Политика

Почему борьба Зеленского с олигархами выглядит крайне противоречиво?

Президент Украины Владимир Зеленский обещал обуздать власть олигархов в стране. Однако новый антиолигархический закон скорее направлен на укрепление его собственного положения.

5 ноября президент Украины Владимир Зеленский подписал антиолигархический законопроект, направленный на сдерживание “чрезмерного влияния людей, имеющих значительный экономический и политический вес”. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Emerging Europe.

Зеленский заявил, что этот закон будет защищать “интересы граждан”, а не “кучки богачей”.

Законом, который был принят украинским законодательным органом в сентябре, вводится юридическое определение олигарха, создается реестр магнатов, а также требующий от чиновников декларировать контакты с олигархами или их представителями.

Законопроект также запрещает олигархам финансировать политические партии, политические кампании и массовые акции, а также не позволяет им участвовать в приватизации государственных активов.

Несмотря на это, многие эксперты считают, что этот закон открывает широкие возможности для субъективного преследования и может быть популистским шагом, направленным на усиление его президентских полномочий.

Отсутствие реформ

Олигархи в Украине впервые появились в 1990-х годах, когда в новой независимой стране ключевые экономические активы сосредоточились в руках всего нескольких человек.

С тех пор многие из этих людей остаются влиятельными игроками в украинской политике и экономике.

В 2014 году, когда тогдашний президент Виктор Янукович бежал из страны на фоне революции Евромайдана, все ключевые сектора экономики и СМИ оказались под контролем олигархов.

Новое, прозападное правительство вскоре провело ряд реформ, чтобы ограничить власть олигархов. Тем не менее, эта политика не смогла обуздать глубоко укоренившиеся коррупционные схемы.

В 2019 году Зеленский победил на президентских выборах, пообещав бороться с влиятельными старыми элитами и гарантировать большее равенство. Многие возлагали большие надежды на то, что он обуздает олигархов сразу после вступления в должность. Однако ожидания людей не оправдались. Более того, во время его президентства многие государственные активы были возвращены под контроль олигархов, что подорвало некоторые шаги предыдущего правительства.

Кроме того, недавнее изменение налогового кодекса Украины было направлено против малых предприятий и практически не затронуло бизнес, принадлежащий олигархам.

По мнению Вероники Мовчан, главы киевского Института экономических исследований и политических консультаций, реальные антиолигархические меры должны были включать судебную реформу и сильное антимонопольное законодательство.

“Все это полностью отсутствует в Украине, и пока нет заметных улучшений в борьбе с олигархическими системами”, — говорит она.

Связи Зеленского с олигархами

Антиолигархический законопроект представляется скорее популистским шагом, поскольку Зеленский не укрепил независимость судебной системы и не отменил налоговые льготы для крупного бизнеса. Нынешнего главу государства даже обвиняют в связях с олигархами.

Много обсуждений было посвящено его связи с олигархом Игорем Коломойским, владельцем 1+1 Media Group, одного из крупнейших медиа-конгломератов в Украине.

Хотя Коломойский с марта находится под санкциями Государственного департамента США в связи с его предполагаемым “участием в значительной коррупции”, его медиа-активы активно использовались для продвижения Зеленского во время его предвыборной кампании.

Теперь, когда до следующего президентского голосования осталось всего два года, считается, что Зеленский не станет рисковать ограничением власти Коломойского, поскольку тот может вновь сыграть значительную роль в политическом успехе Зеленского.

Тем временем, недавно просочившиеся в сеть документы Pandora Papers показали, что оффшорные активы Зеленского в значительной степени были получены от телепередач, транслируемых на каналах Коломойского.

По мнению Павла Гавличка, научного сотрудника Ассоциации международных отношений, пражского аналитического центра, Коломойский имеет значительные рычаги влияния на партию Зеленского, которые “могут быть мобилизованы в случае необходимости”.

Правительство Зеленского неохотно принимает меры против мэра города Днепра и бывшего союзника Коломойского Бориса Филатова, которого обвиняют в злоупотреблении служебным положением. Национальный союз журналистов Украины (НСЖУ) утверждает, что муниципальная охрана Филатова постоянно запугивает и нападает на съемочные группы местного телевидения.

По данным организации, подобные инциденты происходили с 2017 года, в результате чего многие журналисты “подвергались избиениям, угрозам, поджогам редакций, автомобилей и типографий”.

Ожидается, что влияние Коломойского и таких, как Филатов, на Зеленского будет расти в преддверии президентских выборов, поскольку они могут мобилизовать региональные элиты на поддержку нынешнего президента.

“Последние местные выборы доказали, что президентское влияние ограничено в регионах и на местном уровне”, — сказал Гавличек.

“Вместо этого местные и региональные независимые партии доминируют в этом пространстве и извлекают выгоду из децентрализации, в том числе в плане ресурсов”.

Субъективный таргетинг?

Законопроект против олигархов был инициирован самим Зеленским в рамках его обещания искоренить коррупцию.

Законопроект определяет олигарха как лицо, отвечающее трем из четырех критериев, включая “владение или значительное влияние на СМИ; контроль над монополией в бизнесе; участие в политической жизни или чистый капитал в размере 2,4 миллиарда украинских гривен (91 миллион долларов США) или более”.

Однако есть сомнения в том, что законодательство сможет ограничить влияние олигархических групп, поскольку критерии определения олигархов субъективны и допускают манипуляции.

Согласно законопроекту, Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) будет выполнять функции наблюдательного органа, которому поручено составить список людей, подпадающих под критерии олигархов.

Таким образом, на людей, обозначенных как олигархи, будут наложены ограничения, включая запрет на занятие государственных должностей, финансирование политических партий и участие в приватизации.

При этом закон о деолигархизации не содержит никаких объективных шагов по ослаблению олигархов и отдает последнее слово Совету национальной безопасности и обороны (СНБО), органу, сформированному лично президентом, чтобы выборочно определить, кто является олигархом и кто должен столкнуться с ограничениями на владение СМИ или участие в политической жизни страны.

Критики утверждают, что для применения положений законодательства необходимо участие независимого органа, который должен быть прозрачным и подотчетным.

В нынешнем виде – когда президент контролирует его реализацию – законопроект может быть использован для сведения счетов с конкурентами путем выборочной атаки на них, включая влиятельного бизнесмена и бывшего президента Петра Порошенко, а также самого состоятельного украинского бизнесмена Рината Ахметова.

Также сомнительно, что Совет национальной безопасности и обороны обуздает олигархов, близких к Зеленскому, таких, как Коломойский, Веревский или Филатов.

“СНБО, как и другие структуры, подконтрольные президенту, по определению не могут считаться независимыми. То же самое касается СБУ, Генеральной прокуратуры или Конституционного суда, над которыми президент Зеленский также имеет определенные рычаги влияния”, — говорит Гавличек.

Елена Каденко