Политика

Дональд Трамп на пути к импичменту

Говорить об импичменте Дональду Трампу, вроде бы, еще рано. Но разворачивающиеся в Вашингтоне и его окрестностях события наталкивают на вывод, что пока что все движется именно в направлении импичмента. Правда, в январе 2019 года каденция Трампа проходит экватор, останется всего два года, а процедуры тянутся очень долго. Но даже если к окончанию каденции Трампа импичмент не вызреет окончательно, его шансы быть избранным на второй срок будут весьма сомнительными.

Спецпрокурор Боб (Роберт) Мюллер роет землю, чтобы доказать преступления Трампа в виде противодействия американской судебной системе, а также коррупционных контактов с представителями московской верхушки. На стороне прокурора выступают оппозиционные демократы, значительная часть прокуратуры и ФБР, даже многие представители республиканцев – формальных однопартийцев Трампа, поскольку этот выскочка с дипломом бакалавра, торгаш недвижимостью и шоумен многих достал.

Избирательный фонд для «походов налево»

В результате бурной деятельности прокурора Мюллера и ряда других правоохранителей бывший личный юрист и доверенное лицо Трампа Майкл Коэн уже получил три года тюрьмы. В свою очередь, бывший глава ФБР Джеймс Коми дает показания в нижней палате Конгресса, причем во исполнение соответствующего судебного решения, и эти показания – отнюдь не в пользу Трампа.

Коэн работал на Трампа в течение 12 лет, входил в его ближний круг, очень хорошо осведомлен о делах и делишках своего бывшего патрона. На суде Коэн всячески каялся в том, что долгое время, как следует из его слов, вынужденно был послушным орудием в нечестивых руках Трампа. Впрочем, нужда эта, похоже, очень неплохо оплачивалась. Поэтому кроме 36-месячного тюремного заключения Коэн, согласно решению суда, должен уплатить налоговым органам Штатов около 1,4 млн долларов недоплаченных налогов, а также 500 тысяч долларов штрафа. Итого, без малого 2 млн долларов, которые для Коэна, видимо, являются отнюдь не последними деньгами. Впрочем, здесь имели место финансовые махинации, о чем ниже.

Против бывшего юриста Трампа выдвинуто два обвинения. Формулировка первого из них выглядит весьма серьезно. По сути же, речь идет о том, что средства избирательного фонда Трампа использовались для того, чтобы заставить молчать дам-с, которые имели с Трампом интимные отношения и в ходе избирательной кампании вдруг загорелись желанием поделиться этой увлекательной информацией с широкой общественностью.

Иными словами, если бы молчание этих дам оплачивалось из личного кармана Трампа, то можно было бы поставить вопрос только об «облико морале» нынешнего хозяина Белого Дома. Но использование средств избирательного фонда на эти цели следователи и суд посчитали правонарушением, хотя Трамп придерживается другого мнения.

Следствие утверждает, что Коэн по поручению Трампа путем подкупа заставил молчать о своих отношениях с Трампом порноактрису и модель журнала «Play boy».

Кроме того, схема финансирования этого подкупа оказалась весьма витиеватой, что также стало предметом следствия и судебного разбирательства. Коэн взял в нескольких банках кредиты, причем при этом подал в финансовые учреждения ложные данные о своих активах и доходах, а оплату молчания указанных дам-с производил через созданные им фиктивные компании.

По окончании избирательной кампании штаб Трампа оплатил Коэну эти расходы, добавив к ним собственно заработок юриста и налоги. Причем оплата эта была произведена как «расходы на избирательную кампанию». В этих манипуляциях американская Фемида увидела состав преступления.

При этом Трамп публично открестился от своего бывшего доверенного лица. Он заявил, что даже и не думал толкать Коэна на преступление. По мнению Трампа, Коэн, будучи юристом, сам должен знать, что законно, а что нет, дескать, он за это деньги получал. Что же касается указанных финансовых манипуляций, то Трамп их считает законными, а шумиху вокруг них, по его мнению, раздули оппоненты, чтобы его опозорить. Коэн, дескать, его, то есть Трампа, оговорил, чтобы скостить себе тюремный срок. Правда, американская Фемида придерживается другого мнения…

Призвав Фемиду строго наказать нарушителя закона Коэна, Трамп поведал, что во внебрачных связях не состоял.

Рука Москвы

Майклу Коэну было выдвинуто еще одно очень серьезное обвинение. Спецпрокурор Мюллер обвинил юриста в том, что тот говорил неправду конгрессу относительно переговоров о возможном строительстве в Москве Трамп-тауэр. Это строительство обещало стать весьма прибыльной инвестицией для компании Трампа.

Поначалу Коэн утверждал, что переговоры о строительстве Трамп-тауэра в Москве были прекращены еще до начала выдвижения кандидатов на последних президентских выборах в США, то есть до того, как Трамп официально стал кандидатом в президенты от Республиканской партии.

Однако после того как с Коэном «провел работу» спецпрокурор Роберт Мюллер, показания Коэна существенно изменились. В частности, он заговорил о том, что так называемый «московский проект» не был бы возможным без содействия высших должностных лиц России. Строительство Трамп-тауэра в Москве принесло бы компании Трампа сотни миллионов долларов. А главное, от имени компании Трампа Коэн продолжал контактировать с представителями правящей верхушки России не только во время избирательной кампании, но даже после того, как Трамп стал хозяином Белого дома. Более того, эти контакты продолжались даже в то время, когда в Америке началось следствие о возможном вмешательстве России в избирательную кампанию по выборам президента США в 2016 году.

