Политика

Венгерская рапсодия. Новое обострение отношений между Киевом и Будапештом

Страсти, которые разгорелись вокруг раздачи венгерских паспортов в Закарпатье, откровенно удивляют, поскольку этот процесс начался отнюдь не вчера. К тому же, он имеет глубокие историко-национальные корни, о которых следует сказать отдельно, чтобы понять суть проблемы.

Если говорить о социально-экономических причинах масштабного похода за венгерскими паспортами, то и здесь нет ничего неожиданного. Наряду с сепаратизмом и катастрофической трудовой миграцией, венгерская проблема является одним из элементов процесса деконструкции страны по причине тотальной коррупции, бедности, вопиющего неравенства, отсутствия перспектив. Одни массово бегут на заработки, другим захотелось в «русский мир», венгры вполне закономерно стремятся в Венгрию, тем более, что венгерский паспорт считается одним из самых сильных в мире.

Кроме Москвы и Будапешта, процессом дезинтеграции Украины умело пользуются все кому не лень. Польша уже давно раздает «карты поляка», а польские корни в Украине имеют очень многие. Многочисленные жители Буковины и Бессарабии обзаводятся румынскими паспортами. На этот факт обращаем особое внимание, поскольку следующий паспортный скандал, похоже, будет там, ибо румынская проблема, как и венгерская, назревает давно.

Появилась информация о том, что Чехия готова раздавать свои паспорта тем, чьи предки жили в межвоенной Чехословакии, то есть во все том же Закарпатье. И даже Германия подумывает о том, чтобы открыть свой рынок труда для граждан Украины!

Но вернемся к венгерскому вопросу, резко обострившемуся после публикации 19 сентября 2018 года в интернете снятого скрытой камерой видеоролика, на котором граждане Украины присягают на верность Венгрии, что является обязательной процедурой для получения венгерского гражданства. Действо происходило в венгерском консульстве, расположенном в закарпатском городе Берегово, по-венгерски Берегсас. Отметим, что Береговский район является местом наиболее массового проживания граждан Украины венгерской национальности. По окончании церемонии консул посоветовал новоиспеченным гражданам Венгрии не афишировать факт получения ими второго гражданства, поскольку из украинского гражданства они не выходили.

Отметим, что в Венгрии и многих других странах Евросоюза двойное, тройное и так далее гражданство разрешено. Правда, в раде стран «многогражданство» запрещено, например, в соседней Словакии и в Австрии.

Подчеркнем также, что в Украине двойное гражданство запрещено, но никакого наказания за него не предусмотрено. Разговоры о введении такого наказания ведутся долгие годы, но не более. Причина, очевидно, в том, что значительная часть отечественной так называемой элиты имеет паспорта других стран, и никто не намерен рубить сук, на котором сидишь.

Видеоролик вызвал шквал эмоций, что само по себе удивляет, поскольку, повторим, все это давно известно.

Министр иностранных дел Климкин обвинил Россию в «создании напряженности с венграми» в Закарпатье. Министр отметил, что это не в интересах венгров  и пообещал, что политика в отношении венгерской общины будет вежливой, но жесткой и последовательной.

Климкин заявил, что Венгрия должна будет отозвать своего консула в Берегово до конца этой недели. В своем  видеообращении на Facebook Климкин отметил, что если Венгрия откажется это сделать, Украина вышлет консула сама.

“Я предложил венгерскому министру отозвать этого консула. Если это не будет сделано на этой неделе, мы вышлем ноту венгерской стороне о его высылке. Именно на этой неделе”, – подчеркнул он.

“Я предостерегаю всех от “наездов” – простите за недипломатический язык – или травли венгров Закарпатья. Наоборот, должны помочь нашей венгерской общине, должны перехватить инициативу, действовать очень последовательно и инициативно. И вообще будем действовать с Венгрией вежливо, но очень жестко”, – отметил Климкин.

Позицию Климкина поддержал Порошенко. Говоря о недружественной позиции Венгрии, Порошенко заявил, что страны должны уважать суверенитет друг друга.

В ответ, венгерский коллега Петер Сийярто пригрозил неминуемыми зеркальными ответными мерами. Отметим, во время пребывания в ООН в Нью-Йорке Климкин и Сиярто встречались на предмет улаживания ситуации, но о сколько-нибудь положительных результатах ничего не известно.

Складывается впечатление, что публикация с последующим раздуванием истерии была таким себе предвыборным вбросом, поскольку известно, что поиск внешнего врага является самым простым и дешевым способом мобилизации определенных категорий электората. И вот уже в медиа запускаются страшилки о том, что в Закарпатье стягиваются украинские войска, и есть версия, что делается это с подачи Москвы для расшатывания внутриполитической ситуации в Украине.

Действительно, Москва в присущей ей скотской манере непременно будет влезать в наши внутренние дела, умело используя социально-экономические и национально-языковые проблемы, как это было в Крыму и на Донбассе. О личных теплых отношениях Путина и весьма неоднозначного по европейским меркам премьера Венгрии Орбана хорошо известно.

Но венгерская проблема Закарпатья коренится не только в агрессивной политике Венгрии и в исторических коллизиях, о которых расскажем отдельно.

Венгерский вопрос в Украине, во многом, имеет отечественные корни.

