Политика

Протесты в Ереване: надежды и реалии

Массовые протесты в Ереване, получившие название «Бархатная революция», могут приобрести бессрочный характер. Несмотря на то, что главное требование митингующих — отставка премьер-министра и экс-президента Армении Сержа Саргсяна — было выполнено, борьба за власть в стране между ее основными политическими игроками только начинается.

Сегодня существует большая вероятность, что к власти придет представитель той же Республиканской партии, на что оппозиция и лице ее идеолога, лидера партии «Гражданский долг» Николо Пашиняна, почувствовал в себе силу благодаря народной поддержке, уже вряд ли согласится. Поэтому в ближайшее время акции неповиновения в столице Армении, скорее всего, продолжаться.

Армения длительное время отличалась от других постсоветских стран. Там не проводились референдумы о продлении президентских полномочий и соответствующие конституционные реформы. Теперь же, после конституционной реформы 2015 г., обязанности между премьером и президентом распределились.

Глава государства превратился в символическую фигуру. Он может быть у власти только один семилетний срок. Ключевые управленческие рычаги оказались в руках премьера. Срок премьерских полномочий — пять лет, но выдвигаться на пост главы правительства можно неограниченное количество раз. Главное, чтобы партия, которая выдвигает кандидата, побеждала на выборах. Или успешно формировала правящую коалицию. Эти новшества в последствии и стали причиной массовых протестов в стране.

С начала апреля по всей Армении проходят акции протеста. Решение выйти на улицу лидеры оппозиции приняли после того, как узнали, что бывший президент Серж Саргсян собирается баллотироваться на пост премьер-министра страны при поддержке Республиканской партии Армении и партии «Дашнакцутюн», входящих в правящую коалицию. Такой политический расклад стал последней каплей для оппозиционеров, которые винят Саргсяна в неэффективном управлении страной и ухудшении экономической ситуации.

Протестное движение началось с акции «Мой шаг» — инициированного Пашиняном пешего хода по территории Армении. За несколько дней последний с группой соратников пешком преодолели более 200 км, проведя акции в Гюмри, Ванадзоре, Спитаке, Дилижане, Абовяне и Раздане.

Однако пешая прогулка оппозиционеров результатов не принесла. 17 апреля Саргсян был избран главой правительства на специальном заседании Нацсобрания страны. Тогда оппозиция объявила, что будет проводить демонстрации, пока не будет решен вопрос мирной смены правительства. К акциям в городах присоединились студенты. Дороги Армении в знак протеста начали блокировать дальнобойщики. Кроме того, в последние дни протестов сообщалось о том, что в митингах участвуют военнослужащие.

Во время демонстраций полиция применяла против протестующих светошумовые гранаты и слезоточивый газ. Сообщалось о пострадавших, в числе которых оказался и сам Пашинян. Кроме того, более 300 демонстрантов были задержаны. Под стражей оказался и лидер оппозиции.

22 апреля Саргсян заявил, что может передать руководство страной другим политическим силам после решения самых актуальным проблем, стоящих перед государством, таких как «карабахское урегулирование». Но обещаниям экс-президента никто не поверил и акции протеста продолжились. Граждане отказывались расходиться даже под угрозой силового разгона.

В результате после 10 дней протестов, в понедельник 23 апреля Саргсян согласился с требованием протестующих и объявил о своем уходе с поста. «Никол Пашинян был прав. Я был не прав. Создавшаяся ситуация имеет несколько решений, но ни на одно из них я не пойду. Это не мое. Я оставляю пост руководителя страны, должность премьер-министра», — говорится в заявлении Саргсяна. Его место временно занял первый вице-премьер Карен Карапетян.

В этот день главный организатор протестов Пашинян был выпущен на свободу. Он сразу же объявил о проведении «победного митинга» в Ереване. Ожидалось, что в среду стороны сядут за стол переговоров. Однако в последний момент их отменили.

Причина срыва сводилась к требованиям оппозиционера. Пашинян предложил спикеру парламента Армении Ара Баблояну и руководителю парламентской фракции правящей партии Ваграму Багдасаряну формат переговоров «три на три». А до этого говорилось о переговорах за закрытыми дверями. И.о. главы правительства Карен Карапетян назвал неприемлемыми такие требования и формат переговоров, отметив, что Пашинян пытается диктовать исключительно свои условия.

