Политика

Страна тотального недоверия

Перманентные разговоры о политическом кризисе в Украине и надвигающихся внеочередных выборах заставляют обратить внимание на тотальное недоверие к политикам, политическим силам, а также к государству и его институтам в целом.

Сказанное выше подтверждается результатами социологического исследования, которое Центром социальных исследований «София» проводилось с 26 мая по 1 июня 2017 г. во всех областях на контролируемых территориях. Всего было опрошено 1217 респондентов, статистическая ошибка не превышает 3%.

По данным социологов, подавляющее большинство, а именно, 72,5% опрошенных считают, что власть ведет страну в неправильном направлении. Только 18,3% респондентов придерживаются точки зрения, что власть ведет страну в правильном направлении. Критическое отношение к власти и государству доминирует во всех регионах страны.

Особенно наглядно кризис доверия к власти проявляется в отношении к Порошенко: ему полностью доверяют лишь 1,9% опрошенных, скорее доверяют —15,9%. В то же время, в той или иной мере не доверяют Порошенко 78,1% граждан. Недоверие к Порошенко доминирует во всех без исключения регионах страны.

Подавляющее большинство опрошенных совсем не доверяют председателю Верховной Рады Андрею Парубию (82%), главе МВД Арсену Авакову (81,9%), секретарю СНБО Александру Турчинову (81,5%). Рекорды бьет лидер входящей в коалицию партии «Народный фронт» Арсению Яценюку (90,2%). Его уже больше года нет во власти, но его антирейтинг даже больше, чем у ныне действующих персонажей.

Граждане не доверяют не только политикам, но также государству и его институтам вообще. Подавляющее большинство не доверяет Верховной Раде (89,4%), правительству (86,3%), Национальному банку (86,2%). Крайне низким доверием пользуются правоохранительные органы. Так, судам доверяют только 5,9% граждан, прокуратуре — 9,1%, лично министру внутренних дел Авакову – 10%. Лучший рейтинг у реформированной полиции — 23,3%.

Только армии доверяют немногим более половины населения (55%). В связи с этим, высказываются опасения, что в ситуации, когда армия оказывается единственным государственным институтом, который пользуется поддержкой населения, возникает опасность использования армии в политических целях. Впрочем, результат может быть непредсказуемым, так что вероятность такого сценария все же невелика. К тому же, уровень доверия к армии также постепенно снижается.

Результаты подобных социологических исследований свидетельствуют о том, что недоверие к руководству государства и к государственным институтам приводят, в конечном итоге, к тому, что граждане начинают воспринимать государство как чужое, враждебное по отношению к себе.

Обращает внимание тот факт, что всеобщий патриотический подъем, отмечавшийся после событий на майдане, аннексии Крыма и в начале войны на Донбассе в 2014 г., как-то незаметно сошел на нет. По словам социологов, революция ставила задачу преодолеть пропасть между народом и властью, однако пропасть никуда не делась. Впрочем, такая постановка вопроса представляется слишком упрощенной.

При этом излишне большое внимание уделяется противоречивым, часто неадекватным, раскалывающим общество, но на поверку весьма маловажным вопросам. Во всяком случае, наряду с тотальной коррупцией, именно эти решения называются в качестве причины углубляющегося кризиса недоверия.

По данным исследования, к решению о блокировании доступа к российским социальным сетям «Одноклассники» и «Вконтакте» негативно отнеслись 61,2% респондентов. Попытку установить новый порядок назначения священнослужителей УПЦ (с согласия органов власти) не одобрили 59,7% опрошенных. Правда, из-за протестов этот проект пока отложен.

Намерение ввести визовый режим с Россией негативно воспринимают 51,7%. Украинское общество преимущественно негативно восприняло установление торгово-экономической блокады неподконтрольных Киеву территорий Донбасса (46,9% не поддерживают, 40,2% поддерживают).

