Дружеские отношения Киева и Минска дают трещину. Несмотря на то, что наши северные соседи в вопросе конфликта на Донбассе до последнего старались продемонстрировать нейтральную позицию, предоставляя площадку для переговоров в «нормандском формате», недавний шпионский скандал показал, что в вопросах безопасности и обороны провести грань между интересами России и Беларуси очень сложно.
Официальный Минск объявил «персоной нон грата» первого секретаря посольства Украины Игоря Скворцова за то, что он якобы координировал разведывательную деятельность украинского журналиста Павла Шаройко, ранее арестованного в Беларуси за шпионаж. Последнему может угрожать до 15 лет лишения свободы.
По словам представителя Комитета госбезопасности Беларуси Дмитрия Побяржина, Шаройко признал, что он является сотрудником кадрового аппарата военной разведки и работал под прикрытием. «Он также подтвердил, что координацию его разведывательной деятельности осуществлял сотрудник Главного управления разведки (ГРУ) Минобороны Украины Игорь Скворцов, действовавший под прикрытием советника посольства Украины в Беларуси. За деятельность, не совместимую с дипломатическим статусом, Скворцов объявлен «персоной нон грата», — отметил Побяржин.
После этого по просьбе белорусской стороны Украина отозвала из Минска Игоря Скворцова. В отечественном МИД предприняли симметричные меры, объявив «персоной нон грата» одного из сотрудников посольства Беларуси в Украине. «Как правило, по дипломатической практике сохраняются более-менее равноценные должности при высылке дипломатов», — заявила пресс-секретарь МИД Марьяна Беца.
В то же время, Киев отрицает обвинения. Пресс-служба ГУР Минобороны Украины обнародовала заявление, в котором говорится, что Шаройко не является их штатным сотрудником и не работал по их заданию. Между тем, сообщается, что задержанный действительно проходил службу в ГУР Минобороны Украины на должности начальника пресс-службы. В 2009 г. он был уволен с военной службы по состоянию здоровья, затем работал по ранее приобретенной специальности — журналистом украинских СМИ, в том числе корреспондентом на территории Беларуси. «Задержание на белорусской территории украинского журналиста Шаройко может трактоваться как провокационное», — заключили в ведомстве.
Данная ситуация — не единственная, которая демонстрирует картинку реального отношения Минска к Киеву. Ярким примером стало голосование против резолюции ООН по Крыму. Тогда первый зампред Верховной Рады Ирина Геращенко заявила, что Беларусь нанесла Украине «удар ножом в спину», отметив, что Беларуси «опять не хватило нейтральности для отличной от РФ позиции».
Затем было проведение совместных с Россией стратегических учений Запад-2017. Кроме того, было похищение российским ФСБ в Гомеле украинского блогера Павла Гриба. Его якобы выманили за пределы Украины, арестовали, после чего содержат в СИЗО в Краснодаре по подозрению в терроризме. И вот — арест украинского журналиста Павла Шаройко — аналогичная схема, которую ФСБ РФ ранее уже задействовала против журналиста Романа Сущенко.
Посол Украины в Минске Игорь Кизим назвал «чушью» и «шпионскими играми» обвинения КГБ против Шаройко и Скворцова. «Идет нагнетание обстановки. Меня это удивляет. Не верю, что Павел Шаройко нанес какой-либо ущерб интересам Беларуси. Белорусы — наши братья, как говорит Александр Григорьевич. У нас никогда не было деятельности против Беларуси», — сказал дипломат.
Координатор группы «Информационное сопротивление» Константин Машовец указал на подозрительные особенности дела украинского журналиста. Он отметил, тот факт, что Шаройко ранее работал главой пресс-службы ГУР и о его связях с украинской разведкой было известно всем, украинская разведка бы не отправила работать шпионом настолько публичное лицо.
«Если бы Шаройко действительно был разведчиком, он бы, очевидно, не публиковал на своей странице в Facebook десятки фото с официальными лицами и свои мысли о двусторонних отношениях Украины и Беларуси», — написал он в Facebook. Таким образом, делает вывод Машовец, скорее всего, дело было организовано как раз российскими спецслужба с целью ухудшения украино-белорусских отношений.
С ним солидарен и директор Фонда «Майдан иностранных дел» Богдан Яременко. «Все эти действия, безусловно, связаны с Россией. У самого Лукашенко нет причин и мотивов портить отношения с Украиной. Но это от него не зависит. Он — совершенно не самостоятельная фигура. Суть его политики состоит в сохранении собственного правления и режима. А это он может делать, лишь полагаясь на ресурсы, которые он получает из России. Потому и в дальнейшем россияне будут определять политику Беларуси, в первую очередь, в отношениях с Украиной», — отметил эксперт.
