Политика

Арест Савченко: что дальше?

Верховная Рада поддержала снятие неприкосновенности, привлечение к уголовной ответственности, задержание и арест Надежды Савченко. Сегодня в Шевченковском райсуде Киева состоится заседание по избранию ей меры пресечения. Генпрокуратура будет просить арест без альтернативы внесения залога.

Утро четверга в парламенте началось с заседания регламентного комитета. Он должен был к открытию заседания ВР успеть рассмотреть вопрос о снятии неприкосновенности с бывшей военнопленной летчицы, осужденную в России по делу об убийстве журналистов на Донбассе и помилованную указом президента РФ, Героя Украины, первого номера в списке партии «Батькивщина», а ныне внефракционного депутата Надежды Савченко.

На заседании комитета присутствовал генпрокурор Юрий Луценко, который лично озвучил представления. По его словам, Савченко совместно с ранее арестованным руководителем «Офицерского корпуса» Владимиром Рубаном готовили государственный переворот с привлечением к этому офицеров 8-го полка спецназначения ВСУ. Теракт должен был произойти из оружия пророссийских боевиков, которые оккупировали часть Донбасса. Кроме намерений взорвать парламент, они хотели обстрелять из 120-мм минометов центр Киева.

По словам Луценко, один из офицеров ВСУ подтвердил, что Савченко пыталась завербовать его для теракта. «Следствию стало понятно, что речь идет не о бред или больные фантазии политиканов. Это вовсе не сюрреализм, это — живая, боевое оружие, которым планировалось уничтожить людей — как представителей власти, так и просто мирных жителей центра столицы», — сказал он.

Савченко также присутствовала на заседании регламентного комитета. Она пришла туда с «гранатами». Как позже прояснилось, это были фрукты, которые она демонстративно извлекла из своей сумки и потом, рассказывала о том, как коллеги испугались, что это могли быть настоящие гранаты с дальностью поражения — до 120 метров.

Тем не менее, она признала, что причастна к вывозу оружия с оккупированных территорий, однако объяснила это тем, что «каждая вывезена единица оружие не прилетит и не разорвется по нашим солдатам». Также она подтвердила факт разговоров об организации терактов. Но назвала это собственной спецоперацией с целью создать «политическую провокацию, чтобы показать власть смешной». В итоге члены регламентного комитета Рады единогласно признал законными и обоснованными все три представления Луценко в отношении Савченко. Далее действия перенеслись непосредственно в зал заседания парламента.

Выступая с трибуны, Луценко фактически повторил сказанное им в ходе заседания регламентного комитета. После чего в парламенте показали видеодоказательства подготовки государственного переворота. По словам Луценко, у него есть и другие видеозаписи, доказывающие подготовку теракта. Их общий объем составляет 74 ГБ информации. Совокупная продолжительность аудио- и видеоматериалов равна трем суткам.

Свое выступление в парламенте Савченко начала с довольно примитивной для политика такого уровня фразы: «Сейчас вср***», заявив, что не откажется от звания Героя Украины, так как доказывала свое «геройство» в московских тюрьмах и докажет это внутренним врагам Украины. «Если бы из вас хоть кто-то поехал и поговорил с украинцами от запада до востока, то вы бы поняли, что единственным злом в Украине, что не дает мира, — это украинская власть. А злом вне Украины, не дает мира, — это российские власти. Так чем мы отличаемся для нашего народа от нашего оккупанта?», — задалась она вопросом.

По ее словам, все, что инкриминировал ей Луценко, «были точно его действия как лидера Майдана». «У вас получилась, у вас получилось прийти к власти, не получилось у народа — изменить систему», — резюмировала она. Кроме того, она раскритиковала украинскую власть за торговлю с Россией. Позже Савченко имела еще одно выступление, в котором сказала, что изменить ситуацию в стране «без терактов» можно путем изменения политической системы и принятия новой Конституции.

Примечательно, что именно два года назад в этот день Донецкий суд Ростовской области РФ приговорил Савченко к 22 годам тюрьмы. Теперь уже зеленый свет для ареста и обвинительного приговора для Савченко дал украинский парламент. Оперативные записи спецслужб, предоставленные Луценко, настолько поразили депутатов, что в защиту скандального политика, кроме «Оппозиционного блока», практически никто не высказался.

