Политика

Позитивные выборы с привкусом подкупа

В минувшее воскресенье, 25 октября, в Украине состоялись выборы в местные советы. Их главной особенностью было то, что впервые они проводились по новой избирательной системе. Несмотря сложности, в которых оказалась наша страна из-за конфликта на Донбассе, международные наблюдатели позитивно оценили их результаты. Однако нарушения фиксировались по всей территории страны.

В Донецкой области, например, так и не начали свою работу 235 участковых избирательных комиссии. В Красноармейске территориальная избирательная комиссия не передала участковым комиссиям бюллетени. А глава Красноармейской городской комиссии Олег Смаль заявил, что у него пропала печать комиссии. Центризбирком (ЦИК), посовещавшись, обязала Красноармейскую городскую территориальную комиссию немедленно начать голосование в городе, но участки так и не открылись.

В Мариуполе также возникли проблемы с бюллетенями. В результате недавнего конфликта в городе, процесс волеизъявления был сорван. Президент Петр Порошенко заявил, что ожидает от Верховной Рады изменений в законодательство, которые позволят провести выборы в этих городах. Вероятной датой голосования может стать 15 ноября.

Проголосовать по всей территории страны пришли 46,62% избирателей. Лидерами по явке стали Тернопольская (56,50%) и Львовская области (56,31%). Больше половины избирателей пришло на участки также на Волыни, в Винницкой, Ивано-Франковской, Ривненской и Хмельницкой областях. Список «явочных аутсайдеров», как и ожидалось, возглавили Донецкая (31,65%) и Луганская (35,27%) области. Невысокую активность показал и юг — следующими в рейтинге низкой явки идут Херсонская (37,41%) и Николаевская (38,48%) области. Самая дисциплинированная из южных областей — Одесская — показала явку в 41,87%. Любопытно, что на точно таком же низком уровне оказалась и явка в Киеве — 41,87%.

Эксперты считают, что невысокий процент явки спровоцировал ряд факторов. Во-первых, ранее местные выборы всегда проводились совместно с парламентскими. А для граждан президентские и парламентские выборы всегда были более значимыми событиями. Кроме этого, свою роль сыграло разочарование избирателей в разных политических силах. Среди причин низкой явки называют бессодержательность и конфликтность самой кампании.

«Появилось много новых партий, вал политической рекламы и у многих избирателей возник ступор. За кого голосовать? У нас за неделю до выборов более трети избирателей не определились с выбором. Этот ступор вызван так называемым «белым шумом», когда много политической рекламы, много новых лиц и все поры восприятия информации забиты», — объясняет председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

В то же время директор Института информационного общества Ярослав Павловский подчеркивает, что такая явка — традиционная для местных выборов. «Когда за 2-3 недели до выборов появилась социология про 60-70% явки, меня это очень удивило. Новая избирательная система оказалась слишком сложной даже для членов избирательных комиссий, что уже говорить об избирателях. Народ не разобрался», — считает эксперт. Он также прогнозирует, что во втором туре местных выборов явка избирателей будет еще ниже.

Политологи утверждают, что в этот раз покупать избирателей оказалось на порядок легче, чем агитировать. Официально Комитет избирателей Украины зафиксировал более 1,5 тысячи нарушений избирательного законодательства. Только в Киеве наблюдатели насчитали 350 нарушений. «Чем дальше от столицы и областных центров, тем более откровенный и циничный характер носил подкуп», – утверждает руководитель Центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.

Фальсификации стали более изобретательными. Так, в Днепропетровске в кабинках активно фотографировали бюллетени. «Это одна из новых технологий, когда тебе на счет приходит сначала 50 грн., а в день голосования, если ты отправляешь снимок бюллетеня, получаешь еще 500 грн.», — объясняет Золотарев. В Днепропетровске, по его словам, эта технология носила массовый характер. «В Запорожье пошли еще дальше — социологи, проводившие экзит-полл, заметили выдачу чипов, чтобы отслеживать проход человека на участок. Это ноу-хау в сфере политической коррупции», — резюмировал политолог.

По мнению экспертов Миссии Европейской сети организаций по наблюдению за выборами (ENEMO), недавно принятий новый закон о местных выборах вносит значительные изменения в украинском избирательном процессе, однако его нельзя читать идеальным. В частности, юридический термин «открытый список», который используется в новом законе, «является неоднозначным, поскольку избиратели не имеют права голосовать за кандидата отдельно или в избирательном списке партии, а также не предоставляется адекватное представления во всех территориальных округах».

