Закон о реинтеграции Донбасса усиливает власть президента, однако перспективы самого региона пока остаются туманными. И пока сам документ ожидает подписи Петра Порошенко, ПАСЕ призвала Киев привести его положения в соответствии с минскими соглашениями.
Ситуация на Востоке страны уже давно требует урегулирования на законодательном уровне. Антитеррористическая операция (АТО), изначально провозглашенная после оккупации российскими наемниками части территорий в Луганской и Донецкой областях, себя полностью исчерпала. Военный конфликт с восточным соседом после трехлетнего безрезультатного противостояния еще далек от завершения, поэтому неудивительно, что от украинской власти общество потребовало ответов.
Принятый на прошлой неделе закон о т.н. реинтеграции Донбасса, впервые определяющий Россию страной-агрессором, частично хоть и называет вещи своими именами, однако еще далек от идеала, что открывает широкое поле для манипуляций и злоупотреблений.
18 января Верховная Рада (ВР) приняла Закон об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях. Свои голоса в поддержку документа отдали 280 депутатов. Закон приняли только на 3-й день рассмотрения, поскольку к нему было 673 поправки.
Президент Петр Порошенко, который является инициатором законопроекта, назвал документ «сигналом для Крыма и Донбасса», что они являются частью Украины. На Банковой надеются, принятие закона усилит позиции Украины на международной арене. В свою очередь, власти псевдореспублик ЛНР и ДНР считают принятый закон нарушением минских соглашений и посчитали, что Украина «готовится воевать».
На сегодняшний день единственным международным документом, регулирующим вопросы конфликта в Донбассе, является резолюция Совета Безопасности ООН по Украине 17 февраля 2015 г. Ею единогласно утвержден «Комплекс мер по выполнению минских соглашений», принятый и подписанный в Минске 12 февраля 2015 г.
Это единственный документ, под которым стоит подпись президента России Владимира Путина, согласно которому РФ является гарантом исполнения договоренностей наряду с руководителями Германии, Франции и самой Украины по урегулированию «внутриукраинского кризиса». Поэтому объявив на законодательном уровне Россию агрессором, Киев фактически вышел за рамки «минского процесса».
Впрочем, Порошенко заверил, что никаких нарушений с украинской стороны нет. «Ни дух, ни буква этого закона не противоречат минским договорённостям, как это хотят представить. Украина неуклонно придерживается и будет придерживаться своих международных обязательств», — заверил глава государства. А также сообщил, что закон вскоре будет подписан.
Логику украинской власти по данному поводу понять не мудрено. Ведь тогда по сути получилось бы, что Украина на законодательном уровне признает минские соглашения и обязуется их выполнить. То есть, документы дипломатии второго плана, которые были подписаны сепаратистами и бандитами — Александром Захарченко и Игорем Плотницким, были бы легализованы. Это, в свою очередь, могло развязать руки России, которая бы потом смогла претендовать на участие в предстоящей операции миссии ООН.
Так, в вышеупомянутом законе РФ впервые официально называется агрессором. Документ определяет, что именно восточный «сосед» является инициатором вооруженной агрессии против Украины и оккупантом части украинской территории. Поэтому Украина больше не проводит АТО, а принимает меры по обеспечению нацбезопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии. Террористические организации «ДНР» и «ЛНР» называться «представителями оккупационных администраций РФ». Соответственно, теперь украинские заключенные в плену «ЛДНР» и России будут называться не заложниками, а военнопленными.
Вместо штаба АТО теперь появится Объединенный оперативный штаб ВСУ. Он будет главным органом, которому будут подчинены силы ВСУ, Нацполиции и все, кого привлекают к осуществлению мероприятий по обеспечению нацбезопасности и обороны, сдерживанию и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях. Командующих объединенных сил будет назначать Президент Украины. Границы оккупации будут определяться Президентом Украины по представлению Минобороны и на основе предложений Генштаба ВСУ.
Согласно законопроекту, Украина не будет отвечать за действия оккупантов на временно оккупированных территориях. В то же время украинская власть будет собирать информацию обо всех нарушениях, которые там проводятся, чтобы потом привлечь Россию к ответственности. Все члены оккупационной администрации, и все их псевдоминистры понесут уголовную ответственность. Однако, в законопроекте не указаны ни период, ни условия причинения такого вреда, ни территория, на которой это произошло, что может осложнить доказательства вины России в международных судах.
В законе предусмотрено, что Украина остается преданной «курсу политико-дипломатического урегулирования конфликтов на основе норм и принципов международного права и Устава ООН». Но для обеспечения нацбезопасности и обороны, сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии Украины имеет право привлекать личный состав ВСУ и других военных формирований со всем, что им необходимо для работы. Включая оружие, технику, транспорт и другие достижения цивилизации. Также в законе особое внимание уделяется внедрению военного положения.
Лидер партии «Народный фронт» Арсений Яценюк считает, что решение парламента даст возможность Совбезу ООН принять решение о вводе миротворцев «на тех условиях, которые выгодны для Украины». «Там не должно быть российских миротворцев. Там не должно быть миротворцев, аффилированных с российскими войсками. Должен быть очень четкий мандат, который предусматривает, что миротворцы обеспечивают порядок на украинской территории и самое основное — обеспечивают вывод российских наемников, оккупантов и российских вооруженных сил из территории Украины», — заявил он. Он уверен, что российская сторона будет блокировать такую резолюцию.
