно злоупотреблений в вопросах снабжения наших бойцов продовольствием разгорелся 21 января после нашумевшей публикации Юрия Николова в издании «Зеркало недели» под названием «Тыловые крысы Минобороны во время войны «пилят» на продовольствии для ВСУ больше, чем при мирной жизни». Смысл и содержание этой публикации в общих чертах очевидны даже из названия: на снабжении армии продуктами питания воруют даже сейчас, когда Украина в результате путинской агрессии переживает самую страшную и масштабную войну в Европе после Второй мировой. Вдаваться в подробности этого расследования не будем, поскольку об этом вкратце говорилось в публикации «Борьба с коррупцией или показуха для западных ревизоров?», а главное, оно широко обсуждалось в медиа, и напомним только, что именно в этом расследовании шла речь о ставших уже легендарными «куриных яйцах по 17 гривен», на что министр обороны Резников вынужден был оправдываться и отвечать, что во вверенном ему ведомстве учет куриных яиц переведен со штук на килограммы.

Если вкратце охарактеризовать суть расследования, то журналистам удалось заполучить копию одного из контрактов на поставку продуктов питания между частной компанией «Актив Компани» и Министерством обороны на сумму более 13 млрд гривен. Это только один из договоров на поставку продовольствия, которые Минобороны заключило в декабре 2022 года на нынешний 2023 год.

Скандал возник потому, что контракт содержал по целому ряду позиций оптовые цены, которые были существенно выше по сравнению с розничными ценами в магазинах. Публикация вызвала не только скандал, но и суетливые телодвижения в оборонном ведомстве, за которыми наблюдать было бы даже забавно, если бы все это не происходило, повторим, во время страшнейшей войны, когда ежедневно гибнут военнослужащие и гражданские.

Началось все с «постановки в угрожающую позу». Уже 23 января, через два дня после публикации указанной статьи Юрия Николова о закупках продовольствия для армии по завышенным ценам, в Минобороны принялись опровергать указанные факты. Более того, обнародование фактов злоупотреблений были публично квалифицированы чиновниками как попытку подрыва доверия к Минобороны.

Дошло до того, что в ведомстве заявили о подготовке материалов для Службы безопасности с целью проведения расследования относительно «распространения заведомо лживых сведений, которые наносят ущерб обороне в особый период».

В этом месте сюжета у многих из тех, кого пугали еще ДОперестроечным КГБ, вероятно, начался приступ безудержного хохота, осложненный вышеупомянутым deja vu, то есть синдромом ранее виденного и слышанного. Кстати, формулировка соответствующей так называемой антисоветской статьи в тогдашнем уголовном кодексе тоже была похожей: «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советскую советский строй, государство, политику партии и правительства»… Ну, или как-то так, потому что воспроизводится по памяти. Подследственность по этой статье была как раз у КГБ.

Так и хочется спросить: может, перестать воровать, и тогда вся эта возня с разоблачениями и толпой антикоррукпционеров, живущих за счет яростной борьбы с коррупцией, окажутся ненужными за ненадобностью?

Впрочем, довольно лирики, и вернемся к фактам…

А факты таковы, что уже 25 января, то есть буквально через 2 дня после угрожающих «пугалок», министр обороны Алексей Резников сообщил членам антикоррупционного комитета Верховной Рады о том, что директора департамента закупок Минобороны Богдана Хмельницкого отстранили от исполнения обязанностей еще в декабре, а незадолго вообще уволили.

Кроме того, заместитель министра Вячеслав Шаповалов, отвечавший за тыловое обеспечение нашей армии, подал в отставку якобы потому, что не хотел создавать угрозу стабильному обеспечению ВСУ из-за обвинений, связанных с закупкой услуг по питанию.

Таким образом, можно предположить, что руководство Минобороны могло знать о злоупотреблениях еще в декабре. Допустим, не хотели выносить сор из избы в такое время. Но тогда зачем было устраивать это шоу с угрозами обратиться в спецслужбу? И почему сразу дело о вскрытых злоупотреблениях не было передано в соответствующие органы по подследственности?

Кроме того, напрашивается ничем, правда, не подкрепленное подозрение, что неожиданная смена позиции министерства с угроз на спешное исправление ситуации могло быть обусловлено, скажем так, недовольством западных союзников. Можно по-разному относиться к западным союзникам, а также к тем объемам и темпам помощи, которые они оказывают Украине, но они эту помощь реально оказывают, причем масштабно, и без этой помощи Украина вряд ли смогла бы выстоять. Поэтому когда господа из западных посольств в Киеве, находящиеся на непрерывной связи со своими правительствами, видят в закупках Минобороны яйца по 17 гривен, тогда как в соседнем маркете эти же яйца куриные продаются в розницу по 6 гривен, нервы у наших западных друзей начинают сдавать, да еще во время такой войны, и их очень даже можно понять!

