Патриархат Варфоломей заявил о том, что не намерен отступать в вопросе предоставления автокефалии Украинской православной церкви и не будет поддаваться внешнему давлению. Более того, он уверен, что РПЦ в результате всё же должна смириться с решением, так как у неё попросту нет выбора.
Столь острая риторика озадачила Москву, которая привыкла к тому, что мир обычно на все ее выходки отвечает исключительно молчаливой «озабоченностью» и попыткой сгладить острые углы. В РПЦ не промолчали в ответ и заявили о том, что Константинополь не имеет церковных привилегий, потому они не должны ему подчиняться. Более того, пресс-секретарь патриарха Кирилла Александр Волков потребовал извинений за «ущерб, нанесенный православию», и заявил, что после этого «дверь для диалога опять откроется».
Ранее в белорусской столице РПЦ заявила о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом из-за решения Синода Вселенского патриархата поддержать предоставление автокефалии УПЦ. Решения Священного Синода Константинопольской церкви, прошедшего на Фанаре, там признали совершенно “беззаконными”, их полностью раскритиковали и акцентировали внимание на двух моментах. Первый – анафема патриарху Филарету. Второй – передача права на Киевскую митрополию. Однако, несмотря на грозный рык в российских СМИ, который раскатывался от патриарших “ястребов”, итог получился довольно скромным. Очевидно, это произошло отнюдь не из-за сильных стараний дипломата-патриарха РПЦ, а из-за рекомендаций Совбеза Российской Федерации, который незадолго до этого экстренно собрался. Скорее всего, тогда поступили указания не “светить” все козыри, а действовать медленно и взвешенно. Стоит отметить, что на поклон в Минск поехали и представители из Украины. Так, на соборе Русской православной церкви нашу страну представляли председатель УПЦ МП митрополит Онуфрий и митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука.
Владыки Московского патриархата считают, что триста лет существования решения о передаче Киевской митрополии в состав РПЦ – это гарантирование её истинности и причина ничего не менять в будущем. Более того, владыки полагают, что Киевская митрополия включает в себя исключительно Киев и регион, в то время как остальная часть Украины, в особенности на востоке и юге – это земли русской православной церкви. Они якобы оказались в составе украинской церкви исключительно территориально, географически. В Синоде также решили напоминать о предсказаниях “времен особых страданий христиан”, хотя это еще “цветочки” в сравнении с тем, что писали другие “ястребы” и блогеры, грозившие скорым приходом Антрихриста, который внешне схож с патриархом Варфоломеем, и пугали людей жуткими историями о “последних временах”, пришедших с “расколом православной церкви”. В итоговом документе в Минске об Антихристе не упоминалось, но он также содержал много пугающих моментов.
Решение разорвать евхаристическое общение – это довольно серьезный шаг, но назвать его расколом нельзя. Ведь, по сути, Вселенский патриарх Варфоломей І довольно точно отметил, что выбора у Москвы и правда нет. Признать решение придется в том случае, если Русская церковь намерена и дальше быть православной, а не превратиться в какую-то раскольническую секту или неправославную конфессию. Более того, односторонний разрыв наносит урон как раз по русской православной церкви и её прихожанам, так как именно на их головы сразу обрушивается огромное количество запретов и перемен. В частности, в РПЦ призвали россиян воздерживаться от посещения горы Афон и вообще её значимость назвали переоцененной. В православные храмы Стамбула и Анталии ходить больше не стоит – пора обратить внимание исключительно на те, которые находятся на территории Российской Федерации. В то же время всем, кто не принадлежит к московскому патриархату, и далее можно делать всё, что и раньше – запретов нет. Так будет продолжаться до тех пор, пока на Фанаре не решат принять симметричные меры, но пока таких планов нет.
Решив разорвать общение с Вселенским патриархатом, РПЦ оказалась на пороге полной самоизоляции в православном мире. Ситуация может несколько измениться в том случае, если демарш поддержат другие поместные церкви, которые решат разорвать евхаристическое общение со Вселенским патриархом. Это и правда будет глобальным расколом, но такой сценарий очень маловероятен. Поместные церкви должны определиться, на чьей стороне окажутся – прервут отношения с Константинополем или же Москва перестанет общаться и с ними, добавив их к числу “раскольников”. Вот только, скорее всего, желающих много не будет, хотя бы по той причине, что “не делать” чего-то намного предпочтительнее, нежели сделать. И вот, пока в Константинополе не заставили выбирать, то можно просто “выразить озабоченность”, а Фанар останется более предпочтительным.
Архиепископ Черниговский и Нежинский, представитель Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий Зоря также подчеркивает, что этот разрыв неполный, так как для констатации полного раскола нужно было бы принять и решение о принципиальном непризнании самой церковной структуры Вселенского патриархата. Он уверен в том, что до этого дело не дойдёт.
Важно отметить, что от анафемы патриарха Варфоломея на Синоде все-таки решили воздержаться, хотя в РФ и поговаривают, что этот шаг не отменили, а только “зарезервировали”, и это может стать следующей по высоте ноте. Это решение (а точнее – его отсутствие) вполне логичное и здравое, так как в таком случае Россия бы прошла точку невозврата. Тогда тот самый раскол точно бы завершился, а РПЦ оказалась вне православия. Таким образом, РПЦ фактически остановилась возле самого края глубокой пропасти. Но балансировать на этой нитке долго не получится – придется всё же сделать выбор. Именно потому, скорее всего, и начали появляться разговоры о «двери, которая может открыться опять».