Между тем, некоторые считают, что принятый закон выгоден прежде всего власти и олигархам, но никак не народу. В частности, в конечном варианте не были учтены принципиальные поправки, без которых документ может лишь усугубить ситуацию — как на востоке Украины, так и в стране в целом. В первую очередь, речь идет о расширении полномочий президента, которые могут быть использованы им не только для отпора вооруженной агрессии, но и для вмешательства в политические процессы. С другой стороны, парламент лишили возможности реагировать на произвол главы государства. Поэтому президент получил право на единоличное определение районов проведения мероприятий национальной безопасности без объявления военного положения. «Где гарантия, что завтра такой территорией не объявят Майдан с мирными протестующими?» — предостерегли в «УКРОПе».
Данным законом ВР фактически отменяет решение СНБО о торговой блокаде ОРЛДО. «Огромная опасность заложена в том, что торговать будет армия, то есть контролировать торговлю будут Вооруженные силы, объединенный оперативный штаб и так называемый командующий объединенных сил. Я думаю, это огромная трагедия для Вооруженных сил, поскольку торговля и Вооруженные силы несовместимы», — заявила вице-спикер Оксана Сыроид («Самопомич»).
Есть большой вопрос соблюдения прав человека в части ограничения въезда-выезда на оккупированные территории. Депутат от БПП Мустафа Найем объясняет, что лица, которые привлекаются к осуществлению мероприятий по обеспечению нацбезопасности и обороны в Донецкой и Луганской областях, будут наделены беспрецедентными полномочиями. В условиях войны, это вроде бы и правильно, однако Найем отмечает, что «эти полномочия вступают в силу при очень неточно расписанных условиях и для очень широкого круга лиц».
Также никто не знает, что делать с Крымом. И хотя в тексте закона и добавили в перечень оккупированных территорий АР Крым и Севастополь, однако в название закона Крым не внесли. Никаких механизмов возвращения полуострова законодатели также не предлагают. Помимо прочего, в законопроекте так и не появилась точная дата оккупации украинской территории, что помогло бы Киеву отстоять права в международных судах. В законе есть только ссылки на закон о статусе Крыма. Там прописана дата начала оккупации полуострова. Поэтому норму можно истолковать так, что оккупированным у нас есть только Крым.
Также Рада отказалась включить в законопроект поправку №652 о денонсации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ.
«Принятием такого закона Порошенко стремился вычислить из состава политической элиты всех, кто выступает против «партии войны». Хотя в этом состоит стратегический просчет, который грозит очень серьезными и негативными последствиями для Киева. В законе прямым текстом указывается, что врагом Украины является Россия. В такой ситуации необходимо понимать, что должны быть приняты соответствующие решения», — говорит директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
Эксперт не исключил, что в Донбассе возрастет количество провокаций из-за принятия данного закона, что может привести к масштабным военным действиям. «Политическая элита приводит к ситуации, в которой народ вынужден жить под постоянной угрозой войны. Принятие закона о реинтеграции Донбасса является первым шагом к началу войны не только с ополченцами, но и с Россией. Решения Киева крайне опасны. Ведь если Украина действительно решит воевать с РФ, ее будет ждать поражение. Такую войну никогда не выиграть», — подчеркнул политолог.
По словам политолога Александры Решмедиловой, президент пока занял выжидательную позицию в вопросе подписания документа. «На Банковой ждут реакции Запада. Если реакция будет достаточно жесткой, то соответственно, в закон могут быть внесены определенные изменения. Туда могут вноситься определенные правки, чтобы изменить суть некоторых положений. Это поле для маневра», — подчеркнула Решмедилова.
Эксперт прогнозирует, что с подписанием закона будет некое промедление. «Оппозиционный блок внес предложение об отмене закона о реинтеграции. Сейчас пока закрыта сессия парламента, потому вопрос оттягивается до начала новой сессии ВР. Быстрого решения, финальной точки не будет, пока продолжается пауза. Нам надо дождаться того финального варианта, когда президент подпишет закон о реинтеграции Донбасса», — резюмировала эксперт.
Как известно, на следующий день депутаты от «Оппоблока» внесли проект постановления об отмене решения ВР о принятии соответствующего документа, что приостановил его дальнейшее принятие. Согласно регламенту, теперь закон не может подписать глава ВР Андрей Парубий, а также отложена передача его на подпись президента. В частности, регламент требует рассмотреть законодательную инициативу депутатов от «Оппоболока» на следующем заседании, то есть уже после возвращения депутатов с каникул — 6 февраля. Если за это постановление проголосует большинство — закон аннулируют.
Тем временем, накануне ПАСЕ приняла резолюцию, в текст которой включена поправка депутата от «Оппоблока» Вадима Новинского с призывом привести принятый ВР закон о реинтеграции Донбасса в соответствие с минскими соглашениями. «Приняв этот закон, из которого сознательного выброшены любые ссылки на утвержденные Совбезом ООН и упомянутые в четырех резолюциях ПАСЕ минские соглашения, правящая коалиция в украинском парламенте дает всему миру понять, что не хочет дипломатического регулирования конфликта», — заявил депутат, призвав ассамблею осудить попытку одностороннего отказа от выполнений минских соглашений.