Наконец, важным обстоятельством является тот факт, что расследование проводилось общественными структурами, которые, скажем так, небезразличны западным союзникам, а потому все эти «пугалки» выглядели нелепо, ибо пугать их силовыми структурами или еще кем-то – это все равно, что грозить ёжику филейной частью человеческого организма.

Еще одним результатом скандала стал тот факт, что в Минобороны были вынуждены вносить изменения в контракты на поставку продуктов питания с целью уменьшения закупочных цен. Правда, снижение цен объяснили не скандалом и шквалом критики, а отсутствием необходимости учитывать в ценах будущую инфляцию. Такое утверждение можно расценивать как неуклюжую отговорку, поскольку первоначальные цены в контрактах до их нынешнего снижения устанавливались уже после публикации Нацбанком и Минфином прогноза инфляции на 2023 год.

Вот – новый (анти)коррупционный поворот!

Но последовал новый скандал, поскольку оказалось, что далеко не все новые цены являются справедливыми. По крайней мере, к такому выводу пришла очередная команда журналистов-расследователей из проекта «Схемы», который курирует широко известное «Радио Свобода», на сайте которого результаты этого расследования и были преданы гласности в публикации «Меню для армії. «Схеми» дістали усі таємні контракти на харчування військових».

Сразу же обращаем внимание, что эта общественная структура является такой же «неприкасаемой», как и другие подобные структуры, связанные с западными грантодателями.

Основной вывод расследования проекта «Схемы» состоит в следующем.

Поставщики провизии для армии закупают продукты в два-три раза дешевле, чем продают военным.

Журналисты получили доступ к восьми контрактам на закупку продовольствия для армии на общую сумму 13 миллиардов гривен. Они заключены между Министерством обороны и частными фирмами в декабре 2022 года.

В частности, согласно контрактам, стоимость яиц для Минобороны составила в среднем 9 гривен за штуку, хотя компании закупали их в диапазоне 5,4-6,3 гривен за штуку. В свою очередь, повторим, «Актив компани» поставляла яйца по контракту по 17 гривен за штуку.

Несмотря на предыдущий скандал, «Актив компани», ранее намеревавшаяся поставлять яйца по 17 гривен, не потеряла позиции поставщика и 8 марта отправила свою продукцию в одну из воинских частей. Среди прочего, яблоки стоимостью 51 гривна за килограмм. При этом рыночные цены на этот продукт в настоящее время в среднем составляют около 20 грн/кг. Журналисты проанализировали финансовые отчеты компании – закупочная цена на яблоки в течение ноября-февраля составляла для нее всего 15 гривен за кило.

Разница между закупочной ценой и ценой реализации при снабжении достигает десятков, часто сотен процентов, в том числе на продуктах, которые закупаются в больших количествах, включая картофель, капусту белокачанную, морковь, буряк, лук, яйца и т.д.

Правда, поставщики мотивируют это сложной и дорогой логистикой, вплоть до поставки на передовую, хотя, по ряду свидетельств, продукты питания поставляются до складов, а на передовую подразделения забирают ее сами.

В дальнейшие подробности вдаваться не будем, а интересующиеся могут ознакомиться с результатами расследования по приведенной выше ссылке на публикацию в издании «Радио Свобода».

Минобороны делится ответственностью с целой толпой общественников

Скандалы вокруг закупок продовольствия Министерством обороны привели к еще одному забавному последствию.

Чтобы хоть как-то спасти репутацию ведомства в условиях нескончаемой череды коррупционных скандалов, при Министерстве обороны решили создать общественный антикоррупционный совет, в который включили целую, пардон, толпу активистов, подвизающихся на благодатной ниве борьбы с коррупцией, благо этот вид деятельности, судя по всему, неплохо оплачивается различными грантодателями, сама по себе работа непыльная, а фронт работ и заработки пока что во времени не ограничены по причине процветания коррупции в Украине даже в такой тяжелое время, что особо омерзительно. Словом, каждый делает свой бизнес…

О создании совещательного органа по борьбе с коррупцией при Минобороны в своей публикации от 13 февраля радостно сообщил сам министр Алексей Резников, каковую приводим на языке оригинала и с сохранением грамматических особенностей:

«У п‘ятницю провів засідання робочої групи по створенню антикорупційного дорадчого органу при Міноборони.