Будучи занятой шкурными проблемами и политиканскими склоками, постсоветская власть Украины, откровенно «прощелкала» нарыв, который зрел на Закарпатье все эти годы, особенно после прихода к власти в Венгрии национал-консервативной партии ФИДЕС во главе с нынешним премьером Виктором Орбаном. Одним из первых решений тогда стало внесение изменений в закон о гражданстве, которыми упрощалась процедура его получения венграми, живущими вне Венгрии в соседних странах. В этом смысле, венгерский вопрос в Украине является далеко не самым острым. При 10 млн населения самой Венгрии в соседних странах проживает около 3,3 млн этнических Венгров, из которых, например, более 1,2 млн – в Румынии и до 500 тысяч – в Словакии. В этом смысле, Украина с 156 тысячами венгров по данным 2001 года представляется не столь уж «тяжелым случаем». Львиная доля граждан Украины венгерской национальности проживает в Закарпатье, и больше всего в Береговском и части Хустского районов.

Относительно территорий компактного проживания венгров Закарпатья из Будапешта неоднократно слышались настоятельные предложения по созданию на их базе некоего Притиснянского (от названия реки Тиса) автономного национально-культурного округа. В Киеве такое предложение считают провокационным и нарушающим территориальную целостность страны.

Что же касается количества зарубежных венгров, предоставления гражданства зарубежным венграм, то эти данные закрыты. По ряду оценок, венгерские паспорта получили около 100 тысяч украинских венгров, и это огромный процент, если исходить из того, что венгерская диаспора в Украине насчитывает чуть более 150 тысяч человек. В то же время, в почти 20-миллионной Румынии, насчитывающей, повторим, более 1,2 млн этнических венгров, количество получивших гражданство мадьяр оценивается в 400 тысяч. В 7-миллионной Сербии, имеющей 250 тысяч этнических мадьяр, венгерское гражданство получили около 115 тысяч человек.

Но вернемся к гражданам Украины венгерской национальности. С социально-экономической точки зрения совершенно очевиден их интерес к венгерскому гражданству, точнее, к венгерскому заграничному паспорту, именуемому Útlevél. Наряду с паспортами других стран-членов Евросоюза, этот документ дает право на трудоустройство в любой стране Европы, а также право на безвизовый въезд в США, что вообще является эксклюзивом. Правда, отношение к венграм в странах «старой Европы» является довольно неоднозначным, равно как неоднозначной является социально-экономическая ситуация в самой Венгрии, но это отдельная тема. В любом случае, в депрессионном Закарпатье для местных венгров особых перспектив нет, как и в целом в Украине, долгие годы страдающей от войны и перманентного кризиса. Словом, экономические причины массового получения украинскими венграми второго гражданства особых пояснений не требуют.

Но есть еще не менее важные национально-языковые и культурно-ментальные причины. После поражения в войне Венгрии, входившей в коалицию с гитлеровской Германией, и присоединения Закарпатья к Украине закарпатские венгры в массе жили обособленным анклавом, ориентированным на соседнюю «большую родину». Многие из них не знают украинского языка и не хотят его знать. Даже советская власть с огромным трудом заставила их научиться кое-как говорить по-русски, да и то – далеко не всех. Склонность к сепаратизиции среди закарпатских венгров была всегда. Они смотрят венгерское телевидение, читают венгерские СМИ и книжки. В местах компактного проживания венгров везде висят венгерские флаги, но довольно редко можно увидеть украинские, таблички с указанием улиц написаны по-венгерски, да и сами названия преимущественно венгерские. Родственники закарпатских венгров находятся в Венгрии, там же чаще всего учатся их дети. Очень часто закарпатские мадьяры даже на работу едут в Венгрию, в связи с чем, на пограничном переходе Чоп-Захонь каждое утро наблюдается кавалькада автомашин на выезд из Украины, а вечером – на въезд, причем машины эти имеют венгерские номера, но ездят в них закарпатские венгры.

У закарпатских венгров не Берегово – а Берегсас, не Мукачево – а Мункач, не Ужгород – а Унгвар. Они считают Закарпатье не западом Украины, а востоком Венгрии.

Национально-ментальные и историко-культурные причины массового похода закарпатских венгров за паспортами соседнего государства, несомненно, имеются, равно как и социально-экономические. И как только соседнее государство принялось раздавать свои, намного более привлекательные паспорта, эти люди немедленно воспользовались возможностью ими обзавестить.

Но вина украинского государства и его элиты состоит в том, что политика хотя бы минимального привлечения закарпатских венгров была провалена, собственно, этой политики не было вообще. Более того, в СМИ появилась информация о том, что служба внешней разведки Украины еще 15-20 лет назад предупреждала высшее руководство страны об опасности раскачки ситуации на западных границах Украины соседними Польшей, Венгрией и Румынией, а также о том, что этим будет активно пользоваться Москва. Но никаких мер принято не было…

Можно было хотя бы создать в местах компактного проживания венгров Закарпатья ряд предприятий с достойной оплатой труда, установить определенные льготы для студентов-венгров, чтобы они учились и жили в Украине, а не уезжали в Венгрию. Но пока что о подобных мерах ничего не слышно…

Читайте продолжение…

Александр Карпец