Политика

Венесуэла на грани гуманитарной катастрофы: обстановка накаляется…

Страсти, разгоревшиеся в Венесуэле вокруг попытки США и их сателлитов поставить cюда гуманитарную помощь, заставили опять присмотреться к событиям в этой южноамериканской стране и вокруг нее.

Не будем вдаваться в подробности кризиса в Венесуэле, а также детально рассматривать интересы и действия внешних сил, вмешавшихся во внутренний конфликт в этой стране, прежде всего США и России. Интересующихся отправляем к предыдущему материалу.

Кризис легитимности и угроза раскола

Напомним лишь, что 10 января 2019 года избранный на второй срок еще в мае прошлого года президент Венесуэлы Николас Мадуро принес присягу. Запад, а также многие латиноамериканские страны выборы Мадуро на второй срок не признали из-за якобы имевшихся в ходе выборов масштабных нарушений и фальсификаций. Выборы и Мадуро как президента признали Россия, Китай, Северная Корея, Беларусь, Куба и еще некоторые страны, преимущественно находящиеся в конфронтации с США, информируют Экономические Новости.

В ответ 15 января парламент Венесуэлы, нынешний состав которого в массе является оппозиционным к президенту, объявил Мадуро узурпатором. 23 января в столице Каракасе и по всей стране прошли многотысячные митинги против Мадуро и его режима. В этот же день перед большим стечением народа председатель национальной ассамблеи (парламента) Хуан Гуайдо.объявил себя исполняющим обязанности президента. В результате страна получила второго президента, чья легитимность является, мягко говоря, сомнительной.

Власть Мадуро стремится подавить протесты силовыми методами. По разным оценкам, несколько десятков человек уже погибли. По данным Amnesty International, венесуэльские силовики под командованием Мадуро пытали и даже казнили протестующих. Во время массовых протестов власти Венесуэлы незаконно задержали не менее 900 человек, 770 из которых – в течение одного дня, 23 января, когда демонстрации проходили по всей стране.

Впрочем, наряду с протестующими против Мадуро и его власти, в стране имеется значительное число тех, кто поддерживает Мадуро, режим покойного Чавеса и так называемый боливарианский социализм, даже несмотря на то, что в богатой нефтью Венесуэле имеют место упадок экономики и обнищание населения вплоть до катастрофической нехватки продуктов питания и товаров первейшей необходимости. Впрочем, большую роль в нынешнем кризисном состоянии играет внешнее влияние, прежде всего политика Америки.

Как бы там ни было, но страна оказалась под угрозой раскола, при котором противоборствующие стороны опираются на внешнюю поддержку. Мадуро и его режим, повторим, поддерживают, прежде всего, Россия и Китай, вложившие в Венесуэлу, по некоторым данным, соответственно, 17 и 70 млрд долларов. Правда, в последние дни появилась информация о том, что, поддерживая Мадуро, Поднебесная ведет переговоры с оппозицией и Гуайдо о защите китайских инвестиций в случае смены режима.

Обстановка вокруг Венесуэлы накаляется. Запад требует от Мадуро провести повторные президентские выборы под международным контролем. Мадуро отказывается, и в этом его поддерживают Россия, Китай и ряд других стран. Мадуро называет Гуайдо «клоуном», требуя в ответ проведения досрочных парламентских выборов. Международное сообщество также далеко не едино в отношении к Венесуэле. ООН воздерживается от поддержки как той, так и другой стороны. Мнение Евросоюза также далеко от единства, поскольку не все страны поддерживают Гуайдо, в частности, Италия. Поддерживает Мадуро и такой своеобразный политик, как глава Турции Реджеп Эрдоган.

Интересна позиция Украины. Отечественные власти, хоть и не поддерживают Мадуро, но признавать Гуайдо тоже отказываются, очевидно, чтобы не создавать внешних прецедентов для внутренних проблем.

Словесная артподготовка

Новое обострение началось в преддверии поставки гуманитарного груза, которая была анонсирована Соединенными Штатами. Гуманитарку, прежде всего продовольствие и медикаменты, планировалось поставлять с территорий Колумбии и Бразилии, которые имеют с Венесуэлой сухопутные границы.

Однако власть Мадуро заявила, что поставок гуманитарной помощи не допустит, поскольку под этим предлогом в Венесуэлу могут вторгнуться американские войска. Министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино заявил о готовности венесуэльской армии любой ценой защищать территориальную целостность страны.

В то же время, по словам Мадуро, Венесуэла готова принять 300 тонн российской гуманитарной помощи. Также помощь мадурианскому режиму якобы готовы предоставить Китай и Турция.

Накануне 23 февраля, даты поставки американского гуманитарного груза, американская сторона сделала ряд устрашающих заявлений в адрес венесуэльского режима. Мадуро в долгу не остался. Вначале Дональд Трамп заявил, что, если военнослужащие Венесуэлы будут поддерживать режим Мадуро, они «потеряют все». В ответ Мадуро назвал заявления Трампа «нацистскими» и отметил, что Трамп ведет себя, как «владелец Венесуэлы», а граждане страны «являются его рабами»

Перепалку продолжил советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. Сначала Болтон поведал, что часть генералитета венесуэльской армии якобы ведет за спиной Мадуро переговоры с оппозицией, возглавляемой Гуайдо. Затем советник Трампа призвал венесуэльских военных сделать правильный выбор, а именно впустить в страну американскую гуманитарную помощь.