На даний момент до робочої групи вже долучилися представники:

Проєкту реформи оборонних закупівель,

Проєкту посилення доброчесності та професіоналізму в Міноборони,

Бігус Інфо,

Центру оборонних стратегій,

Українського центру дослідження проблем безпеки ім. Дмитра Тимчука,

ГО Демократична сокира,

ГО Стоп корупції,

Центру дослідження армії, конверсії та роззброєння,

БО Волонтерський рух,

ГО Разом проти корупції,

Ради громадського контролю НАБУ,

ВО Автомайдан,

Асоціації громадського харчування.

Викликів багато. Тому домовилися рухатися максимально оперативно.

Я вдячний експертам за конструктивну роботу і критику, а також за те, що виявили бажання допомогти прописати всі необхідні процедури.

Усю підготовчу роботу з боку Міноборони доручено забезпечити державному секретарю».

Откровенно говоря, изрядно напрягает такой неадекватный «комсомольский активизм», выражающийся в столь огромном количестве общественников, желающих совершенно бескорыстно послужить отчизне и ее защите в рядах общественных контролеров государственных закупок продуктов питания для ВСУ.

Глядя на столь обширный список, вспомнилась сказанная пусть по совершенно иному поводу крылатая фраза покойных братьев Стругацких: «Счастье каждому, и пусть никто не уйдет обиженным».

Разборки активистов, или Коррупцией должны заниматься правоохранители!

Но без обиженных не обошлось. В роли обиженного выступил такой себе Центр противодействия коррупции (ЦПК), который в состав общественного совета не вошел якобы потому, что ранее критиковал Минобороны и лично Резникова.

Зато включили другую организацию под названием «Стоп коррупции», что вызвало волну протестов в широких массах общественников, а также послужило причиной публикаций в медиа крайне критических мыслей как по поводу предложенного Резниковым состава общественного совета при министерстве вообще, так и по отношению к «Стоп коррупции» в частности. Ссылку на одну из таких публикаций под названием «Чи врятує скандальне ГО “Стоп корупції” Міноборони від скандалів чи втягне Резнікова у додаткові» даем для того, чтобы интересующиеся могли самостоятельно сделать выводы о характере скандала и подобных публикаций, а также об особенностях публики, подвизающейся на ниве борьбы с коррупцией.

Кратко отметим только, что руководство Общественного объединения «Стоп коррупции» обвиняют в разного рода неблаговидных делах. При этом активно эту структуру критикует упомянутый и обойденных вниманием ЦПК, в отношении руководства которого в медиа тоже пишут много всякого-разного.

Автор этих строк специально оговаривает, что «болеет за все команды сразу», то есть ни одну из сторон не поддерживает, ибо в сортах антикоррупционеров не разбирается, и не имеет желания разбираться.

Зададимся лишь некоторыми вопросами.

Почему даже в такое тяжелое время численность желающих бороться с коррупцией в окрестностях чиновничьих кабинетов просто зашкаливает, тогда как молодая поросль, подвизающаяся на этом благодатном поприще, вполне могла бы применить свой комсомольский запал где-нибудь в другой более полезной деятельности?

Почему появление где-либо активистов-общественников, включая антикоррупционеров, сразу же вызывает междоусобные разборки и скандалы, связанные именно со склоками между различными группами общественников?

И, пожалуй, самый главный вопрос: почему расследованием фактов коррупции, воровства и прочих злоупотреблений не занимаются те, кому это положено, так сказать, согласно штатного расписания и должностного функционала, а именно многочисленные правоохранительные органы, которые граждане Украины содержат за счет своих налогов, а западные партнеры сейчас содержат за счет выделяемой Украине помощи?

Напомним, что в Украине существуют Национальная полиция и прокуратура. Кроме того, есть упоминавшаяся выше СБУ, в которой вроде бы еще остаются подразделения, занимающиеся экономическими преступлениями.

Более того, есть еще целая ветка, мягко говоря, не совсем конституционных органов, созданных под давлением западных партнеров и при их деятельном участии. Речь идет о Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ), о Специализированной антикоррупционной прокуратуре (САП) и Специализированном антикоррупционном суде.

В подробности о том, насколько эффективны указанные структуры, вдаваться не будем. Отметим только, что если они не эффективны, то надо их заставить быть таковыми, тем более в такое время.

И тогда вся эта многочисленная и визгливая толпа общественников будет просто ни к чему, тем более что вся их деятельность в принципе является юридически ничтожной, если судить с точки зрения действующего законодательства.

А если еще и прекратить воровать, особенно в такое тяжелое время, то и численность правоохранительных органов можно будет существенно сократить.

И тогда Украина перестанет позориться на весь мир в качестве заповедника для воров и скандальных (анти)коррупционеров.

Александр Карпец