Политика

Сезон охоты открыт: Кто попал под прицел НАБУ и прокуроров

Градус поднимается - НАБУ и топ-чиновники обмениваются громкими обвинениями. В коррупционной трясине оказались многие известные украинцы. В скандалах увязли не только министры и народные избранники, но и САП с НАБУ, чье противостояние вышло на новый уровень.

Война НАБУ и САП – от слова к делу

Конфликт между НАБУ и САП в среду получил продолжение, причем – довольно драматическое, с жучками, дракой и оружием. Кто прав, а кто виноват опять понять непросто, так как версии сторон разнятся. Назар Холодницкий заявляет о том, что его пытались прослушивать, протянув кабеля из «Охматдета», а его водителю сломали руку и разбили машину. В свою очередь, Артем Сытник заверяет, что никто не прослушивал главу САП, сотрудники НАБУ оказались на месте конфликта случайно, а драку провоцировали прокуроры, информируют Экономические новости.

Четверка под прицелом

Украинские антикоррупционеры разошлись не на шутку: под прицелом оказались топовые чиновники. Главная причина уголовных производств – незадекларированные доходы. Обвинения прозвучали в адрес министра инфраструктуры Владимира Омеляна, заместителя главы СБУ Павла Демчины, министра юстиции Павла Петренко и нардепа Антона Геращенко. Все они в унисон твердят о том, что обвинения несут исключительно политический характер.

Расследование антикоррупционных органов – отнюдь не гром средь ясного неба. Практически все чиновники, заполнив декларации, оказываются на крючке у НАБУ, так как в большинстве можно найти огромное количество неправды и несостыковок. Врачебная шутка гласит: нет здоровых – есть недообследованные. Так и у наших чиновников: есть лишь недопроверенные. В будущем этот список могут пополнить и другие известные фамилии.

Первым под удар попал министр инфраструктуры Владимир Омелян, который подозревается в незаконном обогащении. Проще говоря, его доходы не соответствовали расходам. Сам министр сравнил открытое производство с борьбой с «бабками в переходе». Он называет подозрение сфабрикованным и твердит, что в нем отсутствует состав преступления. Транспортник уверяет, что может пояснить каждый задекларированный цент, а дело подрывает репутацию и его личную, и самого НАБУ. Из суда министр ушел без конвоя, так как за него поручился его товарищ, министр молодёжи и спорта Украины Игорь Жданов. Владимир Омелян рассказал о том, что на поруки его готовы были взять шестьдесят человек.

Служебное положение выручило и первого заместителя главы Службы безопасности Украины Павла Демчину. Он решил, что лучший способ защиты – это нападение, и пошел в атаку. Правая рука главы СБУ потребовал привлечь к ответственности директора Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника. Демчина заявляет о том, что его оболгали все – от прокуроров и следователей до журналистов, с чьей «легкой руки» все и началось. У Демчины в рукаве оказалось очень много обвинений в адрес НАБУ – от незаконного трудоустройства до организации провокаций. В своих обвинениях помощник главы СБУ говорил о казино и стрип-клубах, организациях ДТП, попытках напоить алкоголем подозреваемых…

В подвешенном состоянии сейчас находятся еще два чиновника, которые попадают под расследование по все тем же обвинениям. Министр юстиции Павел Петренко, который занимает кресло министра еще с 2014 года, по подозрениям, также указал в декларации информацию, которая не соответствует реальной картине. Средства массовой информации сообщили о том, что племянница министра стала обладательницей элитного авто и дорогих квартир в столице. Вот только в декларации самого Петренко об этом ничего не говорится. Более того, он уверяет, что абсолютно никакого отношения к богатствам своей родственницы не имеет и не давал денег на покупку квартир и автомобиля.

Советник министра внутренних дел, народный депутат от «Народного фронта» Антон Геращенко также обвиняется в незаконном обогащении, так как, по информации все тех же журналистов, отдает за квартиру в Киеве около трех тысяч долларов в месяц, якобы из кармана своего тестя. Вот только в СМИ говорят о том, что доходы родственника не могут покрывать такие расходы. Сам нардеп уверяет, что чист перед законом.

Чем закончатся истории с Петренко и Геращенко – пока слишком рано говорить. В бюро уверены, что информация журналистов не является поводом для досудебного расследования, хотя и будут детальнее изучать декларации. В любом случае, всех фигурантов объединяют многочисленные заявления о политической подоплеке – перед президентскими и парламентскими выборами ведется скрытая война. Директор НАБУ Сытник уверен, что в будущем поток этих обвинений будет становиться все мощнее.

Общество в замешательстве

Обществу сейчас очень трудно разобраться в этих эскападах и взаимных обвинениях. Социологи утверждают, что украинцы серьезно сомневаются, есть ли успех в антикоррупционной реформе и можно ли доверять антикоррупционерам. Градуса прибавляет и то, что над самим главой НАБУ навис дамоклов меч: Генпрокуратура может лишить его свободы за нарушения тайны следствия. Сытника обвиняют в том, что он выдавал лишнюю информацию представителям СМИ. Дела главы САП Назара Холодницкого тоже не очень хороши: прослушка в его кабинете обнажила некоторые неудобные моменты. Прокурор оставил за собой кресло, но покой не приобрел: Холодницкий уже обратился в СБУ, заявив о том, что его опять прослушивают.

Прогресс есть

Несмотря на все эти войны и киношные страсти, процесс борьбы с этим позорным явлением продвигается. На Западе отмечают успехи украинцев в войне с коррупцией, которая с 1991 года повисла тяжким грузом на шее государства. И способствует этому не только работа специальных органов, но и сознание гражданского общества, и деятельность журналистов, которые не дают коррупционерам спать спокойно. Все это в комплексе помогает стране двигаться в правильном направлении (несмотря на подножки, скандалы и медленный темп), а также заставляет украинских политиков становиться более ответственными. Сейчас очень важно объединить все силы, так как впереди очень непростой период, который ближе к выборам будет выстреливать все новыми скандалами.

Инна Погрибная