После голосования ей в помещении парламента объявили подозрение. Следователь предложил депутату проехать с ним на автомобиле в СБУ для оформления протокола о задержании и взятия ее под стражу. Однако Савченко захотела пройтись туда пешком, на что получила согласие оперативника. По дороге в она упрекнула правоохранителей за то, что ей не надели наручники, на что те сослались на гендерные преимущества, мол «она же женщина». Заходя в здание СБУ, напоследок она бросила фразу: «Власть приняла свое решение, а дальше решение за вами».

Член коллегии МВД Антон Геращенко считает, что Савченко может получить от пяти до десяти лет. «Обвинения достаточно серьезные, но благодаря тому, что этот теракт был предотвращен и никто не погиб, судьи могут избрать ей срок, которые может быть в несколько лет — пять или десять», — заявил он.

«Во всей этой истории с Савченко и Рубаном мне не нравится только одно: что фактически СБУ спровоцировала это преступление. Вот в чем самая большая проблема. Я имею в виду и незаконный оборот оружия, и эти Надины разговоры», — заявил бывший замначальника СБУ Виктор Ягуней.

По его словам, если бы была просто информация о том, что у неё в голове что-то крутится, то в нормальной стране зачастую преступление предотвращается на стадии подготовки. «Зачем надо было доводить его до какого-то логического завершения — непонятно. То есть для меня как раз понятно: видимо, кто-то хотел на этом заработать, хотели показать, что вот — мы раскрыли заговор военных. А то, что заговор военных должен быть, это сто процентов. Без него ж нельзя. И надо президенту показать это всё. А президент и «повелся»», — резюмировал он.

Директор Фонда «Украинская политика» Кость Бондаренко уверен, что данная ситуация активно будет раскручиваться во время предвыборной гонки. «Скорее всего, мы имеем дело с технологической игрой, игрой технологов, которые, используя амбиции, используя психологическое состояние Надежды Савченко, создают искусственный противовес Юлии Тимошенко. По крайней мере, создают некоего персонажа в украинской политике, который должен забирать голоса у Тимошенко. Хоть 2-3 процента, но все-таки «откусить»», — считает. По его мнению, мы не увидим приговоров ни для Рубана, ни для Савченко: «вообще, здесь же важен не результат, а процесс».

По мнению директора социологической службы «Украинский барометр» Виктора Небоженко, история с Савченко может быть связана с конфликтом украинской власти с Виктором Медведчуком, который считается представителем пророссийских сил в Украине и является кумом Владимира Путина. Мол, тот полностью монополизировал личные контакты Порошенко и Путина.

«Порошенко очень не нравится, что Медведчук стал преградой между ним и Путиным. Потому что Порошенко не знает, как передаются его слова Путину. Медведчук получил свои экономические преимущества в Украине, благодаря манипуляциям: он говорит одно в Москве, а в Киеве – другое. Поэтому обвинения в попытке госпереворота Рубана и Савченко – прежде всего давление на Медведчука», — заявил эксперт.

По его словам, как только следователи получат Савченко в свое распоряжение, «каждые 20 минут будут задавать контрольный вопрос: знаете ли вы Медведчука, и какова его настоящая фамилия в Москве?». При этом, по мнению политолога, суд не сможет закончить ни одно дело против Савченко, потому что каждый раз она будет менять показания.

По мнению директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, Украину ждет увлекательный судебный процесс. Однако, по его мнению, сейчас главное — поверят ли в обвинение люди. «Если говорить о краткосрочных последствиях, то будет много шума. Возможно, какие-то митинги в поддержку или против Савченко, а дальше — ничего. А если говорить о более долгосрочных последствиях, то нас ждет интересный, увлекательный судебный процесс. И не известно, сможет ли в ходе этого процесса Генпрокуратура, обвинение в целом, разрешить изначальную дилемму, которая с самого начала характеризует дело Савченко. Это дилемма между законностью и народным мнением, между легальностью и легитимностью», — резюмировал Карасев.

Ксенiя Лазоренко