«Гуманитарная война»

Режим Мадуро закрыл границы, препятствуя прохождению гуманитарки. Вначале была закрыта граница с Бразилией. Здесь в бразильском городе Боа-Виста на границе с Венесуэлой, по словам президента Бразилии Жаира Болсонару, застряли 200 тонн гуманитарной помощи, включающей продукты питания и медикаменты. В связи с блокированием границы с венесуэльской стороны, Бразилия приостановила поставки, и на венесуэльскую сторону сумел пройти только один грузовик.

Местное индейское население пыталось препятствовать венесуэльским войскам заблокировать границу. В ответ силовики открыли огонь, в результате чего 2 человека коренной индейской национальности пемон погибли, а 14 были ранены. В ответ индейцы захватили генерала национальной гвардии Хосе Мигеля Монтойю, который командовал войсками в момент столкновения.

Ожесточенные бои с гражданским населением развернулись на границе Венесуэлы с Колумбией. Венесуэльские войска были выдвинуты к границе. Мосты через реку, соединяющую страны, были заблокированы войсками Венесуэлы. Успевшие пройти из Колумбии грузовики с гуманитарной помощью были сожжены венесуэльскими силовиками. В ходе столкновения погибли 4 человека гражданского населения, пытавшихся способствовать проходу гуманитарного груза. Около 300 человек были ранены.

Президент Колумбии Иван Дуке распорядился вернуть назад грузовики с гуманитарной помощью, чтобы венесуэльские силовики не уничтожили их окончательно.

Поступила информация, что после инцидента на колумбийской границе десятки венесуэльских силовиков якобы перешли на сторону оппозиции во главе с Гуайдо. Эти данные озвучил и президент Колумбии.

В ответ на действия соседней страны, Мадуро заявил о разрыве дипломатических отношений с Колумбией, аргументируя разрыв тем, что якобы предпринимаются попытки использовать территорию Колумбии для захвата Венесуэлы, хотя никаких других действий, кроме попытки переправить гуманитарку, с колумбийской стороны, не предпринимались.

Правда, оппозиционный лидер Гуайдо заявил о разблокировании границ и подписал соответствующий документ, поименованный указом, в котором Гуайдо называет себя верховным главнокомандующим. Но реальной власти Гуайдо не имеет, а количество перешедших на сторону оппозиции силовиков не столь велико, чтобы сделать погоду, поскольку большая их часть на момент написания этого текста все же сохраняла верность режиму Мадуро.

После боя

Действия режима Мадуро вызвало ожидаемо резкую реакцию в США. Сначала упомянутый советник Трампа по безопасности Джон Болтон заявил, что силовики Венесуэлы должны встать на сторону демократии, то есть Гуайдо. В противном случае, они столкнутся с санкциями и изоляцией, если не прекратят блокировать поставку в Венесуэлу гуманитарной помощи.

Затем выступил госсекретарь США Майк Помпео, озвучивший в адрес Мадуро риторический вопрос: «Что это за больной тиран, который мешает доставить продукты голодным людям?» От имени США Помпео осудил нападения на мирных жителей Венесуэлы, совершенными «головорезами президента Николаса Мадуро», которого Штаты, их союзники и венесуэльская оппозиция считают нелегитимным. Помпео заявил, что США примут меры в ответ на ситуацию в Венесуэле, но на момент написания этого текста еще не было известно, какие именно меры намерен предпринять Вашингтон.

Вопрос был несколько конкретизирован венесуэльским оппозиционером Хуаном Гуайдо, объявившим себя и.о. президента. Он призвал мировое сообщество рассмотреть любые варианты разрешения кризиса в Венесуэле, намекая, в том числе, на возможность внешнего военного вмешательства.

«Сегодняшние события вынуждают меня принять решение: официально заявить международному сообществу, что мы должны допускать все варианты для освобождения нашей родины, которая борется и продолжит бороться», — написал Гуайдо на своей странице в Twitter.

Есть в заявлении Гуайдо весьма любопытная апелляция к покойному лидеру страны Уго Чавесу. «Я сомневаюсь, что Уго Чавес согласился бы с тем, что Мадуро принес в Венесуэлу и в национальные вооруженные силы: голод, насилие, репрессии и страх. Мадуро уничтожил все, начиная с конституции 1999 года, которую создал Чавес в тот период», — написал Гуайдо.

Повторим, это очень любопытное высказывание, если учесть, что Мадуро считается преемником Чавеса, которого тот сам же и выбрал. Кроме того, Чавес является создателем «революционного боливарианского социализма», который считается официальным социально-политическим укладом.

Чтобы было понятно, поясним детальнее. Якобы проамериканский Хуан Гуайдо, числящийся в либерал-демократах и имеющий, мягко говоря, весьма слабую легитимность и авторитет, апеллирует к покойному «боливарианскому социалисту» Чавесу, который, очевидно, остается в Венесуэле авторитетом в широких массах даже с учетом нынешнего критического положения в стране.

Пока трудно предположить, как ситуация в Венесуэле будет развиваться далее. Остается лишь надеяться, что кровопролития больше не будет…

Александр Карпец