Политика

Сепаратизм в Украине и его социальные причины

Тема социальных корней сепаратизма в Украине практически полностью замалчивается. В то же время, проблема заключается не только в агрессии Москвы и паранойе Путина. Действительно, Кремль долгие годы подогревал сепаратистские настроения, а сейчас пошел на прямое вооруженное вмешательство. Но именно расслоение общества в постсоветский период привело к возникновению в разных частях страны, прежде всего в Крыму и на Донбассе, широкой социальной базы и соответствующих настроений, чем не преминула воспользоваться Москва.

Сепаратизм на Донбассе является весьма неоднозначным явлением и имеет несколько составляющих. Представление о нем в остальной Украине сильно искажено и упрощено, причем во многом умышленно. Много говорят о наличии на Донбассе некоего количества местных противников Украины, не особо вдаваясь в подробности об их численности и мотивации.

Много и справедливо говорится о том, что сепаратизм и терроризм на Донбассе раздувает Москва, засылая наемников и вооружения, обстреливая нашу территорию, финансируя войну непосредственно в ней участвуя. Точно так же правильно говорят о массовом участии в войне на стороне сепаратистов местного криминалитета, предателей-правоохранителей, люмпенов и деклассированных элементов Донбасса, просто обывателей, одураченных зомбирующей и абсолютно идиотской московской пропагандой.

Если уж и говорится о причинах конфликта, то называются «непримиримые» противоречия между «мовой» и «языком», между «тризубом» и «георгиевской ленточкой» и так далее. Все стороны конфликта, включая Москву, умышленно раздувают национально-языковые, ментально-символические и прочие подобные отличия

Но есть социально-классовая составляющая, которая умышленно замалчивается, поскольку она не вписывается в «простую» языковую, этно-конфессиональную схему, удобную как для Кремля, так и для наших властей.

Значительное число населения неконтролируемой части Донбасса, включая так называемых ополченцев, по крайне мере, в начале конфликта, полагали, что выступают против царящей в Украине вопиющей социальной несправедливости, против политического и имущественного неравенства, наконец, против эксплуататорского класса за некое справедливое, без эксплуатации человека человеком, общество, каковое, по их мнению, должно быть установлено в мифической и уже не состоявшейся «Новороссии» под мудрым, суровым, но справедливым скипетром Кремля.

Кстати, наличие подобных замалчиваемых в Украине тенденций, похоже, сильно не понравилось и в Москве. К такому выводу приводит тот факт, что соответствующий информационный поток в донбасских СМИ был оперативно перекрыт еще летом 2014 г., и сделано это было явно Москвой, поскольку больше некому. Таким образом, и украинская и российская олигархические власти имеют одинаковые классовые интересы, сколько бы наша элита не упражнялась в патриотизме, гневно клеймя агрессора.

Что же касается наивной веры части населения Донбасса в то, что ЛДНР сможет стать шагом к некоему справедливому общественному устройству, очевидно, что «товарищи идут неверной дорогой», поскольку московский империализм в своих целях нагло использовал их наивность, политическую неграмотность, и мировоззренческую ограниченность. Олигархический строй в России ничем не лучше, а во многом даже хуже своего украинского аналога. А справедливое общество в рамках «новороссий» и «донецко-луганских республик» – это и вовсе утопия. Куда это ведет – хорошо видно на примере кланово-мафиозных образований вроде Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, находящихся под протекторатом все того же Кремля.

Социальная составляющая сепаратизма свидетельствует о том, что в Украине имеет место тот классовый конфликт, которого давно следовало ожидать из-за катастрофического имущественного расслоения. Просто социально-классовый конфликт, с одной стороны, объективно, а с другой, умышленно скрыт ментально-территориальными и национально-языковыми противоречиями, а также империалистической агрессией Кремля.

Back in USSR, или чего хотел рядовой сепаратист

Чтобы лучше понять причины сепаратизма, следовало с самого начала в 2014 г. присмотреться и прислушаться не только и не столько к тем «на той стороне», кто стрелял, взрывал и убивал, сколько к обычным обывателям, являющимся сторонниками «братского единения» с Россией.

В начале московской агрессии в Крыму информационное пространство изобиловало интересными высказываниями этой публики: «Украина – недогосударство, которое нам ничего не дало… Путин послал русские войска, чтобы они освободили нас от олигархов  (!!! – Авт.). Возвращаемся на родину, в Россию, в СССР». И так далее…

Радость по поводу прихода российских войск сопровождалась размахиванием не только российскими триколорами, но часто также советскими флагами, а также флагами родов войск бывшего СССР. На площадях звучали советские песни и даже «Интернационал».

