Политика

Россия придумала украинских диверсантов в Крыму

Прошлая неделя ознаменовала новый виток обострения в украино-российских отношениях. Акцент противостояния когда-то братских стран сместился в сторону аннексированного Крыма. Сначала Россия стянула войска к границе оккупированного ею полуострова под предлогом проведения антитеррористических учений, а затем заявила, что на нее якобы напали украинские диверсанты и пригрозила отомстить. Такие заявления не на шутку переполошили не только украинское руководство, но и мировое сообщество, а эксперты начали прогнозировать самые разнообразные сценарии развития дальнейших событий.

Ситуация в оккупированном Крыму начала накаляться еще 6 августа, но только 10 августа каждая из сторон представила свои версии происходящего. Спровоцировало разборки между странами сенсационное заявление Федеральной службы безопасности России о ликвидации агентурной сети украинской разведки на полуострове, которой якобы руководил житель Запорожской области, сотрудник ГУР МО Украины Евгений Панов. В опубликованном ФСБ видео с боеприпасами, якобы изъятых у украинских «диверсантов», последнего показывают в наручниках в сопровождении сотрудников российских спецслужб. Накал ситуации подкрепило и заявление президента РФ Владимира Путина, где он обвиняет Киев в «переходе к практике террора».

Президент Петр Порошенко назвал циничными подобные обвинения и призвал своего коллегу сосредоточится на добросовестном соблюдении основополагающих норм международного права. Также глава государства подчеркнул, что Россия уже «давно щедро финансирует и активно поддерживает терроризм на территории Украины и подняла его «до уровня своей государственной политики».

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Турчинов назвал заявление ФСБ России элементом гибридной войны против Украины. «Истеричное и лживое заявление не имеет никаких оснований, кроме попыток оккупантов нагнетать и обострять ситуацию на временно захваченных украинских территориях», — заявил он. И добавил, что за последний год ни один сотрудник Главного управления разведки Минобороны не был задержан на территории оккупированного Крыма.

В отечественном МИД также осудили российские обвинения. «Эта ситуация является крайне небезопасной для мира и стабильности не только в Украине, но и во всем регионе. Государство-оккупант не ограничивается только ежедневными обстрелами Донбасса, а через инсценированные в Крыму провокации пытается переложить на Украину и международных партнеров ответственность за свои деструктивные действия», — говорится в заявлении внешнеполитического ведомства.

Реакция международного сообщества тоже не заставила себя долго ждать. «Нам неизвестны какие-либо доказательства, подтверждающие претензии России касательно предполагаемых событий в Армянске (Крым). Евросоюз неоднократно осуждал и не признает незаконную аннексию Крыма и Севастополя РФ», — сказано в сообщении Представительства Евросоюза в Украине.

Аналогичной позиции придерживаются и в Вашингтоне. «Правительство США не видело никаких подтверждений российским обвинениям во «вторжении в Крым», которые Украина уверенно опровергает», – написал посол США в Украине Джеффри Пайетт. «Информация о военных действиях в незаконно оккупированном Крыму беспокоит. Во избежание дальнейшей эскалации необходимы сдержанность и дипломатия» — сказано в сообщении посольства Великобритании в Украине.

Ситуацию также прокомментировал Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс: «Методы провокаций и обвинений со стороны России угрожают «нормандскому формату» и представляют собой вызов для международных усилий, чтобы положить конец внешней агрессии и военным действиям на востоке Украины. Международное сообщество должно реагировать очень серьезно на подобные сфабрикованные обвинения и не допустить каких-либо дальнейших провокаций со стороны России, если таковые планируются».

Евгений Панов, которого РФ обвинила во всех грехах, — житель Энергодара. До августа 2015 г. служил в 37-м батальоне Запорожья. После увольнения работал на АЭС водителем автобуса. Его брат Игорь Котелянец сообщил, что 6 августа он уехал на дачу с друзьями и пропал. Он считает, что Евгений был похищен в Запорожской области и вывезен в оккупированный Крым для инсценировки провокации против Украины. Он уточнил, что Панов уехал с маленькой дорожной сумкой, его камуфляж и берцы тоже дома. Он был в спортивных штанах и футболке. При этом он сказал, что рюкзак, который показали в российских СМИ, не принадлежит его брату. Также Котелянец считает, что за его братом могли следить.

В связи с новыми угрозами со стороны восточного соседа Петр Порошенко поручил привести в полную боевую готовность силы на админгранице в Крыму и на Донбассе. Кроме того, поручил усилить охрану всех стратегических объектов для предотвращения терактов. МИД должен организовать переговоры в «нормандском формате» в трехстороннем режиме и с Владимиром Путиным. Также была инициирована встреча Совбеза ООН.

В то же время желание проводить какие-либо встречи российское руководство пока не демонстрирует. «В нынешних условиях и до тех пор, пока мы не увидим каких-либо реальных позитивных подвижек со стороны Киева, его отказа от политики террора и провокаций, вряд ли имеет смысл проводить встречи в «нормандском формате», тем более в начале сентября в Пекине», — сказано в сообщении российского МИД.

Инициативу Украины по проведению консультаций по Крыму в Совбезе ООН назвали «перекладыванием ответственности лишь бы самим не предпринимать реальных шагов по нормализации ситуации». В ведомстве также заявили, что «ущерб, нанесенный российской стороне, гибель российских военнослужащих без последствий не останутся».