В новом законе не указано максимальное отклонение по количеству голосов по каждому избирательному округу при создании таких границ избирательных округов соответствующими теризбиркомами (ТИК), таким образом, оставляется пространство для потенциальных предвыборных махинаций. Недостатки закона приводили к тому, что в ряде случаев ТИК «отклонили кандидатов на основе неточностей в регистрационных документах кандидата, в большинстве случаев эти кандидаты были отклонены в значительной степени из-за определенных политических взглядов членов ТИК».

ENEMO отмечает, что большинство нарушений в ходе избирательной кампании были следующими: ранние кампании (до официальной регистрации и решения соответствующей ТИК), непрямой подкуп, размещение плакатов в запрещенных местах (общественный транспорт, государственные учреждения, культурные объекты), распространение агитационных материалов без соответствующего маркирования, отрицательный (черный) пиар и подобные нарушения.

Несмотря на нарушения, международные наблюдатели в целом позитивно оценили результаты голосования. «Местные выборы стали отправной точкой в децентрализации и реформах в Украине. Несмотря на сложные обстоятельства, эти выборы были организованы, по большому счету, удовлетворительно», — сказала глава делегации Конгресса местных и региональных властей Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Гудрун Мослер-Торнстром. Она призвала украинское руководство решить недостатки на законодательном уровне, «чтобы лучше отразить волю избирателей на местном уровне и для обеспечения участия независимых кандидатов во всех избирательных гонках».

В ПАСЕ также отмечают, что голосовавшим был предоставлен широкий спектр партий и кандидатов. Предвыборная кампания была в целом конкурентоспособной, хотя в некоторых случаях, за счет предоставляемых богатыми донорами ресурсов, у некоторых кандидатов в мэры и местные советы было преимущество. Здесь обращают внимание, что закон о выборах был принят за четыре месяца до дня выборов, поэтому нормативная база содержит «пробелы и неясности». В частности, закон не предусматривает возможности голосования внутренне перемещенных лиц. Также в ПАСЕ отметили, что политики и бизнесмены, контролирующие СМИ, часто влияют на редакционную политику изданий в своих интересах.

Миссия Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ также констатирует, что местные выборы в Украине в целом отличаются соблюдением демократического процесса. Однако, по их мнению, страна нуждается в проведении дополнительных реформ, необходимых для повышения общественного доверия. Как отметили представители ОБСЕ, выборы проходили в довольно сложной и неоднозначной ситуации. «Сложность нормативно-правовой базы, господство мощных экономических групп, угрозы и физические нападения на кандидатов, и тот факт, что практически все освещение предвыборной кампании в СМИ имело непрозрачное финансирование — подчеркивают необходимость дальнейшего реформирования», — отметили наблюдатели.

В организации также отметили, что проведение местных выборов показало, что Украине необходимы дополнительные меры «для дальнейшего повышения целостности и общественного доверия к избирательному процессу».

В Госдепе США назвали местные выборы в Украине «важным шагом к сложным реформам, которые направлены на децентрализацию власти». «Украинская демократия проявила свою мощь, несмотря на сложную экономическую ситуацию и действия России на ее территории, включительно с оккупацией Крыма», — заявил представитель Госдепа Джон Кирби. Кроме того, в Госдепе США надеются, что выборы в Мариуполе и других городах, где они не состоялись, пройдут 15 ноября.

Между тем, председатель правления Комитета избирателей Украины Алексей Кошель советует не спешить с перевыборами, ведь проблемы там появились не только технического характера. «Срыв выборов в нескольких городах — это самая большая проблема избирательной кампании. Например, в Мариуполе чрезвычайно высокий уровень недоверия избирателей к избирательному процессу и субъектов избирательного процесса друг к другу. То есть проблемы чрезвычайно серьезны», — сказал он.

В этом контексте он считает, что сейчас не нужно принимать поспешных решений в пожарном формате с тем, чтобы любой ценой провести выборы 15 ноября. Более целесообразно было бы поступать так, как прописано в действующем законодательстве, то есть чтобы был полноценный избирательный процесс: 10 дней на оглашение результатов, 60 дней при проведении внеочередных выборов. В данном случае, речь идет о начале 2016 г.

Ксенiя Лазоренко