После срыва переговоров, утром 25 апреля в Ереване возобновились масштабные акции протеста. Пашинян в настоящее время требует полного ухода Республиканской партии от власти, выборов «всенародного кандидата» на пост премьер-министра и созыва внеочередных выборов в парламент.

Комментируя срыв переговоров, политтехнолог Карен Кочарян заявил, что лидер оппозиционного движения почувствовал силу за своей спиной и в определенный момент решил изменить правила игры. Он отметил, что считает того опытным деятелем, понимающим, что одно дело — премьерские амбиции, и другое — умение работать на этом посту, умение работать с геополитическими центрами, которые имеют ключевое значение для страны.

«Усиливая протесты на улице, Пашинян параллельно попытается заручиться поддержкой внешних центров силы. Можно сказать, что оппозиционер забросил мяч на поле этих центров. Об этом свидетельствует хотя бы его пресс-конференция для зарубежных масс-медиа», — сказал Кочарян.

Он обратил внимание на заявление посла США в Армении Ричарда Миллза, заявившего в ходе посещения Цицернакаберда о готовности работать с Карапетяном. Аналогичный месседж содержал телефонный разговор российского премьера Дмитрия Медведева с Карапетяном. Эксперт не исключает, что Пашинян сам пытается сейчас получить поддержку указанных геополитических полюсов.

Как бы то ни было, обе стороны нынешнего политического противостояния сейчас понимают, что выбрать премьера на площади невозможно. Следовательно, переговоры рано или поздно состоятся. Эксперт утверждает, что сейчас идет игра мускулами — Пашинян пытается удержать улицу, Карапетян и РПА — удержать административные и финансовые ресурсы. Кто выдержит испытание временем, тот и победит.

По словам европейского эксперта по международному праву Къяртана Селнеса, несмотря на то, что митингующим удалось добиться победы в борьбе за отставку действующего премьер-министра страны, на данный момент возникло множество факторов, которые заставляют людей остаться на центральных улицах и площадях Еревана.

«Революционеры» уверены, что, уволив Саргсяна с занимаемой должности, официальная власть будет проводить прежнюю непопулярную в народе политику. Таким образом, следует полагать, что протесты прекратятся только в случае полного переформатирования нынешнего режима», — сказал эксперт. Он убежден, что это произойдет лишь тогда, когда власть в Армении полностью перейдет в руки оппозиционных сил во главе с Пашиняном.

Историк и политолог Сергей Маркедонов считает, что победа оппозиции в Армении не изменит ситуации в стране. Главная причина — оппозиционные политики не имеют ничего общего, кроме требования отставки Саргсяна.

«Страна оказалась в непростой ситуации. С одной стороны, власть, имеющая большой дефицит легитимности, а с другой — оппозиция без четкой конструктивной программы. Среди оппозиции наиболее заметен Пашинян. Но его сторонники не смогут быстро и радикально изменить сложные внешние условия, в которых находится Армения, если только не пойдут на солидные уступки. Но именно за это ругают оппозиционеры предыдущую власть. 21 апреля в Нагорном Карабахе впервые за два года обострилась ситуация. Это свидетельствует, что на Ереван вновь пытаются давить извне», — считает эксперт.

Он не исключает, что недовольство политикой власти может вынести на поверхность случайных персонажей, которые не обладают достаточным уровнем компетентности и подготовки для управления страной. «Такому сценарию способствует и то, что протест расширяется прежде всего за счет молодежи. Плохо организованное, без четких политических лидеров движение становится удобным объектом для манипуляций», — считает Маркедонов.

Политический аналитик Андрей Бузаров уверен, что Россия не станет влезать в ситуацию, которая сейчас происходит в Армении, пока не увидит реальной угрозы своим интересам. По его словам, армянский народ не хочет создавать проблемных ситуаций с Россией, так как понимает, что это чревато последствиями. Но в случае эскалации конфликта Кремль станет на сторону официального Еревана и не поддержит митингующих.

По его словам, сейчас ситуация в Армении не создает угрозу интересам России: ее военная база в Гюмри там и остается. Экономические интересы России в Армении защищены, стратегически она находится сфере геополитического влияния РФ. «Пока Москва не видит каких-то угроз своим интересам. Кремль начнет активные действия лишь в том случае, если появится вмешательство других стран в дела Армении», — уверен он. Эксперт также предположил, что вновь может вспыхнуть конфликт в Нагорном Карабахе.

Ксенiя Лазоренко