После таких угроз мнения экспертов разделились. Посол Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба увидел в крымском кризисе подготовку к войне. Он сравнил недавние события в Крыму с инцидентами, которые в прошлом предшествовали войнам России со Швецией в 1700 г. и Грузией в 2008 г. По мнению дипломата, в данном случае речь еще не идет о casus belli (формального повода для начала войны), но «Россия уже активно накапливает истории для casus belli». По мнению посла, Украине остается только «укреплять армию и нервы». «Украина слишком либеральная и хаотичная, чтобы выжить в этой борьбе, но слишком живучая и наученная умирать, чтобы погибнуть», — написал он в Facebook.

К подобной риторики склоняется и советник министра МВД Зорян Шкиряк. По его словам, заявления РФ о якобы подготовке Украиной терактов в Крыму делают, когда нужно оправдать дальнейшие агрессивные действия против того или иного государства. «Публичный отказ от участия в «нормандской четверке» и обвинения Украины в терроризме являются сигналом того, что сегодня все другие аргументы закончились», — считает он.

«Ситуация сегодня хуже, чем после Иловайска. Если оценивать по 100-процентной шкале возможность широкомасштабной войны, то она уже перевалила за 50 процентов», — сказал руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. Эксперт добавил, что Путина, в первую очередь, интересует смена власти в Украине. «Если ему удастся путем запугивания, подготовительных мероприятий (к боевым действиям – «i») для принуждения проведения выборов в оккупированных регионах, то это сможет снять напряжение и изменить риторику Кремля», — считает эксперт. Также Бандрак отметил, что в Крыму есть носители для тактического ядерного оружия.  «Это означает что Крым превратился в плацдарм, который угрожает Западу и делает невозможным его вмешательство», — отметил он.

В свою очередь, политолог Вадим Карасев считает, что события в Крыму не будут иметь военного продолжения. «Сейчас Путину не выгодно открытое военное столкновение. Гораздо больше надежд он возлагает на внутреннюю дестабилизацию ситуации в Украине, а также надеется на частичную отмену санкций. А если будет открытое военное столкновение, то о какой отмене может идти речь? Тем более война сразу же мобилизует внутренний ресурс в Украине, люди объединятся против единого внешнего врага. А повторять события 2014 года Путин не хочет. Сейчас идут игры разведок, а правды что там было на самом деле мы не узнаем», — сказал эксперт.

Такого же мнения придерживается и председатель Одесской ОГА Михеил Саакашвили. «Мы должны готовиться (к новым провокациям, — Авт.). Но мне сейчас кажется, что он больше маневрирует в дипломатических приоритетах… Мне кажется, что сейчас он действует по стереотипу Грузии в 2008 году, он имитирует все те вещи, но с целью достижения политических целей, на этот раз. Я сейчас не вижу, что то, что он (Путин, — Авт.) делает, перельется в полномасштабную военную операцию, но всегда нужно быть на чеку, но одновременно в двух направлениях: на военном фронте и в сторону наших западных партнеров, чтоб они не сломали свой фронт под этим давлением», — заявил он.

«Для меня дискуссия будет война или нет — пустая, потому что мы находимся в состоянии войны. Когда мной овладевают эмоции, я бы запретил использовать термин гибридная война. Мы воюем, противник использует все формы шантажа, вооружения в войне с нами, начиная от испытаний, заканчивая соответствующими военными диверсиями, прямыми операциями, террором и захватом заложников», — сказал экс-представитель Украины в Трёхсторонней контактной группе Роман Безсмертный. В то же время, продолжил эксперт, Россия сегодня не готова к широкомасштабным действиям. «Она с самого начала не выбирала такой вариант войны против Украины. Выбран совсем иной путь, и он постоянно будет развиваться», — подытожил он.

В свою очередь, народный депутат от «Народного фронта» Юрий Береза считает, что нынешнее желание Владимира Путина повысить свои ставки на внешнеполитической арене в первую очередь направлены на внутреннего потребителя в свете предстоящих выборов в Госдуму РФ 18 сентября. «Сегодня важно показать для внутреннего российского потребителя, что Путин влияет на все политические процессы, которые происходят в мире в свете предстоящих выборов в Госдуму. Путин даже не может себе подумать, что он не будет контролировать Госдуму», — отметил он.

С ним солидарен и политолог Андрей Окара. «Я в этих заявлениях вижу два подтекста. С одной стороны, это месседж западным политическим лидерам, мол, я не агрессор, а Россия — мирная страна, а Украина засылает своих террористов. Второе — надо не забывать о выборах в Госдуму РФ. Путину нужна поддержка российского населения. Аналогичная схема была использована российскими политологами на выборах 1999 г.», — заключил он.

Эксперт по вопросам национальной безопасности фонда «Майдан иностранных дел» Алексей Куропятник не исключает, что обострение ситуации в оккупированном Крыму могло начаться с внутреннего конфликта между российскими военнослужащими на полуострове. «Возможно, именно поэтому этот инцидент решили подать в СМИ как бой с украинским диверсантами», — предполагает он. «Российская сторона по сути не продемонстрировала никаких неопровержимых доказательств деятельности украинских спецслужб в Крыму. Если бы Россия действительно взяла украинских диверсантов с поличным, ее мгновенная реакция была бы гораздо острее», — уверяет эксперт.

Кому же действительно завидовать не приходится, так это жителям самого оккупированного Крыма. Адвокат Марк Фейгин считает, что после этих событий в ближайшее время могут ужесточиться репрессии против крымских татар. «Здесь логично присоединить дело о ЛЭП и энергоблокаде, по которой давно «чешутся руки» у правоохранительных органов Крыма, чтобы возбудить дело и заочно привлечь к уголовной ответственности Ислямова и Чубарова. Так что я считаю, что это прекрасный повод развернуть с большим масштабом кампанию, в том числе против крымских татар», — резюмировал он.

Ксенiя Лазоренко