Неоднозначное отношение вызывает установление обязательных языковых квот на ТВ и радио. Поддерживают это решение немногим более половины (51,7%) опрошенных, в то же время 38,7% не согласны с ним. А на юго-востоке Украины большинство (57,8%) высказались против политики квот, констатировали социологи.

Социологи делают вывод, что подобные решения только раскалывают страну. Но власть это не волнует, а Петр Порошенко демонстративно подписал закон о введении квот на украинский язык на ТВ.

С одной стороны, подобные телодвижения власти действительно раскалывают общество. Особенно, если этому обществу внушить, что именно эти проблемы являются важнейшими. С другой стороны, вся эти возня с запретами и ограничениями является вторичной, за исключением разве только попыток сузить использование русского языка.

Все эти запреты отвлекают внимание от реальных социально-экономических противоречий. Ведь, прежде всего, страну раскалывают социальная несправедливость и политическое и имущественное неравенство. Именно они стали главной причиной сепаратизма, которым воспользовался Путин.

В связи с кризисом доверия к власти, государственным институтам и политикуму в последнее время стало модно говорить о некоей диктатуре в Украине. При этом даже называются фамилии потенциальных диктаторов. Но реально диктатура держится не только и не столько на насилии и страхе, сколько на харизме и сколько-нибудь серьезной поддержке массы (даже если эта поддержка искусственна, как в случае Путина или Лукашенко).

А что у нас с рейтингами? Согласно указанному опросу, проведенному Центром «София», Порошенко и его партия из последних сил удерживаются в политическом «топе», но их теснит оппозиция.

Если бы в момент проведения опроса проводились парламентские выборы, то наилучшие шансы преодолеть пятипроцентный барьер имела бы, прежде всего, «Батьківщина». За эту партию проголосовали бы 10,8% опрошенных, которые намерены прийти на участки.

Оппозиционный блок набрал бы 10,3%, Блок Порошенко – 9,8%, Радикальная партия – 7,8%, партия «За життя» – 6,3%, партия «Самопомич» – 6,2%), партия «Гражданская позиция» – 5,6%. Имеет шанс преодолеть барьер и «Свобода», за которую планируют проголосовать 3,9% респондентов. Остальные партии не преодолевают барьер.

Надежд на появление неких новых лиц в политике и новых политических сил пока что мало. Это подтверждают и социологи. Они обращают внимание на тот факт, что новые партийные проекты либерально-демократического и национал-патриотического направления не находят весомой поддержки у избирателей.

От себя добавим, что обыватель уже настолько устал от политики и разуверился в ней, что сейчас никакой политический проект или новое лицо не способно привлечь внимание и голоса избирателей.

Президентские рейтинги подтверждают сказанное выше для политических партий. Если бы сейчас проводились президентские выборы, но наилучшие шансы выйти во второй тур имели бы лидер «Батькивщіни» Юлия Тимошенко, Порошенко и один из лидеров Оппозиционного блока Юрий Бойко.

Среди респондентов, которые намерены принять участие в выборах, за Тимошенко отдали бы голоса 11,5%, за Порошенко — 11%, за Бойко — 10,7%. Уровень поддержки других кандидатов составляет менее 8% в каждом отдельном случае. Таким образом, рейтинги даже самых топовых политиков и партий едва превышают 10%. Едва ли в этой ситуации можно серьезно говорить о какой-то диктатуре.

При этом по данным Социологической группы «Рейтинг», около 40% граждан готовы участвовать в протестах. Таким образом, протестный потенциал есть, а направлять его некому и не на кого. В то же время, согласно периодически появляющимся в СМИ «сливам», некоторые представители власти якобы все равно вынашивают планы по установлению диктатуры.

Отметим, что исторически и ментально сложилось так, что произрасти изнутри в Украине диктатура не может. Диктатура Украине может быть навязана только извне, а выражаясь конкретно, из Москвы, поскольку больше неоткуда.

Изложенные выше социологические данные свидетельствуют об угрозе не диктатуры, а атаманщины, чем явно захочет воспользоваться Москва.

Александр Карпец