Можно много и справедливо говорить о том, что обыватели одурачены московской пропагандой, которая многие годы на полуострове промывала мозги о том, что в Украине в нищете и под националистическим гнетом страдают «русские люди», и о «великой, встающей с колен России, которая заставляет себя уважать коварный Запад и в которой пенсии и зарплаты в несколько раз выше, чем в Украине».

Но дело в том, что за время независимости многие граждане действительно впали в нищету, были выброшены на обочину жизни, утратили социальный статус и самоуважение, а посему ощутили полнейшую утрату перспектив и смысла бытия.

В СМИ приходилось не один раз видеть язвительные высказывания примерно следующего содержания: «Большинство сторонников пророссийских идей на Востоке — это пенсионеры, безработные и люмпен-пролетариат из депрессивных районов Донбасса… Россия должна больше всех радоваться краху своих планов на Востоке Украины… Среди стремящихся воссоединиться с северо-восточными соседями, слишком много тех, кто рассчитывает на вознаграждение за свою преданность – на более высокую зарплату или пенсию, подачку на пропой, гарантированное право на тунеядство… Московские деньги и пропаганда разбудили самых мрачных люмпенов Донецка». Отметим, что подобные тексты писали и продолжают кое-где еще писать очень неглупые люди в весьма уважаемых изданиях, называть которые не будем по этическим соображениям. На самом деле, здесь не все так просто…

Прежде всего, следует обратить особое внимание следующий факт. За время после развала Союза в Украине возникла такая многочисленная социальная прослойка «самых  мрачных люмпенов», что она угрожает суверенитету и территориальной целостности страны. Очевидно, что проблема не только и не столько в московской пропаганде, сколько в общественных отношениях, порождающих потенциальную массовую «пятую колонну» соседнего империалистического государства. В этом повинны олигархи и власти, породившие нынешний социально-экономический уклад.

Еще одно важное замечание. Можно по-разному относиться к советскому прошлому. Например, его можно резко и справедливо осуждать за ужасы сталинского фашизма под коммунистическими лозунгами, что привело к дискредитации коммунистической идеи. Можно рассказывать анекдоты о «кукурузном» волюнтаризме времен Хрущева и «старческом маразме» времен Брежнева.

Но невозможно отрицать тот факт, что это была сверхдержава, которая не только «летала в космос, покоряла Енисей и даже в области балета была впереди планеты всей», но также обеспечивала своих граждан широчайшими социальными гарантиями. По крайней мере, так было в позднесоветский период.

Естественно, что очень многие обыватели хотели бы вернуться в те времена. Причем это касается не только старшего поколения, жившего в советское время, но и более молодых. Заменителем несуществующей уже страны выступает Россия, что является следствием не только стараний московской пропаганды, но также мифологизации России в массовом сознании и некоторыми особенностями массовой психики вообще.

Другое дело, что современная Россия не имеет ничего общего с бывшим СССР, а слухи о высоком уровне жизни и социальной защиты в России слишком преувеличены. Более того, на момент начала конфликта в 2014 г. в Украине «остатков СССР» в хорошем смысле, то есть в плане социальных гарантий, было даже несколько больше по причине реальной сменяемости власти, которой в России уже давно нет. Правда, за истекшие три года все это было прочти полностью аннулировано.

И вообще, как это ни парадоксально, но российский капитализм намного более жестокий по сравнению с его украинской разновидностью. Жилищно-коммунальная сфера в России, в основном, уже находится в частных руках. Частники, исходя из своих шкурных интересов, диктуют некоторые тарифы. За коммунальные долги там уже давно выбрасывают из жилья, чего в Украине пока нет, но хотят устроить как раз по российскому сценарию. Кстати, кабальный и антинародный жилищный кодекс, который пыталась протащить власть Виктора Януковича, был скопирован именно с российского аналога. У нас его принятие благополучно провалили, в России бы этого не удалось. В России сложнее с бизнесом и получением различного рода лицензий на его ведение.

О правах и свободах в России и вовсе говорить не приходится. Это в Украине пророссийские элементы устраивали в свое время многотысячные митинги. В России за это могут дать до 10 лет. А если же захватывать админздания или банковские офисы «в знак протеста», то это в Украине долго уговаривают не нарушать общественный порядок, а в России это называется терроризмом, сопровождается жесткой «зачисткой» вплоть до физического уничтожения.

И это далеко не полный перечень всех «прелестей» российского бытия! А с Советским Союзом в его лучшем понимании не имеет ничего общего, повторим, ни Россия, ни, тем более, ЛДНР.

Вместо вожделенной социальной справедливости и равенства, жители Крыма получили реакционно-полицейский, фашизоидный режим Путина, а пресловутые «жители Донбасса» превратились в население бандитско-мафиозных образований, которые местные уже сами прозвали «дырой».

Александр Карпец