По мнению политолога Руслана Бортника, в украинско-белорусских отношениях происходит умышленное нагнетание ситуации. «У меня складывается впечатление, что «антибелорусские» страсти нагнетаются для того, чтобы окончательно разрушить «минский формат». Чтобы сказать, что Минские соглашения больше не работают и давайте искать что-то новое. Поэтому была организована эта истерия в связи с белорусским голосованием по резолюции в ООН, хотя прошлогоднее голосование с ее стороны было такое же. Тем более «против» голосовали Индия и Китай, а какого-то политического выпада в отношении этих двух стран мы не видели. В данном случае мы видим умышленное нагнетание ситуации, цель которой — разрушение «минского формата» — ликвидация места, где проходит обсуждение переговорного процесса», — отметил Бортник.
Он добавил, что на сегодняшний день тяжело прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, так как Беларусь резко реагирует на подобные выпады со стороны Украины. «Там понимают политическую подоплеку этих вещей, но сегодня мы можем констатировать, что последний друг по периметрам наших границ меняет отношение к Украине. А возможности для политических маневров серьезно сужаются», — резюмировал Бортник.
По мнению минского политолога Валерия Карбалевича, действия КГБ совершенно несвоевременные, они разрушают тот образ Беларуси, который МИД создавал на протяжение последних трех лет после аннексии Крыма. «Это — образ страны, главного субъекта урегулирования украинского кризиса. Именно на этой дипломатической конструкции начался процесс нормализации отношений Беларуси с ЕС», — сказал политолог.
Этого же мнения придерживаются и в Центре исследований армии, конверсии и разоружения. «При таких условиях потуги Минска казаться региональным донором безопасности и новейшей геополитической площадкой типа «Хельсинки-2» выглядят заангажированно, а порой —ничтожно. С учетом этого скептически воспринимаются остальные инициативы Беларуси, такие, как размещение на Донбассе белорусских миротворцев. Их следует рассматривать в контексте вассальной зависимости Лукашенко от Путина. Пример этого — проведение на территории Беларуси унизительных и нежелательных для Лукашенко учений «Запад-2017». Там РФ открыто использовала белорусскую землю как плацдарм для возможного нападения на страны Балтии и Польшу», — считают эксперты центра.
Отношение ЕС и Беларуси действительно заметно улучшились в последние годы. Александра Лукашенко, который всегда считался изгоем в европейских кругах, в этом году даже пригласили на саммит Восточного партнерства, который состоится послезавтра, 24 ноября.
Однако побывать в Брюсселе белорусскому лидеру не суждено. Влияние российского президента Владимира Путина, который при первых намеках на сближение с европейцами по традиции начал вводить некоторые экономические ограничения по отношению к Минску в начале этого года, все же принесло свои политические плоды. Александр Лукашенко решил проигнорировать пригласительную открытку европейских коллег.
«В настоящее время «Восточное партнерство» ЕС в большей степени является форматом сотрудничества, в котором страны-партнеры добиваются признания европейской перспективы. Беларусь не ставит перед собой такой цели», — говорится в сообщении, размещенном на сайте МИД Белоруссии. Минскую делегацию на мероприятии возглавит министр иностранных дел Владимир Макей.
Напомним, на прошлой неделе министр в ходе встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым заявил, что Минск готов отправить своих миротворцев в Донбасс. «Мы готовы выделить соответствующий миротворческий контингент, если это будет приемлемо всем заинтересованным сторонам, для того, чтобы участвовать в решении миротворческих задач», — заявил он.
Идея не нова. Впервые с таким предложением выступил Александр Лукашенко еще в октябре 2014 г. Однако тогда ни Россия, ни Украина не были готовы принять такой вариант. Теперь же на переговорах со своим белорусским коллегой, Лавров утверждает, что позиции Минска и Москвы по ситуации на Донбассе совпадают.
Комментируя предложение Минска депутат от «радикалов», Игорь Мосийчук заявил: «У меня есть огромное сомнение, что там будут белорусские миротворцы. А более того, это будет «троянский конь» Путина, назовутся белорусскими миротворцами, зайдут российские оккупанты. Не зря Турчинов сообщал, что там уже и технику перекрашивают под миротворцев».
В середине сентября замглавы министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука подчеркнул, что в миротворческий контингент на Донбассе не должны входить дружественные России страны.