Следствие, проводимое офисом спецпрокурора Мюллера, установило, что Коэн и Трамп неоднократно обсуждали вопрос возможной встречи с Путиным. Обсуждение это было начато еще до выдвижения Трампа в кандидаты, но продолжилось уже после того, как он стал кандидатом на высший пост. Планировалось, что Коэн войдет в контакт с некими представителями московской верхушки, чтобы прощупать почву о возможной заинтересованности и готовности российской стороны к такой встрече.

Согласно показаниям Коэна, с ним от имени российского правительства контактировали несколько человек, которые, очевидно, представляли различные группировки в московской верхушке.

В свою очередь, бывший глава ФБР Джеймс Коми также свидетельствует не в пользу Трампа. По мнению Коми, Трамп противодействовал правосудию в вопросе бывшего советника по национальной безопасности Майкла Флинна, который лгал ФБР о своих контактах с послом России в США Кисляком. Флинн уже был уволен, а Трамп, по словам Коми, требовал от него, тогда директора ФБР, чтобы ведомство спустило на тормозах расследование деяний Флинна.

Это заявление Коми прозвучало в унисон с заявлением представителя офиса спецпрокурора Мюллера о том, что Трамп может стать фигурантом дела о противодействии американскому правосудию.

Вызывает интерес еще одно высказывание Коми относительно спецпрокурора Роберта Мюллера. Разговоры о возможном увольнении Мюллера ходят уже давно, и это понятно, поскольку он перешел дорогу очень многим, начиная с Трампа. На вопрос одного из конгрессменов о том, каковой будет судьба расследования российского вмешательства в выборы, если Мюллер будет уволен, Коми высказался в том смысле, что для того, чтобы похоронить это расследование, придется также уволить всех работников Министерства юстиции и ФБР. По мнению Коми, это станет большим ударом по демократии, законности, национальной безопасности и верховенстве права в Америке.

«Цель россиян — поставить под сомнение перед лицом всего мира природу и авторитет американской демократии, замарать ее так, чтобы она не выглядела сияющим городом на холме. Если бы кто-то приказал остановить это расследование, это имело бы схожий эффект», – заявил Джеймс Коми.

Так и до импичмента недалеко!

Поскольку совершенно очевидно, что спецпрокурор Роберт Мюллер (являющийся, кстати, зарегистрированным республиканцем, как и Джеймс Коми) пытается подвести дело к импичменту Трампа, возникает вопрос о реальности импичмента как такового. Здесь, как говорится, все сложно, и в реальности ни один импичмент президенту США за всю историю до конца доведен не был.

Согласно установленной в США процедуре, отрешение чиновника, включая президента (а также судей и других должностных лиц), от занимаемой должности осуществляется путем выдвижения обвинений в Палате представителей (нижней палате Конгресса) с последующим вынесением вердикта в Сенате квалифицированным большинством голосов в количестве 2/3 от числа депутатов верхней палаты.

В истории США в нижней палате дважды выдвигались обвинения для импичмента. В 1868 году обвинения выдвигались против президента Эндрю Джонсона в деле об увольнении министра обороны. В 1998-1999 годах – против Билла Клинтона по делу о лжесвидетельстве и противодействии следствию в связи с нашумевшей историей отношений Клинтона со стажеркой Моникой Левински. Но в обоих случаях импичмент не набрал в Сенате необходимых 2/3 голосов.

Третий случай с Ричардом Никсоном – тоже, кстати, республиканцем! – был совершенно особым. В 1974 году примерно на середине своей второй каденции он ушел в отставку, не дожидаясь вердикта в Сенате по делу «Уотергейт». Дело касалось прослушивания во время избирательной кампании штаба оппонента из Демократической партии. При этом ожидалось, что Сенат даст необходимых 2/3 голосов за импичмент.

Как видим, импичмент – дело непростое. Но когда речь идет о национальной безопасности или о нарушении базовых демократических норм, это может вполне сработать, как в случае с Никсоном, который вынужден был уйти под вполне реальной угрозой не просто импичмента, но даже возможного поражения в правах на любую политическую и общественную деятельность.

Если же сравнивать с ситуацией Билла Клинтона, то и здесь сравнение не в пользу Трампа. Клинтон лжесвидетельствовал и противодействовал следствию и правосудию в вопросе амурных отношений со стажеркой. Трамп же пытается противодействовать в вопросах национальной безопасности, да еще когда речь идет о связях с Москвой. Если спецпрокурору удастся собрать убедительные доказательства, то от Трампа могут отвернуться не только республиканцы, но и даже ближайшее окружение. Именно так и произошло в свое время с Никсоном, которому его однопартийцы-республиканцы отказали в поддержке.

К тому же, кольцо вокруг Трампа сжимается. Личный юрист Коэн покаялся, осужден и дает показания против своего патрона. Ряд других представителей окружения Трампа также имеют шансы получить тюремные сроки – это Ричард Гейтс, Майк Флинн, Пол Манафорт. Как вариант, они могут быть освобождены от ответственности в результате так называемой сделки со следствием в обмен на показания против Трампа. Ведь очевидно, что целью спецпрокурора Мюллера является не «мелкая сошка» вроде Коэна или Манафорта, а именно Трамп.

Общественные настроения в Штатах также готовы к импичменту. Согласно последним опросам общественного мнения в США, 58% респондентов верят в то, что Трамп пытается противодействовать спецпрокурору Мюллеру в проведении расследования о возможном сговоре Трампа с Москвой. При этом 51% опрошенных полагают, что Трамп должен уйти с поста, если Мюллер докажет противодействие Трампа следствию.

Словом, перспективы у Трампа вырисовываются не самые радужные.

Александр Карпец